Введение
Из различных видов городского транспорта наибольшее развитие получил автомобильный транспорт. Быстрый рост автомобильного транспорта характерен для всех стран мира. Если к концу XIXвека автомобильный парк земного шара насчитывал всего 11 тысяч автомобилей, то к 1908 году (через 7-8 лет) он вырос до 290 тысяч (увеличение в 26 раз), к 1914 году – 1.8 млн., 1929 – 31 млн., 1970 – 130 млн. автомобилей. Для нормальной работы городского транспорта нужна развитая сеть улиц и дорог. В связи с непрерывным совершенствованием автомобильного транспорта (повышение скорости, грузоподъемности и т.п.) требования к автомобильным дорогам также повышаются.
В начале развития колесного транспорта единственными дорогами являлись грунтовые, которые в дождливую погоду становились малопригодными для движения. Поэтому уже в древние века проезжие части дорог, особенно в городах, укрепляли деревянными или каменными материалами. Деревянные настилы, торцовые мостовые устраивались из деревянных коротышей круглой, прямоугольной или шестигранной формы, каменные покрытия – из плит или гравия, щебня. Каменные мостовые (брусчатые, мозаиковые, булыжные) сохранились до наших дней. Их применяют и сейчас – при реконструкции старинных архитектурных памятников.
Увеличение скоростей на дорогах потребовало более ровных и в тоже время прочных покрытий, более индустриальных. Так пришли цементобетонные и асфальтобетонные покрытия. Меняются требования к планировке улиц и площадей: расширяются проезжие части, уменьшаются продольные уклоны, увеличиваются радиусы закруглений, осуществляются пересечения в разных уровнях, совершенствуются способы регулирования движения.
Особенности городских дорог по сравнению с дорогами общей сети заключаются в следующем:
наличие застройки и подземных сооружений, влияющих на водно-тепловой режим земляного полотна;
расположение в пределах границ улиц тротуаров, трамвайных путей, пешеходных дорожек и т.п.;
невозможность возведения высоких насыпей земляного полотна;
сложные условия движения;
трудность обеспечения поверхностного стока на участках с малыми уклонами и необходимость устройства подземного водоотвода.
- Городские улицы и дороги
- Городские улицы и дороги
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Общие сведения о городскихулицах и дорогах
- 1.1. Дорожно-уличные сети
- 1.2. Элементы и оборудование городских улиц и дорог Конструктивные поперечные профили
- Проезжие части
- Тротуары и пешеходные дорожки
- Велосипедные дорожки
- Трамвайные пути
- Сопряжения элементов улиц и дорог
- Инженерные сети на улицах и дорогах
- Водоотвод и снегоудаление
- Озеленение
- 1.3 Пересечение улиц и дорог
- Перекрёстки и площади
- Пересечения в разных уровнях.
- Пешеходные переходы
- Глава 2. Проектирование городских улиц и дорог
- 2.1. Требования и предпосылки к проектированию улиц и дорог Понятие об изысканиях городских улиц и дорог
- Основные материалы изысканий
- Нормы проектирования городских улиц и дорог
- Стадии проектирования и состав проектных работ
- Материалы проектного задания:
- 2.2. Проектирование элементов поперечного профиля улиц и дорог
- Расчет ширины тротуаров и пешеходных дорожек
- 2.3 Проектирование улиц и дорог в плане
- Вертикальная планировка
- 2.4 Проектирование конструктивных элементов городских дорог Проектирование земляного полотна.
- Способы устройства корыта.
- Способы устройства земляного полотна:
- Конструирование и расчет дорожных одежд.
- Расчет дорожной одежды на прочность
- Особенности проектирования городских дорог
- 2.5 Проектирование водостоков
- Реконструкция городских улиц и дорог.
- Учет региональных особенностей при проектировании и реконструкции городских улиц и дорог
- Раздел 3. Строительство городских дорог
- 3.1 Подготовительные работы Организация работ при строительстве дорог и улиц
- Очистка дорожной полосы
- Восстановление трассы и разбивка земляного полотна
- 3.2. Возведение земляного полотна Грунты, применяемые для сооружения земляного полотна
- Производство земляных работ
- Расположение грунтов в насыпи
- Принципы разработки проекта производства работ (ппр)
- Уплотнение грунта земляного полотна
- 3.3 Строительство дорожных одежд
- Устройство подстилающего слоя
- Установка бортовых камней
- 3.4 Устройство дорожных оснований
- Щебеночные и гравийные основания
- Основания из битумоминеральных смесей
- Бетонные основания
- Основания из тощего бетона
- Основания из укрепленных грунтов
- 3.5 Устройство дорожных покрытий Асфальтобетонные покрытия
- Асфальтобетон с шероховатой поверхностью
- Цементобетонное покрытия
- Раздел 4. Эксплуатация городских дорог
- 4.1 Задачи дорожно-эксплуатационной службы
- Классификация работ по содержанию и ремонту улиц и дорог
- 4.2. Надзор за дорожными одеждами
- 4.3. Ремонт дорожных покрытий и оснований
- Поверхностная обработка
- 4.4 Содержание улиц и городских дорог