Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
Влияние научно-технического прогресса и обострившихся социальных противоречий на динамику столичной культуры. Отражение этих противоречий в творчестве Ф. Достоевского, мучительный поиск способов их разрешения. Полифоничность и диалогизм его творчества (М. Бахтин) как отражение духовного строя петербургской культуры.
Развитие концепции пушкинского «Медного всадника» в новых условиях. Речь Ф. Достоевского в день открытия памятника А. Пушкину как обобщение принципов петербургской духовности в характеристике русского национального сознания. Развитие пластического образа города и отражение в архитектуре новых технико-технологических принципов строительства, новой демографической ситуации и эволюции эстетического сознания. Связь нового строительства с классическим образом города.
Дальнейшая демократизация петербургской культуры. Выход на социальную арену разночинной интеллигенции. Углубление ее расслоения — политического, религиозного, психологического, эстетического. Возникновение проблемы «отцов и детей». «Бунт 13» в Академии художеств и возникновение Товарищества передвижных художественных выставок. «Женский вопрос» в России и его решение в Петербурге.
Развитие научной мысли. Приоритет естественных и технических наук как отражение растущих потребностей промышленности. Периодическая система элементов Д. Менделеева — ярчайшее проявление единства рационального и эстетического. Уровень культуры производства, определяющийся связью функциональных, конструктивных и эстетических критериев. Влияние позитивизма на философскую и эстетическую мысль Петербурга. Ограниченность позитивистского движения в России по сравнению с Западной Европой.
Развитие журналистики, издательского дела, книготорговли, библиотек. Переводы произведений европейских мыслителей, ученых, писателей на русский язык. Значение сатиры в петербургской литературе, драматургии, журналистике, изобразительном искусстве. Продолжение гоголевской традиции.
Отражение спора о Петербурге в общественной мысли и в искусстве.
- Пояснительная записка
- Примерный тематический план дисциплины направление подготовки 040300.62 Конфликтология
- Учебная программа Введение. Культура города и пути ее изучения
- Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга
- Тема 2. Основание и культурное самоопределение города
- Тема 3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)
- Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
- Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга
- Планы семинарских занятий
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — пушкинский петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — петербург достоевского
- Тема 7. Культура петербурга–петрограда начала хх в. — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура петрограда–ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры санкт-петербурга
- Дополнительные вопросы и задания
- Примерная тематика контрольных работ и рефератов
- Примерные темы контрольных работ и рефератов
- Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
- Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга
- Тема 2. Основание и культурное самоопределение города
- Тема 3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)
- Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
- Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга
- Театры, концертные организации
- Тестовые задания для текущего и итогового контроля
- Вопросы к экзамену (зачету)
- Дополнительная
- Периодические издания, информационные бюллетени
- Интернет-ресурсы
- Глоссарий