Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение
Роль Екатерины II в формировании духовного облика Санкт-Петербурга. Екатерина II как государь, личность, представитель эпохи Просвещения.
Утверждение классицизма как господствующего принципа художественной культуры, соответствующего рационалистически-просветительской установке российского абсолютизма. Создание Академии художеств и ее регламентирующая роль в художественной жизни столицы. Эстетический потенциал столичной культуры.
Художественный опыт Европы в национально-специфическом преломлении — барокко и классицизм в архитектуре города и дворцово-парковых пригородов. Разные способы соединения рациональной конструктивности и эмоциональной декоративности, принципов французского и английского парков. «Медный всадник» Э. Фальконе и М. Колло как пластический символ культуры петербургского Просвещения.
Научная мысль и философия просветительского направления в Петербурге. Проблема воспитания человека нового типа и система образования. Развитие издательского и книготоргового дела, журналистики, библиотек. Значение сатиры в литературе и драматургии. Становление музыкальной культуры. Влияние идеалов Просвещения на развитие русской культуры и роль Екатерины Великой.
Увеличение прослойки европейски образованных представителей петербургского дворянства. Осознание ими непреодолимого разрыва между условиями жизни высших слоев общества и крестьянства как один из истоков зарождения русской интеллигенции. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева — первое свидетельство начала данного процесса. Роль женщины в духовной жизни города. Е. Дашкова — президент Академии наук. Женские образы в искусстве.
Возникновение духовного бицентризма России в начале XIX столетия как результат конфронтации Москвы и Петербурга в конце XVIII века.
- Пояснительная записка
- Примерный тематический план дисциплины направление подготовки 040300.62 Конфликтология
- Учебная программа Введение. Культура города и пути ее изучения
- Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга
- Тема 2. Основание и культурное самоопределение города
- Тема 3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)
- Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
- Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга
- Планы семинарских занятий
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — пушкинский петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — петербург достоевского
- Тема 7. Культура петербурга–петрограда начала хх в. — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура петрограда–ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры санкт-петербурга
- Дополнительные вопросы и задания
- Примерная тематика контрольных работ и рефератов
- Примерные темы контрольных работ и рефератов
- Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
- Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга
- Тема 2. Основание и культурное самоопределение города
- Тема 3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)
- Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
- Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга
- Театры, концертные организации
- Тестовые задания для текущего и итогового контроля
- Вопросы к экзамену (зачету)
- Дополнительная
- Периодические издания, информационные бюллетени
- Интернет-ресурсы
- Глоссарий