logo
история спб

Вопросы к экзамену (зачету)

  1. Культура города и пути ее изучения.

  2. Предыстория Петербурга. Физическая, этническая и политическая история Невской дельты.

  3. Закладка Петропавловской крепости.

  4. Причины, побудившие Петра основать город в устье Невы.

  5. Строительство города, проекты его планировки (1703–1725).

  6. Начало формирования архитектурного облика города. Петровское барокко.

  7. Первые обитатели будущего города.

  8. Становление культуры светского типа в Петербурге в петровское время.

  9. Отражение в культуре Петербурга радикального поворота в отношениях государства и церкви при Петре I.

  10. Складывание в Петербурге светской системы образования (1703–1725).

  11. Появление в Петербурге светских форм литературы.

  12. Значение петровского времени для истории музыки Петербурга.

  13. Особенности становления светского изобразительного искусства в Петербурге (И. Никитин, А. Матвеев, А. Зубов, Б.-К. Растрелли).

  14. Типологические особенности культуры петровского Петербурга. Проблема «русского Ренессанса».

  15. Изменение правил поведения нравов, этикета в повседневной жизни. Появление новой одежды, организация быта (1703–1725).

  16. Преодоление опасности разрушения Петербурга и утраты центра новой культуры после Петра.

  17. Рождение в Петербурге первого большого литературного направления — классицизма (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов).

  18. Развитие процесса огосударствления культуры в царствование Елизаветы Петровны.

  19. М. В. Ломоносов — центральная фигура культурной жизни Петербурга середины XVIII столетия.

  20. Создание в Петербурге профессионального театра.

  21. Особенности развития изобразительного искусства в Петербурге в середине XVIII века (И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, И. П. Аргунов, М. И. Махаев).

  22. Новый этап строительства города на регулярной основе (1737–1761). Теоретическая и градостроительная деятельность П. М. Еропкина.

  23. Архитектура Петербурга второй трети XVIII века. Зрелое русское барокко (Ф.-Б. Растрелли, С. И. Чевакинский).

  24. Петербургское Просвещение — национальный вариант европейского Просвещения.

  25. Роль Екатерины Великой в формировании духовного облика столицы.

  26. Развитие светской системы образования во второй половине XVIII века.

  27. Научная мысль и философия просветительского направления в Петербурге.

  28. Совершенствование книжного дела в Петербурге во второй половине XVIII века.

  29. Открытия литературы Петербурга последней трети XVIII века (Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин).

  30. Рождение первой композиторской школы (М. С. Березовский, В. А. Пашкевич, И. Е. Хандошкин, Е. И. Фонвизин, Д. С. Бортнянский).

  31. Утверждение классицизма как господствующего направления художественной культуры Петербурга.

  32. Переход к классическим градостроительным принципам. Генеральный план Петербурга 1769 года.

  33. Ранний классицизм в архитектуре Петербурга (Ж.-Б.-М. Вален-Деламот, А. Ринальди, Ю. М. Фельтен).

  34. Строгий классицизм в архитектуре Петербурга (И. Е. Старов, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, В. Бренна).

  35. Конфрон6тация Москвы и Петербурга в конце XVIII века.

  36. Типологические особенности петербургской культуры первой половины XIX века.

  37. Сохранение традиции Просвещения и ее развития в сферах науки, образования и книжного дела в первой половине XIX века.

  38. Место художественной культуры в пушкинском Петербурге.

  39. Рождение в Петербурге нового типа россиянина — русского интеллигента. Дворянские интеллигенты.

  40. Реализация принципа ансамблевости в застройке Петербурга. Завершение строительства центра города.

  41. Стиль ампир в петербургской архитектуре.

  42. Общая культурологическая характеристика Петербурга Достоевского.

  43. Влияние научно-технического прогресса и социальных противоречий на динамику столичной культуры второй половины XIX века.

  44. Дальнейшая демократизация петербургской культуры во второй половине XIX века. Интеллигенты-разночинцы.

  45. Строение художественной культуры в Петербурге Достоевского.

  46. Особенности строительства города в пореформенную эпоху.

  47. Период эклектики в архитектуре Петербурга.

  48. Тотальная политизация столичной культуры в начале ХХ века.

  49. Проблема «культура и революция», различные подходы к ее решению.

  50. Петербургская интеллигенция в эпоху трех революций. Рождение пролетарской интеллигенции.

  51. Серебряный век в культуре Петербурга.

  52. Модерн в архитектуре Петербурга.

  53. Судьба петербургской культуры в годы советской власти.

  54. Современный Петербург — проблемы и перспективы культурного возрождения.

  55. Особенности художественной жизни современного города.

  56. Театральный Петербург.

  57. Музыкальный Петербурга.

  58. PR-технологии в социокультурной сфере.

  59. Современная градостроительная среда Санкт-Петербурга.

  60. Проблема сохранения культурного наследия города на современном этапе.

 

Литература Обязательная

  1. Каган М. С. История культуры Петербурга : учеб. пособие / М. С. Каган. СПб., 2008.

  2. Кайсаров Е. А. История культуры Петербурга. XVIII век : мультимедийный учебник / Е. А. Кайсаров. СПб., 2008.

  3. Кайсаров Е. А. История культуры Петербурга. XIX век: Пушкинский Петербург : Мультимедийный учебник / Е. А. Кайсаров. СПб., 2008.