logo search
история спб

Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение

  1. Особенности российского Просвещения.

  2. Становление в Петербурге духовной культуры просветительского типа.

  3. Новые принципы строительства Санкт-Петербурга в эпоху Просвещения.

  4. Архитектура классицизма.

  5. Открытия литературы Санкт-Петербурга последней трети XVIII века.

  6. Развитие изобразительного искусства в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII века.

  7. Расцвет отечественной скульптуры во второй половине XVIII века.

  8. Рождение русской композиторской школы.

Отвечая на первый вопрос, следует иметь в виду, что петербургское Просвещение являлось национально-своеобразным вариантом европейского Просвещения. Вспомните основные идеи европейского Просвещения. Важно подчеркнуть, что, сложившись как новый исторический тип культуры, Просвещение принесло с собой победу Разума, поклонение Разуму. Под этим знаменем на Западе совершались революции, осуществлялись реформы, утверждалась светская культура. Просвещение, проникая в Россию, накладывается на другую культуру, другую ментальность и порождает некоторые особенности. Определите их, опираясь на материал книги М. С. Кагана.

Говоря об особенностях петербургского Просвещения, следует подчеркнуть роль Екатерины II в формировании духовного облика столицы. Высокий уровень ее интеллектуального развития, редкий в истории самодержавия, символичен для эпохи Просвещения. Императрица считала себя преемницей Петра I. Говоря о просветительской деятельности Екатерины II, проанализируйте ее литературно-художественное и научно-теоретическое творчество, структуру интересов, программу проводимых ею преобразований. Политической силой французского Просвещения, оказавшего большое влияние на Россию, были представители третьего сословия. Используя рекомендованное учебное пособие Т. С. Георгиевой, выясните, на какие круги опиралось Просвещение в России. Революционная ситуация на Западе позволила сделать из просветительских идеалов радикальные выводы: она потребовала политической свободы человека. В России Просвещение стремилось к другому, не смея сделать такие решительные выводы. Определите, в чем заключается гуманизм русского Просвещения. Основное внимание обратите на внесословную ценность личности, открытую эпохой Просвещения. Завершая рассмотрение первого вопроса, проанализируйте основные направления российского Просвещения — либеральное и консервативно-охранительное.

Отвечая на второй вопрос и говоря о становлении в Санкт-Петербурге нового просветительского типа культуры, следует сделать акценты на трех вопросах: образование, наука, философия. Екатерина II, задумав воспитать «новую породу людей», много внимания уделяла созданию современной европейской системы образования. Система школьного образования была заимствована ею из Австрии, а воплощать се был приглашен Янкович де Мириево. Оцените его деятельность по открытию в Петербурге Главного народного училища по подготовке учителей (1783), разработке «Устава народных училищ» (1786), который предусматривал создание единой системы народного образования, по изданию школьных учебников, организации учебного процесса. Важно подчеркнуть, что наряду со специальным появляется общее образование. Было решено организовать в губернских и уездных городах, а также в сельской местности общеобразовательные, доступные для всех школы — народные училища. Расскажите о создании и функционировании народных училищ в Петербурге. Следует остановиться на создании в Петербурге сети закрытых учебных заведений (шляхетские корпуса, «Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре» и др.). Становление закрытых учреждений связано с именем видного представителя петербургского Просвещения И. И. Бецкого. Используя материал рекомендованных работ, выясните, какие доводы приводил И. И. Бецкой в пользу организации закрытых учебных заведений. На примере Смольного института благородных девиц или любого другого закрытого учебного заведения раскройте специфику учреждений данного типа.

Осуществление широкой образовательной программы требовало освоения философско-педагогических учений, разработанных просветительской мыслью на Западе, и создания русскими мыслителями теоретических концепций, применимых в специфических условиях своей страны. Проследите процесс формирования в Санкт-Петербурге новой антропологической концепции. Светское, просветительски-рационалистическое понимание человека стало теоретическим фундаментом для формирования исходных принципов демократической педагогики. Расскажите об особенностях отечественной концепции воспитания, которая разрабатывалась в трудах В. Н. Татищева, Г. Теплова, М. В. Ломоносова, И. И. Бецкого и др. Проанализируйте роль Екатерины II в теоретическом осмыслении новой педагогической системы.

Во второй половине XVIII века в Санкт-Петербурге, несмотря на неизбежные конфликты между работавшими в городе иностранными и российскими учеными, успешно решалась задача по формированию собственной научной мысли с помощью европейской науки. Приоритетное место отводилось естествознанию. Выясните, почему деятельность Академии наук, как и при Петре I, была ориентирована на естественнонаучную область. В рассматриваемый период оказались востребованными и некоторые направления социально-гуманитарных исследований. Назовите их. Объясните, почему знания в этих областях науки стали необходимы обществу.

Эпоха Просвещения стала временем рождения в Петербурге русской философии. Расскажите о механизме формирования просветительской философии, влиянии европейской философии на отечественную философскую мысль, вкладе Г. Н. Теплова, Я. П. Козельского, А. Н. Радищева в ее разработку.

Рассмотрение третьего вопроса следует начать с определения основных градостроительных тенденций развития Санкт-Петербурга второй половины XVIII века. В это время углубляется функциональное зонирование города (перемещение промышленности от центра к окраинам, возрастание роли представительного государственного и общественного секторов, закрепление аристократической зоны, вытеснение беднейшего населения на окраины и т. д.), увеличивается концентрация застройки, закрепляется ориентация основного строительства города в южном направлении. Все это вело к поиску новых планировочных принципов в строительстве города; важно подчеркнуть, что город начинает мыслиться как завершенная в своем геометрическом построении целостность, рациональное начало которой неотъемлемо от системы прямых четких пространственных связей улиц, площадей, формируемых плоскостями многоэтажных зданий. Новый подход к планировке города соответствовал схемам и канонам классицизма. Из арсенала классических принципов и приемов были отобраны те, которые соответствовали историческим особенностям градостроения Санкт-Петербурга — максимальное уплотнение территории домовых участков, принцип сплошной застройки улиц (прямая улица-коридор постепенно становится ведущим элементом города, вытесняя более свободно организованное пространство), повышение этажности в центральной части города до 3–4-х этажей, увеличение общего объема каменных зданий. Новые принципы градостроения нашли свое воплощение в Генеральном плане Петербурга, составленном в 1769 году под руководством А. Квасова. Используя материал учебника, расскажите о формировании и характерных чертах этого плана и основных параметрах пространственной среды города.

Отвечая на четвертый вопрос, следует сказать, что в 1760-х годах стиль барокко уступил место классицизму. Назовите характерные черты нового стиля в архитектуре Санкт-Петербурга.

Говоря о стиле классицизма в архитектуре, следует выделить три этапа его становления и развития: ранний классицизм, строгий классицизм, высокий классицизм. Определите их временные рамки. Какие из них приходятся на вторую половину XVIII века? Назовите отличительные особенности раннего и строгого классицизма. Расскажите о творчестве наиболее ярких представителей этих этапов развития архитектуры: ранний классицизм — Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот (1729–1800), А. Ринальди (1709–1794), Ю. М. Фельтен (1730–1801); строгий классицизм — И. Е. Старов (1744–1808), Дж. Кваренги (1744–1817), Н. А. Львов (1751–1803), Ч. Камерон (1740–1812).

Подводя итог развитию архитектуры второй половины XVIII века, следует обратить внимание на творчество архитектора В. Бренны, который завершает старую и открывает новую эпоху русской архитектуры. Используя указанные работы Т. В. Ильиной, Ю. М. Овсянникова, объясните, в чем заключается своеобразие работ В. Бренна, особенно его главного творения — Михайловского замка, который является первым примером крупного городского ансамбля, предвосхитившего подъем градостроительного искусства Санкт-Петербурга первой трети XIX века.

При подготовке к пятому вопросу следует обратить внимание на то, что во второй половине XVIII века возрастает роль литературы и искусства. Появляются «просвещенные» читатель и зритель. Господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII века был классицизм. Используя материалы учебного пособия, расскажите о формировании классицизма в европейском искусстве, покажите его истоки, дайте определение.

Русский классицизм сформировался позднее западноевропейского. Ранее всего (30–50-е годы) он проявился в литературе, затем — в изобразительном искусстве (с 60-х годов). Русский классицизм подчинялся общим закономерностям классицистического искусства, но имел некоторые национальные особенности. Во второй половине XVIII века структура искусства становится более сложной. Классицизм, утверждая строгие художественные правила, выстраивал жесткую иерархическую систему жанров — от «высоких» до «низких». К высоким в литературе относились трагедия, эпопея, ода, в живописи — историческая картина. Последователи классицизма основной целью литературы считали служение «пользе общества». Государственные интересы, долг перед Отечеством должен преобладать над частными, личными интересами. Высшим в человеке они считали его разум, законам которого должно было полностью подчиняться и художественное творчество. Писатели-дворяне занимают преобладающее место. Вторая половина XVIII века стала завершающим этапом творчества писателей-классицистов: В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова. Последняя треть XVIII века — наиболее плодотворный период в развитии петербургской литературы. В предыдущий период литературные произведения писались в стихах. Теперь возникают первые образцы прозы. Стремительно развивается драматургия. Широкий размах приобретает развитие сатирических жанров. Все больше в творчестве писателей отражаются картины и образы реальной действительности. Охарактеризуйте творчество Н. И. Новикова (1744–1818), Д. И. Фонвизина (1745–1792), А. Н. Радищева (1749–1802), которые были предшественниками основоположников русского критического реализма XIX века — А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя. Допушкинский период русской поэзии достойно завершил Г. Р. Державин (1743–1816). Подумайте, к какому из стилей можно отнести наследие Г. Р. Державина.

На смену классицизму приходит сентиментализм. В противовес классицизму писатели этого направления на первый план выдвигали чувство. Сентименталисты отстаивали права человека на независимую от гнета государственной, абсолютистской машины личную жизнь, свободу писателя от принудительных правил классицизма. Взамен аристократических героев с теплотой и сочувствием рисовали они в своих романах и повестях картины обычной жизни обыкновенных, простых людей. Наиболее характерным представителем сентиментализма стал Л. М. Карамзин (1766–1826). Расскажите о его творческом пути. Чем отличаются социальные идеи Н. М. Карамзина от взглядов А. Н. Радищева?

Отвечая на шестой вопрос, следует сказать, что в изобразительном искусстве второй половины XVIII века наблюдается жанровое разнообразие. Ведущим был исторический жанр, в котором наиболее ярко художники могли заговорить языком классицизма. Под историческим жанром подразумевались картины на мифологические сюжеты, темы священного писания и исторические, как мировой истории, так и национальной. Используя указанные работы Т. В. Ильиной и Е. А. Кайсарова, расскажите о творчестве А. П. Лосенко (1737–1773), который стал первым русским историческим живописцем XVIII века. Наряду с исторической живописью развивались и другие направления. Больших успехов живопись достигает в жанре портрета. Поколение 60–80-х годов в кратчайший срок выдвинуло русский портрет в ряд лучших произведений мирового искусства. Используя указанную работу Т. В. Ильиной, выявите особенности творческого поиска таких художников, как Ф. С. Рокотов (1735–1808), Д. Г. Левицкий (1735–1822), В. Л. Боровиковский (1757–1825). Вместе с портретным искусством развивались бытовой жанр и пейзаж.

При подготовке седьмого вопроса следует обратить внимание на то, что во второй половине XVIII столетия начинается расцвет отечественной скульптуры. Русский классицизм как ведущее художественное направление той поры, явился высоким стимулом для развития скульптуры.

Появились замечательные ваятели: Ф. И. Шубин (1740–1805), М. И. Козловский (1753–1802), И. Б. Мартос (1754–1835) — каждый из них оставил свой почерк в искусстве скульптуры. Используя указанный учебник Т. В. Ильиной, определите особенности их творчества и проанализируйте наиболее характерные для каждого скульптора произведения.

Огромный вклад в русскую классику рассматриваемого периода внес французский скульптор Э. М. Фальконе, который именно в России создал свое самое значительное произведение. Расскажите об истории создания «Медного всадника».

Отвечая на восьмой вопрос, обратите внимание на то, что в последней трети XVIII века сформировалась национальная композиторская школа. Ее представители стремились соединить в своем творчестве стилистические принципы и формы раннего европейского классицизма с темами и образами из русской жизни, нравами и обычаями своего народа. Важнейшим источником их творчества были народные песни. Именно в этот период появились первые печатные сборники народных песен В. Ф. Трутовского, Н. А. Львова, И. Прача. Важно отметить, что в конце 1770-х годов на русской почве развилась опера. Русские композиторы этого времени — В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, Д. С. Бортнянский — обратились к сложным оперным формам и разнообразной тематике. Проанализируйте творческое наследие этих мастеров и охарактеризуйте круг тем, затронутых ими в музыкальных произведениях. Следует заметить, что в рассматриваемый период значительными были успехи в развитии камерной музыки (клавирной, скрипичной, ансамблевой), чему в значительной степени способствовало творчество Д. С. Бортнянского, В. Ф. Трутовского и И. Е. Хандошкина, основоположника русской скрипичной школы. Большого размаха достигло хоровое искусство. М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский, продолжая традиции партесного пения, создали тип русского хорового концерта, в котором использовали достижения оперы, полифонического искусства XVIII века и классических форм инструментальной музыки. В заключении еще раз подчеркните, что в целом достижения XVIII века привели к рождению русской национальной композиторской школы, развитию ряда музыкальных жанров, создали благоприятные предпосылки для расцвета русского классического искусства.