logo
история спб

Глоссарий

Авангардизм, авангард

— (от фр. avantgard — передний край, передовой отряд) это довольно широкое понятие, символизируещее различные экспериментальные, модернистские, подчеркнуто необычные начинания и поиски в искусстве XX века. На разных этапах первооткрывателями выступали сменявшие друг друга авангардные направления: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм начала века (сюрреализм 1920–1930-х, новые течения абстрактного искусства 1940–1950-х), различные формы акционизма, поп-арт, концептуальное искусство 1960–1970-х.

Общие черты авангарда: позиция постоянного протеста или «перманентного бунта», отказ от классических форм изобразительности и красоты в пользу ориентации на примитив, способность к постоянному самообновлению, футуристская общественность и склонность к жизнестроительству. Субъективная модель мира, создаваемая художником-авангардистом, призвана символизировать некую «вторую реальность». С этой целью изображение подвергается экспрессивным деформациям, аналитическому членению и различным игровым преобразованиям, вплоть до полного вытеснения изобразительности. Размывание границ между искусством и реальностью, придание произведению характера самоценного объекта реальности осуществляется, прежде всего, в таких формах, как коллаж и инсталляция (пространственная композиция).

Символика авангарда тесно связана и с его творческими установками — взглядом на творчество как на действие, освобожденное от осознанных целей, а на художественный объект — как на предмет, оторванный от привычных функций и ассоциаций. Поэтому простое перемещение предмета в иную, парадоксальную для него среду становится художественной акцией. Отражая научные и философские теории XX века, утверждающие самостоятельную роль сознания, решающую роль психических структур, априорных мыслительных схем и языка в отношения человека и мира, например, психоанализ, структурализм, авангард сделал самостоятельной задачей раскрытие языка визуальных форм и отношений между знаками разных уровней, что преследовало задачу создания «искусства об искусстве».

Академизм

— символ художественного направления, характеризующегося стремлением сохранить и развить высшие традиции и наиболее совершенные образы искусства. Эволюция академизма связана с деятельностью созданной в 1648 французской Королевской академии живописи и скульптуры, опиравшейся на принципы классицизма. Так как в последующее время базой развития академизма продолжали оставаться находившиеся под патронажем власти художественные академии, это превратило понятие «академизм» в символ косности и консерватизма. Культивировавший в XVII–XVIII веках историко-героические, аллегорические и мифологические сюжеты, условно-идеализированные образы и отвлеченно-абстрактные нормы красоты, академизм в первой половине XIX века исчерпал свои возможности, став оплотом отжившего эпигонского классицизма.

Акмеизм

— (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, острие) одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности. Становление акмеизма в России тесно связано с деятельностью Цеха поэтов, центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н. Гумилев.

Аллегория

— (гр. allegoria — иносказание) иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа, например: правосудие в образе женщины с завязанными глазами и весами в руках.

Амбивалентный

— (лат. ambi — кругом, с обеих сторон и valentia — сила) вызывающий двойственные чувства (например: любви и ненависти, восхищения и негодования и т.п.).

Ансамбль

— (фр. ensemble — согласие, соразмерность) взаимная согласованность, стройное единство частей, образующих нечто целое, например, архитектурный ансамбль.

Антаблемент

— (фр. entablement) конструктивный элемент здания, венчающий стену или колоннаду. Состоит из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент — одна из основных частей ордера.

Анфилада

— ряд внутренних помещений здания, расположенных на одной оси и сообщающихся между собой дверными проемами.

Апсида

— полукруглый или многоугольный выступ церкви. В православных церквях внутренняя часть здания, где помещается алтарь.

Арка

— криволинейное перекрытие между двумя опорами.

Аркада

— протяженный ряд арок, опирающихся на столбы или колонны.

Архитектоника

— (гр. architektonike) archi — первый, главный; tektonike — система конструкций, гармоническое соединение частей, их соразмерность в едином целом.

Архитектура

— искусство проектирования и строительства сооружений. Архитектура отвечает не только утилитарным запросам общества, но решает также идеологические, социальные и эстетические задачи. Будучи частью материальной культуры, архитектурное сооружение является в то же время произведением монументального искусства, в формах которого выражается общественное сознание. Архитектура входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура и архитектура.

Арматура

— (лат. аrmatura — вооружение) — элемент декоративного оформления общественных зданий и памятников в виде композиции, составленной из воинских доспехов, оружия, знамен, в центре которой, как правило, помещается Анкила — щит Марса.

Архитрав

— балка, лежащая на колоннах; нижняя часть антаблемента.

Атлант

— (гр. atlantos) вертикальная опора в виде мощной мужской фигуры, поддерживающая балочное перекрытие вместо колонны.

Аттик

— стенка над карнизом, украшенная рельефом или надписью. (триумфальные арки, дома в западной Европе).

База

— основание колонны, пилястры.

Базилика

— здание, разделенное внутри несколькими рядами столбов или колонн на несколько частей — нефов. Средняя часть обычно больше (раннехристианская церковь, здание суда или торговых сделок у древних греков, римлян).

Балюстрада

— ограждение балконов, лестниц, крыш и т. п., часто в виде перил с невысокими фигурными столбиками — балясинами.

Барабан

— цилиндр или многогранник, на который опирается купол.

Барельеф

— (фр. bas-relief — низкий рельеф) скульптурное украшение на плоскости, когда изображение выступает из стены меньше чем на половину.

Барокко

— (итал. barocco) художественный стиль в Западной Европе XVI–XVIII вв., отличающийся декоративной пышностью, живописностью, причудливостью форм, иллюзорностью, динамизмом.

Бельведер

— постройка на возвышенном месте, откуда любовались видом.

Бельэтаж

— (фр. bel — красивый) второй парадный (обычно с более высокими комнатами) этаж здания. В театре бельэтаж — первый ярус балконов над партером.

Боскет

— кусты и деревья, подстриженные определенным образом; беседки из кустов и деревьев.

Витраж

— картина из кусков цветного стекла, вставленная в проем окна, двери.

Возрождение

(Ренессанс) — период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV — XVI вв., в других странах конец XV — XVI вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название).

Волюта

— архитектурная деталь в форме завитка или спирали.

Восьмерик

— восьмигранный сруб, в деревянном зодчестве применялся как конструктивный прием при переходе от кубического объема к куполу: восьмерик на четверике.

Галерея

— крытое, светлое помещение, соединяющее отдельные части здания, одна из стен бывает заменена столбами или колоннами.

Глава

— наружная часть покрытия барабана. Бывает в форме шлема, луковицы и т. д.

Гласис

— пространство возле крепости, оставляемое без построек и растительности для того, чтобы лишить противника при приближении к крепости каких-либо укрытий.

Горельеф

— скульптурное украшение на плоскости, когда изображение выступает из стены больше чем на половину.

Гравюра

— (фр. gravure) в изобразительном искусстве раздел графики, включающий произведения, исполненные посредством печатания с гравировальной доски. Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева — самшита или пальмы. Все места, которые на гравюре должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами — штихелями. На оттиске-гравюре черными становятся те места, которые на доске не были тронуты резцом. Когда рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске.

Гризайль

— вид декоративной живописи, выполненной различными оттенками одного цвета, обычно серого. Росписи и панно в технике гризайли, подражающие скульптурным рельефам, часто встречаются в интерьерах дворцов XVII–XVIII веков.

Гротеск

— система изображений, где причудливо сочетаются реальное и фантастическое, прекрасное и безобразное, смешное и серьезное. Первоначально вид орнамента, живописного или лепного, где смешаны изображения людей, растений, животных. Стал известен в XV веке после раскопок в Риме античных зданий.

Гульбище

— галерея, открытая терраса, охватывающая здание с нескольких сторон.

Дворяне,

дворянство

Дворянство — основное привилегированное сословие. До 1861 года дворянство имело право владения имениями, населенными крестьянами; с 1762 по 1874 год освобождалось от обязательной военной и гражданской служб, телесных наказаний; до 1862 г. избирало из своей среды значительное количество должностных лиц. Дворянство делилось на потомственное и личное. Потомственное дворянство состояло из шести категорий, каждой из которых соответствовала особая часть губернской родословной книги: 1-я часть — возведенные в дворянство по личному пожалованию суверена; 2-я часть — получившие дворянство по военной службе; 3-я часть — получившие дворянство по гражданской службе; 4-я часть — иностранные дворяне, перешедшие в российское подданство; 5-я часть — титулованные дворяне; 6-я часть — старинные дворянские роды. Различий в правах и обязанностях между категориями не было, но у 5-й и 6-й категории были некоторые привилегии.

Декадентство

— (фр. decadence; от позднелат. decadentia — упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. Ряд черт декадентского умонастроения отличает и некоторые направления искусства, которые объединяются термином «модернизм».

Декор

— (лат. decore — украшать) совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров. Декор может быть живописным, скульптурным или архитектурным. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения. Различают активный декор, соответствующий конструкции постройки, связанный с его функцией и формой, и пассивный декор, не соответствующий членениям формы и привлеченный лишь для украшения здания.

Дендрохронология

— определение возраста деревьев по кольцам годичного (или ежегодного) прироста.

Духовный

регламент

— важнейший документ законодательства Петра I о религии, установивший принципы церковной реформы, главнейший из которых — замена патриаршей единоличной власти на коллегиальное управление Святейшего Синода. Фактически монарх становился главой Православной Церкви в Российской империи. Документ был напечатан осенью 1721 г., но вступил в силу 25 января 1721 г. и назывался «В Регламент, или Устав духовной коллегии, которому оныя знать долженства».

Живопись

— вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность. В художественных произведениях используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактура и композиция, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, их качественное, материальное многообразие, пространственную глубину и световоздушную среду.

Западничество

— течение русской общественный мысли, сложившееся в 40-е годы XIX в. Представители западничества выступали за европеизацию страны — отмену крепостного права, установление буржуазных свобод, за широкое и всестороннее развитие промышленности. Представители этого направления высоко оценивали реформы Петра I. Идеи западничества выражали и пропагандировали публицисты и литераторы П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев, Н. А. Мельгунов, В. П. Боткин, П. В. Анненков, М. Н. Катков, И. И. Панаев и др.; историки Т. Н. Грановский и К. Д. Каверин; журналист и переводчик Е. Ф. Корш, художник К. А. Горбунов. Со своими произведениями западники выступали в журналах «Отечественные записки», «Современник», позже — «Русский вестник» и «Атеней».

Изобразительное

искусство

— это искусная деятельность по созданию зримых образов в любых формах и разнообразными средствами: графическими, живописными, скульптурными, архитектоническими. Именно такое широкое определение предмета позволяет включить в область изобразительного искусства, помимо живописи, графики и скульптуры, архитектуру и декоративно-прикладное искусство.

Иконостас

— в православной церкви преграда, отделяющая алтарь от остального пространства храма, представляет собой ряды икон, расположенных в строго установленном порядке.

Интерьер

— архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение.

Иррегулярный

— неправильный, не подчиненный определенному положению, порядку, общим правилам.

Каннелюры

— вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.

Кант

— (лат. cantus — пение) род бытовой многоголосой песни, распространенный в России в XVII–XVIII веках.

Капелла

— католическая часовня, предел в храме, домовая церковь.

Капитель

— верхняя часть колонны, пилястры, на которую опирается горизонтальное покрытие.

Кариатида

— вертикальная опора в виде женской фигуры.

Карниз

— выступающая часть перекрытия, верхняя часть антаблемента.

Картуш

— (фр. kartouche) декоративная скульптурная композиция в виде обрамленного завитками щита или не до конца развернутого свитка с гербом, девизом, годом постройки здания и т. п. Картуш обычно находится над порталом, на фронтоне или на аттике.

Квадрига

— античная колесница, запряженная четверкой лошадей.

Квартал

— часть города, ограниченная четырьмя пересекающимися улицами.

Кессоны

 

 

 

— (фр. caisson — ящик) квадратной или многоугольной формы ячеи, углубления, ритмически расположенные на потолках, внутренних поверхностях арок и сводов. Широко применяются для художественной обработки перекрытий и для улучшения акустики помещений.

Классицизм

— (лат. classicus — образцовый) течение в европейской художественной культуре XVII – начала XIX вв. Классицизм возник во Франции в период формирования абсолютной монархии; он нес в себе прогрессивные общенациональные тенденции, утверждал идеальное представление о рационально организованном государстве, основанном на подчинении интересов сословий и отдельных личностей интересам нации. Рационалистический подход к явлениям общественной жизни классицизм переносил и в область искусства, считая его основной темой торжество гражданского долга и разума над стихийными индивидуалистическими тенденциями. Как архитектурному стилю классицизму присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетания стены с ордером и сдержанный декор.

Клобук

— (тюрк., «колпак», «шапка») головной убор православных священнослужителей в виде высокой цилиндрической шапки с покрывалом.

Кокошник

— декоративное завершение русских церквей и колоколен в виде нескольких рядов уменьшающихся глухих арочек, закомар.

Коллегии

— центральные учреждения Российской империи, созданные Петром I по аналогии с западными и вытеснившие приказы. В 1717 г. было введено 10 коллегий: Коллегия иностранных дел, Адмиралтейств-коллегия, Военная коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Берг-коллегия, Коммерц-коллегия, Мануфактур-коллегия.

Колонна

— обработанный круглый в сечении столб, частями которого являются: ствол, капитель, база (в дорическом ордене отсутствуют.

Колоннада

— ряд колонн, поддерживающих перекрытие.

Комедия

— (гр. komodia — веселое представление, песни) один из видов драматургических произведений, в которых отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо явление, черты человеческого характера.

Консоль

— жестко закрепленная одним концом балка, поддерживающая обычно балкон, карниз или колонны; снизу обычно декорирована волютами.

Контрфорс

— (фр. сontre – против, fortis — сильный) устой, вертикальная опора, расположенная с внешней стороны стены здания и принимающая на себя боковой распор. В архитектуре готики передача распора крестового (нервюрного) свода на контрфорс осуществлялась при посредстве соединительных арок — аркбутанов. Применение контрфорсов позволило строителям готических соборов заменить внутри храма толстые опорные столбы тонкими колоннами и тем самым предельно облегчить всю композицию храмового интерьера, что составляет одну из важнейших особенностей этого стиля. Обычно контрфорс имеет простую форму: к основанию стены сечение контрфорса увеличивается по треугольнику или уступами. При малых нагрузках сечение по высоте может оставаться постоянным, и в этом случае контрфорс по своему виду приближается к пилястре.

Конха

— (гр. koncha — раковина) полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей (абсид, ниш) различных зданий. Созданная в восточной архитектуре эллинистического времени, конха использовалась в римском и византийском зодчестве. Большое распространение конха получила в средневековых культовых сооружениях, но также широко применялась в произведениях русской архитектуры.

Кордегардия

— или «кордегария» (фр. corps de garde) — павильон, отдельное здание, помещение для военного караула. То же, что гауптвахта.

Кронверк

— (нем. kronwerk — укрепление на главном направлении) наружное вспомогательное укрепление, возводившееся перед главным валом крепости с целью его усиления. Укрепление состояло из одного бастиона и двух полубастионов на флангах, что в плане имело вид короны, откуда и название.

Культура

— целостное единство всего того, что отличает человека от животного, что противостоит природе, — и вне человека, и в нем самом, и в его поведении.

Купол

— покрытие здания частью сферы, эллипса, многогранника, зонтика и т. п.

Курдонер

— парадный двор замка или дворца, огороженный с трех сторон строениями.

Лавра

— (гр. layra) название крупных православных мужских монастырей, непосредственно подчиненных Синоду.

Лоджия

— помещение, открытое с одной из протяженных сторон и ограниченное аркадой.

Лопатка

— плоская колонна, примыкающая к стене и не имеющая базы и капители.

Лучковый

фронтон

— фронт сегментовидной формы, напоминающий по своим очертаниям натянутый лук.

Люкарна

— (фр. lukarne от лат. lux — свет) оконный проем круглой или многоугольной формы в чердачном помещении или купольном перекрытии; зачастую имеет декоративное значение, украшается наличником, лепным обрамлением. К примеру, люкарны освещают межкупольное пространство Казанского собора.

Манеж

— (фр. manege) здание для тренировки лошадей, для обучения верховой езде и проведения конноспортивных состязаний.

Маскарон

— лепная, резная или литая маска в виде человеческого лица или головы зверя. Помещается над окнами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах, мебели.

Медальон

— (фр. «большая медаль» от лат. metallum) в архитектуре и прикладном искусстве рельеф или орнаментальный мотив, заключенный в овал или круг. Применяется в отделке зданий, мебели, в рисунках тканей и т. д.

Миниатюра

на эмали

— миниатюра, выполненная в технике финифти. В петровскую эпоху особую популярность в России приобрела портретная миниатюра. Несмотря на малые размеры и специфику техники, миниатюрный портрет достигал глубины и серьезности образных характеристик. Портреты имели различную форму, но наиболее распространенными были круглая, овальная, восьмиугольная и фигурная. В виде миниатюр исполнялись и иконы с изображением Христа, святых, мучеников и т. д.

Модерн,

модернизм

— (фр. moderne — новейший, современный) стиль в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX в. Идейно-философской почвой, на которой родилось новое искусство, был неоромантизм, возрождавший идеи о противоречиях между индивидом и обществом, миростроительной миссии художника-демиурга, ведущей роли творческого прозрения в создании произведения искусства. В сочетании с теориями А. Шопенгауэра и Ф. Ницше и с усилением интереса к учениям о скрытых закономерностях саморазвития духа и материи, эти идеи приобрели в эстетике модерна самодовлеющее значение иррациональных импульсов к творчеству.

Теоретики модерна, бельгийский архитектор Хенри Ван де Велде и английский архитектор Уильям Моррис, выдвинули утопическую идею о преобразовании окружающего мира посредством красоты. Идея синтеза искусств, основой которого выступала архитектура, способствовала возникновению оригинальной и яркой эстетики модерна, проявившей органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Характерные для архитектуры этого времени дома-иллюзии, дома-растения отрицали симметричность форм, а кованые перила выражали напряженный ритм эпохи. Особое место в стиле модерн занимает творчество испанского архитектора Гауди, дома и парковые композиции которого представляют собой непрерывный поток или бесконечную лиану. При этом любая часть конструкции или декора имела свое символическое религиозное значение (например, параболические арки отождествлялись со Святой Троицей).

Что касается живописи модерна, то для нее характерны плоскостность, орнаментальность целого в сочетании с включенными в ткань произведения и иллюзорными, и натуралистическими деталями. Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма. С живописью модерна связаны Поль Гоген, участники группы Наби во Франции, Эдвард Мунк в Норвегии, М. А. Врубель и В. М. Васнецов, участники группы Мир искусства (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов) в России.

Скульптура модерна отличалась текучестью форм и причудливостью силуэта, примером чего служит позднее творчество Огюста Родена во Франции и работы А. С. Голубкиной в России.

Наличник

— обрамление дверного или оконного проема.

Неф

— одна из частей базилики, отделенная от других столбами или колоннами.

Обелиск

— каменный столб, суживающийся кверху, с пирамидальным завершением.

Ода

— (гр. ode — песнь) стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или значительного события.

Опера

— (ит. opera — труд, дело, сочинение) вид музыкально-театрального искусства; музыкально-драматическое произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образах и выражается с помощью инструментальной (оркестровой) и вокальной (сольной, хоровой) музыки.

Ордер

— принцип архитектурной композиции со строгим соотношением определенных элементов и пропорций. Классические виды ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский. Основу ордера составляют колонна, антаблемент, стереобат или цоколь и фронтон.

Павильон

— (фр. pavillon от лат. papilio — шатер) отдельно стоящая постройка облегченного типа, имеющая сравнительно небольшой компактный объем.

Палладианство

— термин, применяющийся для характеристики одного из направлений классицизма (по имени крупнейшего мастера итальянского Возрождения Андреа Палладио (1508–1580 гг.)). Разработанные Палладио на основе жизненных требований планы зданий всегда связывались им с композицией фасада. Особенностью приема Палладио было применение большого ордера, охватывающего несколько этажей. Архитектурное творчество зодчего, его умение широко использовать античное наследие, а также строгость и гармоничность его построек оказали большое воздействие на архитектуру классицизма. Его последователи в России: Дж. Кваренги, И. Е. Старов, Н. А. Львов.

Пандус

— пологий спуск, заменяющий лестницу, часто служит для въезда экипажей.

Парк английский

— для английского садово-паркового искусства характерен отказ от формализма регулярных композиций, в нем утверждается стилевое направление передачи красоты естественного ландшафта.

Парсуна

— (лат. persona — личность, лицо) тип портретного искусства, в котором стилистически соединяются качества и приемы традиционной древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры, масляными красками.

Парус

— треугольник между двумя поставленными под прямым углом арками, создает переход от квадратного в плане пространства к куполу или к барабану купола. В различных странах и эпохах применялись паруса разных типов: арочные, воронкообразные, ступенчатые, сталактитовые, конховые и т. д.

Пейзаж

— (фр. paysage — местность, страна) произведение, на котором изображена природа. Существуют разновидности пейзажа: городской (изображающий вид города), архитектурный (изображающий архитектурные сооружения), марина (изображение моря) и др. Как самостоятельный жанр пейзаж возник в Китае в XII веке. В европейской живописи он начал развиваться с XVI века. До этого природа изображалась как фон в произведениях исторического и портретного жанров. Новым этапом в развитии пейзажной живописи явился пленэр (в переводе с французского означает «открытый воздух»), когда произведения живописи создавались в естественных условиях, непосредственно на природе. Благодаря этому пейзажи стали более реалистичными и жизненными.

Перспектива

— (лат. perspicio — ясно вижу) наука видения пространства, система практических способов и приемов изображения пространства на плоскости.

Пилон

— (гр. pylon — ворота, портал) две высокие, узкие в плане, усеченные пирамиды с входным порталом между ними, составляющие монументальные входы в древнеегипетские храмы; массивные столбы, стоящие по сторонам въездов, входов на территорию общественных зданий, парков и т. д.; обычно служат пьедесталом для скульптуры, вазонов. Пилонами называют так же мощные опоры (большого сечения, чаще прямоугольные в плане), которые поддерживают плоские перекрытия, своды, арки, устои мостов.

Пилястра

— вертикальный плоский выступ в стене с базой и капителью.

Плафон

— потолок или свод, украшенный живописью или лепкой.

Плетенка

— плетеный орнамент, применяющийся для украшений, например, вала на базах, цоколях.

Полуколонна

— колонна, выступающая из плоскости стены по всей высоте на половину диаметра.

Портал

— нарядно украшенный вход в общественное здание или храм; несколько уходящих в глубину, постепенно уменьшающихся арок или уступов образуют портал перспективный.

Портик

— галерея на столбах или колоннах, завершенная фронтоном или аттиком, перед входом в здание.

Портрет

— (франц. portrait) один из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященный изображению конкретного человека или группы людей, реально существующих или существовавших в прошлом. Индивидуализированное изображение лица, хоть и соединенное еще с иконописными приемами, свидетельствует, что уже в XVII веке произошло отделение светского искусства от религиозного с последующим самостоятельным развитием. С расцветом в России гравюры и архитектуры, который был связан с основанием Петербурга в 1703 году, искусство портрета получило большое развитие. Выдвижение Петром людей незнатного происхождения, но отличавшихся умом и способностями, на важные государственные должности немало способствовало интересу к личности человека. Это, в свою очередь, содействовало развитию портретного жанра.

Различают портреты: головной, оплечный, подгрудный, поясной, поколенный и портрет в рост; по форме: прямоугольный, овальный, круглый, овал, вписанный в прямоугольник. Портреты могут быть подписными, т. е. подписанными автором, либо неподписными (не содержащих авторских подписей).

Пропилеи

— монументальные ворота с колоннадой; вход на акрополь.

Просвещение

— идейное течение XVIII — середины XIX вв. В ряде стран Западной Европы движение было настолько широким и важным, что уже у его современников возникло представление о пришедшей на смену мрачному средневековью эпохе Просвещения. Термин «Просвещение» встречается у Вольтера, И. Гердера и др.; окончательно он утвердился после статьи И. Канта «Что такое Просвещение?» (1784 г.). Историческая наука XIX века стала характеризовать Просвещение как эпоху безграничной веры в человеческий разум, в возможность перестроить общество на разумных основаниях, как эру крушения теологического догматизма, торжества науки над средневековой схоластикой. Главные представители Просвещения в Англии — Дж. Локк, Дж. Коллинз, Дж. Толанд; во Франции — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гёте; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в XIX–XX вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума.

Пьедестал

— подножие, основание памятника, статуи, колонны, состоящее из трех частей: цоколь, стул, карниз.

Ракурс

— в искусстве это перспективное сокращение удаленных от зрителя форм, фигур или предметов, изображенных на рисунке, картине, барельефе.

Рациональный

— основанный на разуме, логике.

Реализм

— (от лат. realis — вещественный) художественный метод; его основа — принцип жизненной правды, правдоподобие в изображении событий, людей, предметов. Реализм стремится к глубинному постижению жизни, к широкому охвату действительности с присущими ей противоречиями, признает право художника освещать все стороны жизни без ограничения. Искусство реализма показывает взаимодействие человека со средой, воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей, активную преобразующую роль общественных движений.

Регулярный

— геометрически правильный по своей планировке.

Рельеф

— (фр. relief) скульптурное произведение с выпуклым или углубленным изображением на плоскости.

Ризалит

— часть здания, выступающая за основную линию фасада.

Розетка

— (фр. rosette — розочка) орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка, например, розы; чаще всего используется для заполнения поля кессонов.

Рокайль

— декоративный орнамент, имитирующий соединение причудливых раковин и диковинных растений.

Рококо

— (фр. rococo — раковина) возникший в первой половине XVIII века во Франции архитектурный и декоративный стиль, отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом.

Романс

— (фр. romance от roman — романский) небольшое музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (на фортепьяно, гитаре и т. п.); романсом часто называют инструментальные музыкальные пьесы (для скрипки, фортепьяно, виолончели), отличающиеся преобладанием мелодического начала.

Романтизм

— (фр. romantisme — странное, фантастическое) идейное и художественное направление в духовной культуре конца XVIII — первой половины XIX вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца XVIII в., в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности — основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков — героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной стороны души», облекающимися в формы иронии, гротеска, поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира, идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Основные представители романтизма: в литературе — Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Меллвил, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев; в музыке — Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен, Р. Шуман; в изобразительном искусстве — Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Теоретические основы романтизма сформировали Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг.

Романтический

— мечтательно настроенный, проникнутый оптимизмом, возвышенный, устремленный к идеалу.

Ростральная

колонна

— (лат. rostrum — клюв, нос корабля) отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен рострами — скульптурным изображением носовых частей кораблей.

Ротонда

— (лат. rotundus — круглый) круглая в ширине постройка (павильон, беседка, зал), обычно окруженная колоннами и перекрытая куполом.

Руст

— отдельный каменный прямоугольник, обработанный рустикой.

Рустика

— способ обработки камня, когда одна сторона его остается грубо околотой с узким гладким кантом по краям; способ декоративного украшения стены, когда тонкие гладкие рамки подчеркивают выступающие вперед прямоугольники (каменные, штукатурные, деревянные).

Сандрик

— карниз над окном или дверью, бывает треугольный, лучковый и т. д.

Сатира

— (лат. satura — разное, смесь) художественные произведения различных родов и видов (роман, повесть, рассказ, пьеса, стихотворение), в которых гневно осуждаются и резко осмеиваются порочные явления общественной и личной жизни.

Светское

общество

— (свет, высшее общество, лучшие дома и т. п.) социокультурный круг людей, связанных определенными правилами общения (коммуникации), европеизированными системами ценностей и идеями.

Свод

— перекрытие здания, имеющее криволинейную форму. Известны своды цилиндрические, коробовые, крестовые, стрельчатые, ступенчатые, нервюрные, звездчатые и др. (всего около 20 типов).

Секуляризация

— (лат. saecularis — светский) 1. обращение государством церковной собственности в светскую; 2. изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому; освобождение от церковного, духовного влияния.

Серебряный век

— термин, которым, по сложившейся в русской критике XX в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа XIX–XX вв. или начала XX в.

Символизм

— (от фр. symbolisme, от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 гг. и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже XIX–XX вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век». В Манифесте символистов Ж. Мореас дал определение природы символа, вытеснившего традиционный художественный образ и ставшего основным материалом символистской поэзии. Принципиальное отличие символа от художественного образа — его многозначность. Двуплановость символа восходит к романтическому представлению о двоемирии, взаимопроникновении двух планов бытия.

Симфоническая музыка

— (гр. symphonos — созвучный) музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. Ведет начало от появления симфонического оркестра и симфонии в середине XVIII века.

Сентиментализм

— (фр. sentiment — чувство, чувствительность) художественное течение второй половины XVIII в. Доминантой человеческой природы сентиментализм объявил чувство, а не разум. В сентиментализме произошло обращение к переживаниям простого человека (незнатного и небогатого); богатый духовный мир простолюдина — одно из его основных открытий и завоеваний. В сентиментализме в значительной мере преодолевается рационалистическая прямолинейность в обрисовке человеческого характера. Они первыми, до романтиков, вносят сюда элементы диалектики. Герой сентиментального романа совершает как благородные, так и дурные поступки. В Петербурге представителями сентиментализма были Н. М. Карамзин, В. В. Капнист, Н. Н. Львов.

Синкретизм

— (гр. synkrёtismos — объединение) слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо.

Синод

или Святейший Синод (гр. — собрание) — высшее государственное учреждение по делам Русской Православной Церкви, образован в 1721 г. из Духовной коллегии. Синод занимался всеми делами, касавшимися церкви, начиная от толкования догм и кончая любыми хозяйственными вопросами, включая перемещение священно- и церковнослужителей, борьбу с ересью и др. Надзором за деятельностью Синода занимались обер-прокуроры.

Скульптура

— (лат. sculptura — высекаю, вырезаю) ваяние пластика, вид изобразительного искусства, основанного на принципах объемного, трехмерного изображения. Как правило, объект изображения скульптуры — человек, реже животные (анималистический жанр), еще реже природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Различают две основные разновидности скульптуры: круглую (статуя, скульптурная группа, статуэтка, торс, бюст и т. д.), которая свободно размещается в пространстве и обычно требует кругового обзора, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. По содержанию и функциям скульптура делится на монументальную, монументально-декоративную, станковую и так называемую скульптуру малых форм. Монументальная и монументально-декоративная скульптура рассчитаны на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение и адресуется множеству зрителей, размещается в общественных местах (улицы, площади, парки, фасады зданий, интерьеры общественных сооружений). Станковая скульптура, не связанная напрямую с архитектурой, носит более камерный характер, и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьеров. Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством.

Славянофильство

— направление в русской общественной мысли 40–60 гг. XIX в., отстаивающее в противоположность западничеству особые, «самобытные» внеевропейские тенденции развития России, ее истории и культуры. Учение славянофильства начали создавать А. С. Хомяков, И. В. Кириевский. В 1839 г. поэт А. С. Хомяков написал статью «О старом и новом», где впервые были отчетливо изложены взгляды славянофилов. Вскоре складывается кружок славянофилов, а ряд периодических изданий («Москвитянин», «Русская беседа», «Москва», «Парус») постоянно публикуют их сочинения различных жанров. Среди славянофилов особенно примечательны были фигуры А. С. Хомякова, братьев И. В. и П. В. Кириевских, К. С. и И. С. Аксаковых, Ю. Ф. Самарина, А. М. Кошелева. Славянофилы требовали отмены крепостного права, желали всеобщего просвещения, освобождения человека от пут бюрократической государственной власти. Они отрицательно относились к реальным недостаткам западноевропейской цивилизации: омещанивание, обездушивание, «обезбоживание» человека. Спасение родины от участи Запада славянофилы искали в сохранении и развитии православия и патриархально-общинных основ, уходящих в быт и нравы допетровской Руси.

Слобода

— часть города, жители которой пользуются временными льготами в уплате налогов и отбывании других повинностей.

Стилобат

— (гр. stylobates; stylos — колонна, baino — ступаю) в античной архитектуре подножие колоннады, верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружается колоннада. Иногда стилобатом называется вся верхняя ступень стереобита.

Стиль

— (лат. stilus, от греч. stylos — остроконечная палочка для письма) устойчивая общность изобразительных приемов, выразительных средств, образной системы, определяющая художественное своеобразие конкретного явления искусства: художественной эпохи, направления, школы, творчества отдельного мастера, даже одного произведения. Традиционно выделяют так называемые исторические стили. Под ними подразумевают определенный этап в истории искусства, когда складывалась единая художественная система, охватывавшая различные виды искусства и художественного творчества и стремившаяся к их синтезу. Ведущая роль в формировании исторических стилей отводится архитектуре. Более всего изучены стили европейского искусства: архаика, классика, эллинизм — в искусстве античного мира, романское и готическое искусство — в эпоху средневековья; стили Возрождения, барокко, классицизма. Попытку создания «большого» стиля предприняли художники модерна. С развитием искусства в XIX веке и тем более в XX веке связана невозможность применения категории стиля к характеристике всего многообразия художественных явлений.

Сциентизм

— (лат. scientia — знание, наука) философско-методологический принцип, признающий в качестве подлинных наук только естественные науки, математику и абсолютизирующий их роль в системе культуры, в изучении и объяснении всех сторон жизни общества.

Терраса

— (фр. terrasse, от лат. terra — земля) горизонтальная площадка на склоне местности, естественного происхождения или искусственно устроенная, для возведения зданий, прокладки дорог, для сельскохозяйственных целей и т. д.

Тимпан

— (гр. tympanon — бубен) внутреннее поле фронтона, также участок стены над дверью, окном, выделенный рельефом, имеющий треугольное или полуциркульное очертание. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и пр.

Толерантность

— (лат. tolerantia — терпение) 1. способность переносить неблагоприятное влияние каких-либо факторов; 2. терпимость к чужим мнению, поведению и т. п.

Трагедия

— (гр. tragoidia) один из видов драмы, в основе которой лежит напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой трагедии оказывается перед превосходящими его силы препятствиями.

Трансепт

— (познелат. transseptum — за оградой) в культовых архитектурных сооружениях поперечный неф, пересекающий под прямым углом основные нефы здания.

Тяга

— (др. русск. «тяг», «ремень»; от праслав. teg – натягивать, греч. tenio, лат. tendo — натягиваю) в архитектуре узкий горизонтальный выступ на стене. Имеет как конструктивное (для придания большей точности), так и декоративное (пропорциональное членение плоскости) значение.

Фасад

— каждая из внешних сторон здания.

Филёнка

— (нем. Fullung, от fullen — заполнять) прием пластической обработки поверхности: выделение участков стены тонким профилированными рамками.

Флигель

— (нем. flugel — крыло) в архитектуре боковая пристройка основного здания или отдельная постройка, входящая в состав усадьбы.

Фриз

— средняя часть антаблемента, а также докративная полоса, часто с рельефным или с декоративным изображением, украшающим стену.

Фронтон

— плоскость, заполняющая торец двухскатной крыши, обычно в форме треугольника. Фронтон бывает также лучковый, ступенчатый, разорванный.

Футуризм

— (итал. futurismo от лат. futurum — будущее) авангардистское художественное течение 1910-х – начала 1920-х XX века, наиболее полно проявившееся в Италии (родине футуризма) и России. Отрицались художественные и этические ценности прошлого. Устаревшими были объявлены жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. На мировоззрение футуристов оказали сильное влияние идеи Ницше с его культом сверхчеловека; философия Бергсона, утверждающая, что ум способен постигать только все окостенелое и мертвое; бунтарские лозунги анархистов. Человек будущего, в их представлении, — это «механический человек с заменяемыми частями», всемогущий, но бездушный, циничный и жестокий.

Хор

— в западнохристианских церквах место, где располагались священнослужители и певчие. Находился перед алтарной частью храма. Отделен от молящихся низкой оградой.

Хоры

— верхние галереи, балконы внутри церкви.

Целла

— (лат. cella — комнатка) первоначально маленькая комнатка или каморка для съестных припасов в римских жилых домах; позже внутренне помещение античного храма — святилище, где находилась статуя божества.

Цоколь

— нижняя часть стены здания или сооружения, выступающая наружу и служащая основанием. Часто облицована камнем.

Четверик

— в русском деревянном зодчестве архитектурное сооружение или его составная часть, имеющая в плане четырехугольник; четырехстенный сруб.

Шатер

— покрытие здания в форме высокой четырехгранной или восьмигранной пирамиды.

Щипец

— верхняя часть фасада в форме угла, декоративные треугольники над окнами, дверями. В отличие от фронтона не имеет внизу горизонтального карниза.

Экзерциргауз

— (нем. Exerzierhaus) закрытое помещение, предназначенное для обучения войск; в нем проводились строевые занятия, разводы, вахтпарады, полковые праздники, молебны.

Эклектика,

эклектизм

— (гр. eklego — выбираю) художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях; обычно имеет место в период смены больших художественных систем. В Росси эклектика утвердилась в 1830–1840-х гг. как архитектурное течение, восставшее против рутинности устаревших академических догм, требовавших следовать законам античного зодчества и Возрождения. Прошедшая в своем более чем полувековом развитии через различные стадии, эклектическая архитектура обогатило русское зодчество рядом крупных достижений: созданием новых типов жилых и общественных зданий; организацией комфортных условий для жизни и деятельности человека; внедрение новейшей строительной техники. Выдающиеся зодчие эклектики второй половины XIX в. Г. А. Боссе, Р. А. Гедике, И. С. Китнер, М. Е. Месмахер, А. И. Резанов, П. Ю. Сюзор, В. А. Шреттер и многие другие создали немало первоклассных произведений, в большой степени определивших облик центральных районов Петербурга.

Экседра

— (гр. exedra) полукруглая ниша большого размера, завершенная конхой, часто с сиденьями вдоль стен. Экседра встраивалась в здание или сооружалась в виде отдельного павильона и служила местом собеседования и отдыха.

Эрмитаж

— (фр. ermitage — жилище отшельника, уединенный уголок) название многих загородных вилл, парковых павильонов, предназначенных для уединенного отдыха и развлечений владельца и узкого круга его гостей.

Эстамп

— (фр. estampe) оттиск с гравированной доски. Собственно, эстамп это та же гравюра на дереве, на металле, линолиуме и камне. Эстампы бывают черно-белыми и цветными. Несмотря на то, что может быть несколько экземпляров одного и того же эстампа, все они считаются подлинниками, потому что напечатаны с доски, которую гравировал сам художник.

Этноцентризм

— совокупность взглядов, идей, создающих преувеличенное мнение о достоинствах, национальном характере, роли в истории и т. п. какого-либо народа, нации.

Ярус

— единица членения здания; в зависимости от назначения внутренних помещений может иметь конструктивные и декоративные особенности.

Ред. — Тодорова О. Н.

© Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, 2010 © Е. А. Кайсаров, А. Г. Борисова, О. Ю. Юхнина, составители, 2010