Тема 8. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти
Влияние революционных событий на культуру города. Перенос столицы в Москву.
Характеристика новых тенденций, появившихся в культуре в связи с изменением общественного строя.
Сохранение в Ленинграде в 1920-е годы петербургских традиций и стиля петербургской культуры. Культура Ленинграда и тоталитаризм.
Культурная жизнь города в годы Великой отечественной войны и блокады (1941–1945).
Восстановление города и культурная жизнь Ленинграда в 1950–1980-х годах.
При подготовке к первому вопросу следует вспомнить исторические события, связанные с Февральской и Октябрьской революциями 1917 года в России. Эпицентр событий был в Петрограде (город был переименован в 1914 году). Покажите, как происходили указанные события, и насколько это отразилось на городской жизни (см. работы Е. А. Игнатовой, Г. И. Ильиной, П. Н. Столпянского, А. В. Даринского, В. И. Старцева). Расскажите о таких явлениях городской жизни как погромы, экспроприация собственности, уплотнение жилья, голод в годы Гражданской войны.
В 1918 году правительство В. И. Ленина переезжает из Петрограда в Москву. Подумайте, как повлияло это событие на дальнейшее развитие культуры города.
Развитие в стране социализма изменило направление развития культуры. Изучая второй вопрос, следует учитывать, что культура советского периода — сложное и неоднозначное явление, она никогда не была монолитной по сути. Ее нельзя показывать только как процесс бездумного воспевания коммунизма и руководящей роли Коммунистической партии. Духовная культура советского периода — это и официально признанная культура, и культура, находившаяся «в тени», культура диссидентства, наконец, это культура русского зарубежья. Покажите, каковы особенности культуры советского периода, так что она не только выступает в качестве наследницы русской культуры, но и является главным реформатором социокультурных ценностей. Основной целью культуры стало служение народу, выражение его интересов и духовных запросов, формирование всесторонне развитой личности
Особенности культуры советского периода заключаются в следующем: утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма; активное использование культуры в уничтожении социального неравенства; превращение трудового воспитания и школы в инструмент создания новой культуры; усиление влияния идеологии на искусство, художественное творчество; нарастание активной пропаганды новых социокультурных ценностей; активное вовлечение института семьи и быта в процесс формирования новых социокультурных ценностей. Постепенно начинает складываться новая пролетарская культура, которая противопоставила себя всей художественной культуре прошлого. Проанализируйте понятие «культурная революция», кем и с какой целью она проводилась?
Анализируя третий вопрос, докажите, что послереволюционный Петроград продолжал играть главную роль в культурной жизни страны, хотя постепенно руководство страны переезжает в Москву. Культура Ленинграда (город был переименован в 1924 году) находилась в оппозиции официальной культурной политике Москвы. Расскажите о деятельности таких организаций как Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), «ЛЕФ», «Серапионовы братья» В 1920-е гг. Ленинград становится центром русского художественного авангарда (Малевич, Филонов, Татлин) и рождает новую плеяду писателей (Д. Хармс, М. Зощенко, Н. Заболоцкий, Ю. Тынянов). В этот период в музыкальной культуре города дебютирует Д. Шостакович, наступает расцвет творчества А. Ахматовой и М. Кузмина.
В конце 1920-х гг. начинается «великий перелом»: разгромлена Академия наук, взорваны или закрыты сотни церквей. Расскажите об обновлении населения города вследствие коллективизации, а также о начале репрессий после убийства в 1934 году С. М. Кирова. В 1935–1938 годах высылают из Ленинграда или расстреливают большинство дворян, финнов, немцев, поляков, а также священнослужителей и практически всех активных участников Октябрьской революции. Город окончательно провинциализируется, утрачивает прежнее значение порт.
Попытайтесь объяснить, в чем заключается феномен Петербурга–Ленинграда. Несмотря на все попытки Сталина уничтожить ленинградскую–петербургскую культуру, ленинградская культура продолжает жить: на «Ленфильме» работают братья Васильевы и Г. Козинцев, в Театре комедии — Н. Акимов, продолжают писать А. Ахматова и Д. Хармс.
При подготовке к четвертому вопросу вспомните о трагедии Великой отечественной войны в истории СССР и о великой победе. С первых дней войны на защиту Родины были поставлены все достижения отечественной культуры, науки и техники. Страна превратилась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры должны были подчиняться задачам борьбы с врагом.
Ленинград пережил 900 дней блокады. Расскажите о деятельности по сохранению памятников культуры города и пригородов, о работе в осажденном городе Д. Шостаковича, О. Берггольц, Е. Мравинского, А. Нелидова, К. Элиасберга, деятельности организаций социокультурной сферы, например, Ленинградской консерватории, Эрмитажа.
После войны город постепенно восстанавливал утраченное. При подготовке к пятому вопросу покажите, как шло восстановление города. Расскажите о создании Музея обороны Ленинграда, об открытии других музеев города, пригородных парков. В 1946 году в городе работало уже около 20 музеев. Успехи Ленинграда не остались незамеченными. Началось новое наступление на культуру города со стороны власти. В 1946–1948 годах в ряде постановлений ЦК ВКП (б) («О журналах “Звезда” и “Ленинград”», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме “Большая жизнь”», «Об опере “Великая дружба” В. Мурадели») деятели культуры обвинялись в аполитичности, безыдейности, пропаганде буржуазной идеологии. Эти документы содержали оскорбительные оценки творчества и личности А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, Д. Д. Шостаковича, В. И. Мурадели. В 1949 г. Сталин организует «Ленинградское дело», приведшее к казни всех руководителей городской партийной организации ждановских времен.
После смерти Сталина жизнь в городе постепенно нормализируется. К середине 1960-х численность населения достигает довоенной отметки — 3,5 миллиона человек. Расскажите о таких достижениях как открытие метро (1955), застройки городских окраин (в том числе «хрущевками»), создание парков Победы.
В 1950-е активизируется культурная жизнь Ленинграда (Л. Якобсон и Мариинский театр, Г. Товстоногов и БДТ, литература А. Володина, А. Битова, А. Кушнера, А. Ахматовой и др.) Хрущевская «оттепель» в Ленинграде началась позже, а закончилась раньше, чем, например, в Москве. С середины 1960-х наиболее заметные культурные события происходят в андеграунде. Ленинград становится центром самиздата. Крупнейшие поэты и писатели 1960-х — И. Бродский, О. Григорьев, В. Кривулин, С. Довлатов — на родине практически не публиковались. Только на «квартирных выставках» можно было увидеть работы художников-арефьевцев, стерлиговцев, учеников Николая Акимова. Начиная с А. Хвостенко и заканчивая В. Цоем, полуподпольный характер носил и местный рок.
Следующий период в жизни города начинается с эпохи перестройки, хотя уже с начала 1980-х годов ощущаются послабления, выразившиеся в открытии ленинградского рок-клуба, «Товарищества экспериментального изобразительного искусства» и литературного «Клуба 81». Покажите, как отразились на культуре Ленинграда начало перестройки в 1987 году, первые свободные выборы в 1989 году, развал СССР, избрание мэром города А. Собчака, возвращение городу исторического имени в 1991 году. Расскажите о необыкновенно популярном тогда петербургском телевидении («600 секунд», «Адамово яблоко», «Пятое колесо»), о выходе в прокат прежде запрещенных фильмов А. Германа, деятельности С. Курехина, других явления постперестроечной петербургской культуры.
- Пояснительная записка
- Примерный тематический план дисциплины направление подготовки 040300.62 Конфликтология
- Учебная программа Введение. Культура города и пути ее изучения
- Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга
- Тема 2. Основание и культурное самоопределение города
- Тема 3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)
- Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
- Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга
- Планы семинарских занятий
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — пушкинский петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — петербург достоевского
- Тема 7. Культура петербурга–петрограда начала хх в. — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура петрограда–ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры санкт-петербурга
- Дополнительные вопросы и задания
- Примерная тематика контрольных работ и рефератов
- Примерные темы контрольных работ и рефератов
- Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
- Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга
- Тема 2. Основание и культурное самоопределение города
- Тема 3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)
- Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение
- Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург
- Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
- Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций
- Тема 8. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти
- Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга
- Театры, концертные организации
- Тестовые задания для текущего и итогового контроля
- Вопросы к экзамену (зачету)
- Дополнительная
- Периодические издания, информационные бюллетени
- Интернет-ресурсы
- Глоссарий