Тема 2. Основание и культурное самоопределение города
Основание города.
Культурное самоопределение Санкт-Петербурга.
Строительство Санкт-Петербурга (1703–1725).
Архитектурный стиль «петровское барокко».
Утверждение светских начал в русской живописи петровского Петербурга.
Становление в Санкт-Петербурге светской скульптуры.
Музыкальная жизнь города.
Подготовку к первому вопросу следует начать с изучения предыстории Петербурга. Необходимый материал по физической, гражданской и политической истории невской дельты содержится в работах П. Н. Столпянского, С. П. Заварихина и Е. А. Кайсарова. Далее нужно разобраться в причинах, побудивших Петра I основать город в устье Невы. Анализируя различные точки зрения на эту проблему, уделите особое внимание утверждению М. С. Кагана о том, что в замысле строительства Петербурга изначально присутствовал культурный аспект. Необходимо подчеркнуть, что днем основания города условно считается день закладки крепости на Заячьем острове. Материал об этом событии Вы найдете в трудах М. И. Пыляева, С. П. Заварихина, П. Н. Столпянского. В настоящее время нет никаких доказательств, что вместе с крепостью подразумевалось строительство города. Документальные свидетельства о том, как было принято первое решение по застройке территории близ крепости, не сохранились. С закладкой крепости заканчивается предыстория Санкт-Петербурга и начинается его история.
Отвечая на второй вопрос, необходимо рассказать о становлении в Петербурге светского типа русской культуры. Этот процесс захватил материальную сферу (промышленность, торговлю и т. п.), настойчиво вторгся в область духовной жизни русских людей. Петр I и его единомышленники разработали официальную идеологию русского абсолютизма, которая нашла свое отражение в трудах сторонников Петра. Крупнейшим ее идеологом был Феофан Прокопович. Раскройте суть его концепции неограниченной власти монарха. Важно уяснить, что эта теория обосновывала приоритет светского начала, разума, науки, опирающихся на сильную и просвещенную государственную власть. Одним из важнейших завоеваний петровского времени была разработка новой концепции человека, новое решение проблемы личности. Проанализируйте эти установки, выясните их значение для становления культуры нового типа. Далее рассмотрите конкретные действия Петра I и его сподвижников по огосударствлению церкви, замене старого церковно-славянского шрифта гражданским, созданию государственной системы школьного образования, развитию науки и техники, открытию Петербургской академии наук, налаживанию издательского дела, созданию периодической печати, благодаря которым в культуре Петербурга утверждаются светские начала. Покажите, какое отражение нашли эти преобразования в художественной культуре Санкт-Петербурга первой четверти XVIII века, литературе, театре, изобразительном искусстве, музыке.
Используя работу М. С. Кагана, выясните типологические особенности культуры петровского Петербурга. Обратите внимание на утверждение автора о том, что в результате петровских реформ в российской культуре рождался своеобразный и причудливый сплав ренессансного, доренессансного и постренессансного. Назовите ренессансные черты культуры Петербурга петровского времени.
Петр I насаждал во всех сферах жизни светскую культуру. Покажите, с помощью каких приемов происходило привитие светского образа жизни.
При рассмотрении третьего вопроса важно иметь в виду, что строительство Петербурга — это переход к новой, «регулярной системе» в градостроении и архитектуре. Под регулярностью подразумевалась упорядоченность процесса строительства. В средневековой Руси отсутствовало понятие чертежного проекта, осуществлялась естественная, нерегулярная застройка. Сравните два типа застройки города, покажите разницу между ними.
Строительство Петербурга в петровское время условно можно разделить на следующие периоды: первый (1703–1710) и второй (1710–1725) Раскрывая особенности первого периода, нужно показать нестабильность военно-политической ситуации, определившей временный характер строительства, отсутствие должного контроля со стороны Петра I, естественный характер застройки. После достижения коренного перелома в ходе Северной войны начинается новый этап строительства Санкт-Петербурга, характерной чертой которого стал решительный переход к регулярной системе. Покажите деятельность канцелярии городовых дел (1706–1723), проанализируйте первые планы Петербурга (Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон), обратите внимание на геометрическую правильность планировки, прямолинейность улиц, отраженную в них ритмичность застройки. Расскажите об организации мазанкого и каменного строительства по образцовым проектам.
Отвечая на четвертый вопрос, следует обратить внимание на то, что художественный образ петровского Петербурга связан с именами иностранных архитекторов. Петр приглашал мастеров из разных стран, более всего немцев — А. Шлютера, И.-Г. Шеделя, Г.-И. Маттарнови (итальянский немец); итальянцев — Д. Трезини (швейцарский итальянец), Г.-К. Киавери, Н. Микетти; голландца ван Звигена; француза Ж.-Б.-А. Леблона. Тем не менее, главным архитектором города со времени его основания по праву можно назвать Доменико Трезини (1670–1734). Почему именно этого мастера мы выделяем среди иностранцев, работавших в Петербурге? Проанализируйте творчество архитектора Д. Трезини и назовите постройки, сохранившиеся до наших дней.
Говоря о влиянии европейской архитектуры, обратите внимание на то стилевое разнообразие, которое сложилось благодаря приглашенным иностранным мастерам и на разновариантность национальных манер и различных школ. Говоря о стиле петровской архитектуры, можно сказать, что ранний Петербург тяготеет к строгой голландско-немецкой архитектуре, тогда как в последующие годы наблюдается тяготение к более нарядным и праздничным формам французского барокко. Завершить рассмотрение четвертого вопроса следует характеристикой архитектурного стиля первой трети XVIII века, который получил название «петровское барокко» и показать, как в русской архитектуре шло слияние европейских стилистических приемов (северного барокко через Д. Трезини, которое проявилось в строгой симметрии и уравновешенности композиции, сдержанности декора; и изящного французского через Леблона, характерного изысканностью декоративных деталей при общей их сдержанности, приверженностью к высоким «мансардным» кровлям) с традициями древнерусскими, прежде всего «нарышкинского» стиля, сказавшимися в многоцветии окраски зданий и в использовании мотива «красного крыльца» и др.
Отвечая на пятый вопрос, необходимо отметить, какие изменения произошли в русском искусстве начала XVIII века, и почему живопись по своему характеру стала преимущественно светской. Русская живопись в первой трети XVIII в. была представлена станковой картиной, монументально-декоративными росписями светского содержания, самыми разнообразными видами портрета (камерный, парадный в рост, погрудный, парный, миниатюрный). Проанализируйте, явилось ли это новым в искусстве XVIII века или продолжало традиции допетровской эпохи. Также следует сказать о появлении новых жанров живописи. Какие именно жанры начали формироваться в петровское время? Расскажите, какие были освоены приемы искусства Нового времени, начиная от владения прямой перспективой, анатомией, светотеневой моделировкой, до передачи фактуры, выявлению которой способствовало также и освоение масляной техники.
В петровскую эпоху происходит становление искусства портрета. Следует остановиться более подробно на анализе этого жанра, т. к. он явился ведущим в русском изобразительном искусстве на протяжении всего XVIII века. В портрете петровской эпохи проявляется исключительный интерес к человеку, характерный для русского искусства в целом. Становление портретной живописи связано с именами И. Н. Никитина и А. М. Матвеева. Эти художники были первыми русскими живописцами, прошедшими школу европейского образования. Расскажите об особенностях художественного языка каждого из мастеров. В заключение этого вопроса подчеркните тот факт, что обмирщение, которого добивался Петр во всех сферах русской жизни, произошло в искусстве первой четверти XVIII века в значительной степени благодаря усилиям этих мастеров.
Отвечая на шестой вопрос, прежде всего, следует отметить, что с петровской эпохи начинается развитие всех направлений и жанров скульптуры: монументальной (как круглой, так и рельефной), садово-парковой, скульптурного портрета, медальерной пластики. Обратите внимание на то, что особое развитие в это время получает садово-парковая скульптура, во всех ее разновидностях: статуи, барельефы, декоративные вазы из самых разных материалов. Примеры такой скульптуры можно найти в Летнем саду. Расскажите, какие принципы легли в основу украшения Летнего сада, и какие скульптурные образы петровского времени были излюбленными. Далее следует рассказать о работе иностранных скульпторов в Петербурге. Подробнее остановитесь на творчестве Б.-К. Растрелли, так как именно с его именем связано рождение в России светской круглой скульптуры, монументальной и монументально-декоративной скульптуры, конного монумента, скульптурной группы, бюста. Назовите творения Растрелли-отца в Петербурге.
При подготовке к седьмому вопросу обратите внимание на то, что с XVIII века началось развитие светской музыки. Расскажите о самом популярном светском музыкальном жанре петровской эпохи — канте. Что представляет собой кант, какие канты были наиболее распространенными в петровскую эпоху. В русской музыке первых десятилетий XVIII века родилась светская лирическая трехголосная песня. Что явилось темой лирических кантов.
В рассматриваемый период впервые зазвучала европейская инструментальная музыка. Что способствовало проникновению европейской музыкальной культуры в Россию. Обратите внимание на развитие духовной русской музыки в петровскую эпоху. Какой была музыка партесного концерта? Расскажите о творчестве В. П. Титова — первого русского музыканта при дворе Петра I и самого известного автора партесных концертов.
- Пояснительная записка
- Примерный тематический план дисциплины направление подготовки 040300.62 Конфликтология
- Учебная программа Введение. Культура города и пути ее изучения
- Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга
- Тема 2. Основание и культурное самоопределение города
- Тема 3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)
- Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
- Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга
- Планы семинарских занятий
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — пушкинский петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — петербург достоевского
- Тема 7. Культура петербурга–петрограда начала хх в. — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура петрограда–ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры санкт-петербурга
- Дополнительные вопросы и задания
- Примерная тематика контрольных работ и рефератов
- Примерные темы контрольных работ и рефератов
- Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
- Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга
- Тема 2. Основание и культурное самоопределение города
- Тема 3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)
- Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
- Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга
- Театры, концертные организации
- Тестовые задания для текущего и итогового контроля
- Вопросы к экзамену (зачету)
- Дополнительная
- Периодические издания, информационные бюллетени
- Интернет-ресурсы
- Глоссарий