Театры, концертные организации
Театры, всего: В том числе: федеральные — драматические — местного ведения — оперы и балета — областного подчинения — музыкальные — негосударственные — детские — | 52 5 39 27 9 4 4 16 10 |
Спектакли* | 7 697 |
Премьеры | 128 |
Зрительские места* | 17 760 |
Посетители* | 2 625 900 |
Сотрудники* | 7 684 |
Концертные организации* | 18 |
федеральные | 2 |
местного ведения | 16 |
Концерты* | 4 760 |
Зрительские места* | 8 110 |
Посетители* | 1 251 300 |
Сотрудники* | 2 338 |
Музеи
Музеи (с филиалами), всего: В том числе: федеральные — естественнонаучные — местного ведения — художественные — ведомственные — мемориальные — прочие — исторические — технические — литературные — музеи-заповедники — прочие — | 182 23 21 39 14 69 14 51 50 19 14 5 45 |
Посетители* | 16 365 000 |
Музейные выставки (в т. ч. выездные)* | 853 |
Объем музейного фонда* | 7 833 690 |
Сотрудники* | 10 343 |
Общая площадь парков культуры и отдыха | 243,5 га |
Зоопарк Посетители Экземпляры животных | 1 641 000 1 856 |
Библиотеки
Общедоступные библиотеки,* всего: федеральные — местного ведения — | 190 1 189 |
Посетители* | 7 924 300 |
Объем библиотечного фонда* | 49 605 300 |
Жители города, являющиеся читателями библиотек* |
28% |
Сотрудники* | 4 667 |
Образование
Школы дополнительного музыкально-художественного образования* | 65 |
Учащиеся в школах дополнительного музыкально-художественного образования* | 25 821 |
Средние профессиональные учебные заведения в сфере культуры* | 7 |
Учащиеся средних профессиональных учебных заведений в сфере культуры* | 2 696 |
Преподаватели в школах дополнительного музыкально-художественного образования и среди них профессиональных учебных заведений* | 4 208 |
Вузы, готовящие специалистов для отрасли культуры Из них финансируемые из бюджета* — | 20 5 |
Студенты профильных вузов* | 24 167 |
Сотрудники учреждений культуры, прошедшие обучение по программам повышения квалификации, финансируемым из бюджета Санкт-Петербурга | 1 100 |
Научно-практические мероприятия по тематике культуры и искусства, проводимые в Санкт-Петербурге | 396 |
Культурно-досуговая деятельность
Культурно-досуговые учреждения, всего: из них финансируемые из бюджета* — | 51 27 |
Зрительские места | 30 600 |
Клубные формирования, всего: финансируемые из бюджета* — из них для детей* — | 2 111 1 190 701 |
Участники клубных формирований, всего: из них в учреждениях, финансируемых из бюджета* — | 60 920
38 700 |
Самодеятельные творческие коллективы* | 733 |
Участники коллективов самодеятельного творчества* | 19 557 |
Культурно-досуговые мероприятия, всего: в учреждениях, финансируемых из бюджета* — из них для детей* — | 8 703
3 253 790 |
Сотрудники культурно-досуговых учреждений* | 1 977 |
* Сведения относятся к учреждениям Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, включая учреждения федерального и местного ведения.
Изучая второй вопрос, следует проанализировать, в каком направлении развивается градостроение и архитектура города на современном этапе. В 2005 году Правительством города был принят закон «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга». Генеральный план — основной градостроительный документ развития города на период до 2025 года. Проанализируйте основные направление развития города в соответствии с Планом (текст документа см. на Официальном портале Администрации Санкт-Петербурга).
Новые тенденции в градостроении: резко возрастает объем жилищного и офисного строительства; строительство автодорог, в том числе кольцевой автодороги; начаты новые капиталоемкие проекты: западный скоростной диаметр, достройка дамбы, китайско-российский проект «Балтийская жемчужина», Орловский тоннель. К сожалению, строительство нового иногда приводит к разрушению старой застройки (приведите примеры), или существенным образом меняет городской силуэт (приведите примеры).
Третий вопрос — здесь следует рассказать о новых тенденциях в художественной жизни города. Художественные музеи и выставочные залы, художественные галереи, арт-салоны, дизайн-студии, выставки, вернисажи, художественные акции — все это явления современной художественной жизни города. Есть мнение, что сегодня больше сил, средств и творческой энергии города уходит на консервацию и реставрацию культурного наследия, тогда как актуальное искусство, литература, музыка, архитектура присутствуют в качестве явлений необязательных. Согласны ли вы с тем, что современные концепции и технологии художественной деятельности не вписываются в традиционный, усиленно поддерживаемый властями имидж города как «бывшей блистательной столицы Российской империи»? Расскажите о деятельности Центра современно искусства при СПбГУ, «Деревни художников» в районе Коломяги-Шувалово-Озерки, фестивале современного искусства «Пушкинская, 10», других явлениях художественной жизни города.
В четвертом вопросе расскажите о театрально-музыкальной жизни города, которая богата и разнообразна событиями. Назовите организации, которые проводят театрально-концертных мероприятия в Санкт-Петербурге (начиная с Комитета по культуре при Администрации города; см. http://www.spbculture.ru ).
Ежегодно в городе проходит более 100 фестивалей культуры и искусств, в том числе международные фестивали «Мариинский», «Звезды белых ночей», «Площадь Искусств», «Свинг белой ночи», «SKIF–8», «Окна открой!», «Поющий Невский» и др. Расскажите об этих событиях музыкальной жизни города. Для горожан и гостей города организуются общедоступные театрально-концертные мероприятия (например, бесплатные концерты на открытом воздухе «Дворы Капеллы»).
Театральная жизнь города формируется деятельностью драматических театров, музыкальных, молодежных, детских, театров сатиры, эстрады и многих других. Проанализируйте популярность театров, посещаемость, репертуар, количество премьер, гастролей. Назовите имена выдающихся современных режиссеров, актеров, художественных руководителей, композиторов, музыкантов, певцов, представляющих как классическую, так и современную культурные традиции в театре и музыке.
Анализируя пятый вопрос, покажите, как на современном этапе развивается праздничная культура Санкт-Петербурга (см. работы Е. Э. Келлер). Праздники делятся на светские и религиозные. Светские — это, прежде всего, государственные праздники. Всего, согласно официально статистике, в городе проходит 70 различных праздников. Назовите те, которые носят общегородской характер (например, День города). Как организовано празднование, сколько людей и какие категории населения традиционно участвуют в праздниках? Можно ли рассматривать праздники в контексте PR-технологий? Расскажите, какие праздники посещаете лично Вы. Почему?
Шестой вопрос посвящен петербуржцам, анализу современного состояния населения города. Найдите и проанализируйте следующие статистические данные: численность населения, национальный состав, возрастная структура уровень образования, профессиональная принадлежность.
Проанализируйте представленные ниже результаты социологического опроса, характеризующего участие населения в культурной жизни города.
Считаете ли Вы, что существую некие особенные характеристики понятия «петербуржец»? Опираясь на работу М. С. Кагана, вспомните черты, характеризующие петербуржцев XVIII, XIX, ХХ веков. Присущи ли эти черты современным петербуржцам, и в какой степени?
Результаты социологический исследований удовлетворенности населения Санкт-Петербурга культурной жизнью города (данные Комитета по культуре, 2008 г.)
56% горожан посещают учреждения культуры 2 и более раз в год |
24% лиц с ограниченными возможностями передвижения посетили учреждения культуры |
5% горожан посещают библиотеки 10 и более раз год |
31% населения посетили драматические спектакли |
39% населения посетили музеи |
22% горожан наиболее активно участвуют в культурной жизни, посещая учреждения культуры 10 и более раз в год |
65% посетителей фестивалей являются постоянными |
Наибольший интерес у жителей вызывают музыкальные фестивали |
60% детей и 15% взрослого населения занимаются каким-либо видом художественного творчества |
76% детей посетили учреждения культуры |
Средний балл удовлетворенности от посещения учреждения культуры — 3,6 (по пятибалльной шкале) |
63% населения в целом удовлетворены своим досугом |
- Пояснительная записка
- Примерный тематический план дисциплины направление подготовки 040300.62 Конфликтология
- Учебная программа Введение. Культура города и пути ее изучения
- Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга
- Тема 2. Основание и культурное самоопределение города
- Тема 3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)
- Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
- Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга
- Планы семинарских занятий
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — пушкинский петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — петербург достоевского
- Тема 7. Культура петербурга–петрограда начала хх в. — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура петрограда–ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры санкт-петербурга
- Дополнительные вопросы и задания
- Примерная тематика контрольных работ и рефератов
- Примерные темы контрольных работ и рефератов
- Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
- Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга
- Тема 2. Основание и культурное самоопределение города
- Тема 3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)
- Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
- Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга
- Театры, концертные организации
- Тестовые задания для текущего и итогового контроля
- Вопросы к экзамену (зачету)
- Дополнительная
- Периодические издания, информационные бюллетени
- Интернет-ресурсы
- Глоссарий