Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций
Исторические предпосылки развития культуры рубежа веков.
Общая характеристика культуры рубежа веков.
Особенности общественного сознания как одна из предпосылок развития культуры.
Новые тенденции в художественной культуре.
Литературная жизнь предреволюционного Петербурга–Петрограда.
Облик Петербурга рубежа XIX–ХХ веков, градостроительные тенденции, стиль модерн в архитектуре.
Отвечая на первый вопрос, следует иметь в виду, что конец XIX — начало ХХ века — эпоха перелома во всех сферах жизни России. Это время активного развития капитализма в стране, выхода на арену идеологической борьбы пролетариата и буржуазии, обострения всех противоречий в обществе, крупных революционных потрясений и социальных конфликтов. Это также время, с одной стороны, кризиса, с другой — обновления культуры, время духовного ренессанса, русского серебряного века, атмосфера которого отмечена необыкновенным взлетом духовности и творческой активности.
Это также последний период в истории Санкт-Петербурга, время крупных открытий в науке и технике, больших взлетов в области литературы и искусства. В это время появился первый кинематограф, граммофон, аэроплан, на улицах трамваи и автомобили.
К предпосылкам развития культуры этого времени относятся: дальнейшая капитализация экономики, развитие империализма и, вместе с тем, наличие пережитков феодального строя (назовите их), которые стали причиной острых социальных конфликтов; буржуазия и пролетариат становятся главными общественными силами и во многом формируют новые тенденции культурного развития; бурное развитие научно-технического прогресса; слабость самодержавия и специфика личности императора Николая I.
Исходя из указанных особенностей исторического развития страны, во втором вопросе сформулируйте и обоснуйте особенности культуры рассматриваемого периода, к которым относятся политизация культуры, сильное влияние научно-технического прогресса, капитализация культуротворческого процесса, бурная активность культурной жизни, выразившаяся в появлении новых стилей и направлений художественного творчества. В истории русской культуры эта эпоха получила название «серебряный век». Явление, которое обозначает термин «серебряный век», представляло собой небывалый культурный подъем, напряжение творческих сил, наступившее в России после народнического периода, отмеченного позитивизмом и утилитарным подходом к жизни и искусству. «Разложение народничества» в 1880-е сопровождалось общим настроением упадка, «конца века». В 1890-е началось преодоление кризиса. Органично восприняв влияние европейского модернизма (прежде всего символизма), русская культура создала собственные варианты «нового искусства», обозначившие рождение иного культурного сознания. Охарактеризуйте понятия «декадентство», «модернизм», «символизм», «акмеизм», «футуризм» в их российском варианте.
При подготовке к третьему вопросу следует показать особенности общественного сознания рубежа XIX–ХХ веков, которые также можно отнести к одной из предпосылок развития культуры. Мироощущению эпохи рубежа веков свойственны эсхатологичность, предчувствие конца света, ощущение кризиса культуры. На фоне противоречивости общественной, экономической и политической жизни нарушается принцип единства человека с человеком и со своей социальной группой, разрушаются социальные связи. В этих условиях развивается ощущение «внеземного» существования человека, идеи духовного всеединства человека, человечества и Вселенной — космизм, оформлявшийся теоретически в философии Вл. Соловьева, В. Розанова, Н. Лосского, и положенный в основу поэзии В. Брюсова, А. Белого, А. Блока, живописи М. Врубеля, музыки А. Скрябина. Многих волнует проблема будущего: чем грозит новое столетие, особенно на фоне общественных противоречий и ожидания революции. Формируются две тенденции по отношению к надвигающейся революции: сочувствие или увлечение революцией и боязнь революции. Значительной части научной и художественной интеллигенции были присущи религиозно-философские искания, что нашло выражение в развитии религиозной философии (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Г. П. Федотов, И. А. Ильин и др.). В кругах художественной интеллигенции широкое распространение получили идеи «нового религиозного сознания» (Д. С. Мережковский). Важнейшей проблемой общественно-культурной жизни этих лет стали взаимоотношения интеллигенции и народа (проблема «двух культур»). В широких массах наблюдалось увлечение спиритизмом, был принят критицизм по отношению к культурному наследию прошлых эпох.
В четвертом вопросе следует охарактеризовать новые тенденции, появившиеся в художественной культуре на рубеже веков. Назовите новые направления, проявившие себя в искусстве конца XIX века. Расскажите, каким образом взаимодействовали реализм, академизм и модернизм в живописи (см. работу В. Г. Лисовского). К 1910-м годам относится возникновение русского авангарда, сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. Расскажите о творческом объединении «Мир искусства», основанном в конце XIX века Н. Бенуа, С. Дягилевым и их единомышленниками.
Следует подчеркнуть, что одной и главных тенденций в искусстве стало стремление к синтезу всех видов искусства: архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, театра. Синтез искусств наиболее ярко проявил себя в стиле модерн. Синтез осуществлялся, как правило, на основе архитектуры.
Пятый вопрос связан с анализом литературной жизни Петербурга–Петрограда 1890–1910-х годов. Следует отметить, что понятие «серебряный век» применяют, прежде всего, к литературе. Обычно, без особых оговорок, серебряным веком называют литературу русского модернизма, или еще уже — символизма и акмеизма (включая весь спектр имен от Бальмонта, Брюсова, Блока и Белого до Гумилева, Ахматовой, Мандельштама). Сюда же включают и авторов русского зарубежья, чье творчество также рассматривают в русле модернизма. Границы обозначаемого периода определяются разными исследователями по-разному. Начало серебряного века большинство ученых датируют 1890-ми, конец — начало 1920-х.
При подготовке к вопросу уделите особое внимание характеристике новых литературных направлений, появившихся в России, назовите поэтов и писателей, представлявших каждое направление. Следует учитывать, что при всем различии поэтик и творческих установок, модернистские течения, возникшие в конце XIX — начале XX вв., исходили из одного мировоззренческого корня и имели много общих черт. «То, что объединяло молодых символистов, было не общая программа… но одинаковая решительность отрицания и отказа от прошлого…», — писал А. Белый. При этом всеобщим было стремление к обновлению художественной формы, к новому освоению языка. Модернизация стиха, начатая экспериментами символистов, привносивших в поэзию редкие слова и сочетания, была доведена до поэтической «зауми» футуристами. Покажите, как протекала литературная жизнь того времени, какие существовали литературные организации, по каким адресам собиралась литературно-художественная элита.
В шестом вопросе следует уделить внимание, во-первых, на то, как изменился облик Санкт-Петербурга в связи с дальнейшим развитием научно-технического прогресса и капитализацией экономики. Поясните, что тенденции, наметившиеся в облике города в предыдущую эпоху, продолжились. Городская территория четко разделилась на зоны: аристократический центр, жилые кварталы, промышленные окраины, дачные зоны. В городской застройке доминируют доходные дома, продолжается уплотнение застройки в центре города, на Васильевском острове, Петроградской, Выборгской стороне, застраиваются Московская, Нарвская заставы.
Доминирующим стилистическим направлением в архитектуре остается эклектика (последний, третий этап развития), но появляется и новое направление —модерн, проявивший себя наиболее полно в строительстве частных особняков. Назовите стилистические особенности модерна, постройки в этом стиле, сохранившиеся в Санкт-Петербурге до настоящего времени (см. работы Б. М. Кирикова, Д. В. Сарабьянова). Строительный бум привел к появлению в городе большого числа зданий общественного назначения: вокзалов, больниц, театров, музеев, учебных заведений. Назовите наиболее известные сохранившиеся постройки.
- Пояснительная записка
- Примерный тематический план дисциплины направление подготовки 040300.62 Конфликтология
- Учебная программа Введение. Культура города и пути ее изучения
- Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга
- Тема 2. Основание и культурное самоопределение города
- Тема 3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)
- Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
- Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга
- Планы семинарских занятий
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — пушкинский петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — петербург достоевского
- Тема 7. Культура петербурга–петрограда начала хх в. — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура петрограда–ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры санкт-петербурга
- Дополнительные вопросы и задания
- Примерная тематика контрольных работ и рефератов
- Примерные темы контрольных работ и рефератов
- Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
- Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга
- Тема 2. Основание и культурное самоопределение города
- Тема 3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)
- Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
- Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга
- Театры, концертные организации
- Тестовые задания для текущего и итогового контроля
- Вопросы к экзамену (зачету)
- Дополнительная
- Периодические издания, информационные бюллетени
- Интернет-ресурсы
- Глоссарий