logo search
история спб

Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение

Роль Екатерины II в формировании духовного облика Санкт-Петербурга. Екатерина II как государь, личность, представитель эпохи Просвещения.

Утверждение классицизма как господствующего принципа художественной культуры, соответствующего рационалистически-просветительской установке российского абсолютизма. Создание Академии художеств и ее регламентирующая роль в художественной жизни столицы. Эстетический потенциал столичной культуры.

Художественный опыт Европы в национально-специфическом преломлении — барокко и классицизм в архитектуре города и дворцово-парковых пригородов. Разные способы соединения рациональной конструктивности и эмоциональной декоративности, принципов французского и английского парков. «Медный всадник» Э. Фальконе и М. Колло как пластический символ культуры петербургского Просвещения.

Научная мысль и философия просветительского направления в Петербурге. Проблема воспитания человека нового типа и система образования. Развитие издательского и книготоргового дела, журналистики, библиотек. Значение сатиры в литературе и драматургии. Становление музыкальной культуры. Влияние идеалов Просвещения на развитие русской культуры и роль Екатерины Великой.

Увеличение прослойки европейски образованных представителей петербургского дворянства. Осознание ими непреодолимого разрыва между условиями жизни высших слоев общества и крестьянства как один из истоков зарождения русской интеллигенции. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева — первое свидетельство начала данного процесса. Роль женщины в духовной жизни города. Е. Дашкова — президент Академии наук. Женские образы в искусстве.

Возникновение духовного бицентризма России в начале XIX столетия как результат конфронтации Москвы и Петербурга в конце XVIII века.