Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
Особенности культуры Петербурга второй половины XIX века.
Отражение особенностей петербургской культуры в творчестве Ф. М. Достоевского.
Дальнейшая демократизация петербургской культуры. Интеллигент-разночинец.
Специфика художественной культуры Петербурга Достоевского.
Развитие пластического образа города: градостроительство и архитектура.
При подготовке первого вопроса следует понимать, что вторая половина XIX века — это время бурного развития капитализма и научно-технического прогресса в России, ставшее следствием демократических реформ 1860-х годов. Сопутствующие капитализму противоречия ярче всего проявились в столице империи, в Петербурге. Расскажите о противоречивости петербургской культуры, о том, каким образом новые экономические отношения изменили облик города и социальный состав городских жителей. На примере развития естественнонаучного и технического знания, а также высокой культуры производства в Петербурге охарактеризуйте влияние на культуру научно-технического прогресса.
Одним из следствий развития капитализма стало перерастание конфликта между властью и так называемым «маленьким человеком», в открытое противоборство двух сил — государства и личности. Петербург во второй половине XIX века становится центром революционного движения в России. Расскажите о влиянии революционного движения на идеологическую атмосферу, на культурную жизнь в столице.
При подготовке второго вопроса обратите внимание на тот факт, что во второй половине XIX века появляется понятие «второй Петербург», ставший главной темой творчества Ф. М. Достоевского. Что обозначает это понятие? На примере конкретных произведений писателя («Белые ночи», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» и др.) покажите противоречивость, полифонизм, диалогизм петербургской культуры.
При ответе на третий вопрос покажите, с чем связана демократизация культуры Петербурга во второй половине XIX века. Обратите внимание на государственную политику в сфере развития системы образования и просвещения, а также на развитие частной инициативы в этой области. Важно отметить появление системы всеобщего образования. Расскажите о последствиях демократизации культуры, о значении выхода на авансцену общественно-политической и культурной жизни большого числа разночинцев.
Во второй половине XIX века появляется новый тип интеллигента — интеллигент-разночинец. Расскажите о жизненных ценностях и нравственных установках разночинной интеллигенции. Охарактеризуйте три типа разночинной интеллигенции и покажите, какой род деятельности был свойственен каждому типу. Каким образом демократизация культуры отразилась на положении женщины в обществе? Что такое «эмансипированная женщина»? Расскажите, какое участие принимали женщины в общественной жизни Петербурга во второй половине XIX века.
При подготовке четвертого вопроса особое внимание следует уделить развитию литературы, которая по-прежнему занимала ведущее место в художественной культуре. Расскажите о процессе демократизации литературы, о роли литературы как формы выражения общественного протеста, о ее влиянии на другие виды искусства.
Основным направлением в искусстве второй половины XIX века становится реализм, часто в формах критического реализма. Охарактеризуйте особенности реализма на примере творчества петербургских литераторов (Н. Г. Чернышевский, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов), живописцев (И. Репин, Н. Ярошенко, В. Перов, И. Крамской), композиторов (М. Балакирев, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков). Покажите, каким образом их деятельность была связана с популяризацией искусства (организация передвижных выставок, использование народных мотивов в искусстве и др.) Расскажите о бунте 14-ти и об ознаменованном им кризисе академизма в живописи, о создании объединения композиторов «Могучая кучка». Почему особенностью искусства второй половины XIX века была «серьезная содержательность», и каким образом искусство отражало насущные проблемы современности?
При ответе на пятый вопрос следует, в первую очередь, рассказать о новых тенденциях в градостроении. Именно во второй половине XIX века формируется архитектурная среда многих улиц, площадей и кварталов Петербурга. Обратите внимание на отказ от государственного регулирования городского строительства в условиях частной собственности на землю, нарушение принципа ансамблевости, формирование промышленных зон вокруг центра города.
К 1830-м годам относится начало перелома в архитектурном процессе, связанное с повышением значимости человеческой личности, появлением свободы выбора у человека, ломкой сословных границ. Общество предъявило новые требования к архитектуре, главными из которых стали экономичность, удобство, здравый смысл. Расскажите, как в связи с этим изменились взгляды на архитектуру и вкусы заказчика. Что представляет собой метод проектирования «изнутри наружу»? Что изменилось в связи с внедрением в архитектуру новых строительных материалов (металлических и железобетонных конструкций).
Новое направление в архитектуре получило название «эклектика». Охарактеризуйте особенности эклектики на примере творчества архитекторов А. И. Штакеншнейдера, К. А. Тона, А. П. Брюллова, В. А. Шретера, В. О. Шервуда, Н. Бенуа и др.
- Пояснительная записка
- Примерный тематический план дисциплины направление подготовки 040300.62 Конфликтология
- Учебная программа Введение. Культура города и пути ее изучения
- Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга
- Тема 2. Основание и культурное самоопределение города
- Тема 3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)
- Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
- Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга
- Планы семинарских занятий
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — пушкинский петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — петербург достоевского
- Тема 7. Культура петербурга–петрограда начала хх в. — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура петрограда–ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры санкт-петербурга
- Дополнительные вопросы и задания
- Примерная тематика контрольных работ и рефератов
- Примерные темы контрольных работ и рефератов
- Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
- Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга
- Тема 2. Основание и культурное самоопределение города
- Тема 3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)
- Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
- Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга
- Театры, концертные организации
- Тестовые задания для текущего и итогового контроля
- Вопросы к экзамену (зачету)
- Дополнительная
- Периодические издания, информационные бюллетени
- Интернет-ресурсы
- Глоссарий