logo
история спб

Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций

Петербург как центр революционного движения в России — три революции на протяжении двенадцати лет. Влияние политики на все сферы культуры. Проблема «революция и культура», различные подходы к ее решению. Борьба течений в социологии, философии, художественной культуре. Радикальное изменение ситуации после Октябрьской революции. Петербургская интеллигенция, ее социальная структура и идейный разброд — от участия в подготовке революции до декадентского отрицания смысла жизни. Рождение пролетарской интеллигенции и ее специфические черты.

Дальнейшее технико-технологическое совершенствование петербургской промышленности. Научное и эстетическое обеспечение этого процесса. Достижения естественных и технических наук и дальнейшее развитие русского дизайна. Национальное преломление европейского научно-технического прогресса. Первая мировая война, нарушившая естественный ход эволюции культуры города в данном направлении.

Строительство в городе и проблема сохранения или изменения его архитектурного облика. Верность традиции ансамблевости в художественном мышлении и новаторство. Особенности петербургского модерна; неоклассицизм и зарождение конструктивизма.

Противоречивая взаимосвязь сциентизма и эстетизма в петербургской культуре. Столкновение мирискуснического ретроспективизма, традиционалистского академизма, социально-аналитического реализма и анархически-революционного футуризма в художественной жизни города как отражение общих для петербургской модификации русской культуры этого времени процессов. Серебряный век и отношение к наследию А. Пушкина — от признания его непреходящей ценности (символисты и акмеисты) до «сбрасывания с корабля современности» (футуристы). Изменение соотношения разных видов искусства в художественной культуре города. Роль петербургского балета, книжно-журнальной графики, театральной живописи, камерной музыки.

Углубление культурных связей с Западной Европой и одновременно возникновение интереса к Востоку. Развитие научного востоковедения в Петербурге и восточная ориентация в разных областях художественного творчества.

Особенности социокультурного процесса в Петербурге–Петрограде и в Москве (до и после возвращения ей статуса столицы).

Художественное самосознание города — его воплощение в литературе, графике, живописи, фотоискусстве и нарождающемся кинематографе. Появление научного петербурговедения как теоретического самопознания города.

Стиль петербургской культуры как всепроникающая эстетически значимая структура мировосприятия, мышления, творчества и поведения.