logo
ЭГТ / Городские улицы и дороги

4.2. Надзор за дорожными одеждами

Основные причины деформаций дорожных одежд: воздействие тяжелого автотранспорта, большая интенсивность движения, неблагоприятные гидрологические условия, неудовлетворительный водоотвод, разрытия при ремонте и прокладке коммуникаций, плохой надзор и несвоевременное проведение текущего ремонта.

Основные деформации: просадки, трещины, наплывы, износ. Просадки возникают из-за недостаточной устойчивости основания и грунтов земляного полотна, плохого уплотнения грунта при разрытиях. Просадки и проломы возникают при отсутствии водоотвода. Вода, проникая через дорожную одежду и швы, переувлажняет земляное полотно, и грунты теряют несущую способность. Склонность грунтов к пучинообразованию также является причиной деформаций покрытий. Пылеватые грунты обладают свойством капилярного подсасывания влаги из нижележащих водоносных слоев. С появлением морозов образуются ледяные прослойки. Верхняя часть земляного полотна весной оказывается сильно увлажненной, образуются донники под корытом дорожной одежды, несущая способность грунтов понижается. Трещины в асфальтобетоне образуются вследствие изгибающих усилий, возникающих в покрытиях при деформации оснований или просадах земляного полотна, при резком охлаждении асфальтобетонного покрытия. Трещины от температурных колебаний возникают обычно зимой, т.к. повышается хрупкость битума, теряются его пластические свойства. Сначала образуются прямолинейные трещины поперек или вдоль дороги, затем – трещины неправильного очертания, а затем сетка трещин. Наплывы и волны образуются в жаркое время на участках с тяжелым движением, больших уклонах, на тормозных участках. Причины сдвига: неудовлетворительное сцепление покрытия с основанием, загрязнение или гладкая поверхность нижнего слоя. Пластическим деформациям подвержены больше асфальтобетоны с избыточным содержанием битума и песка. Деформации связаны и с плохим качеством асфальтобетона, пониженным содержанием битума, повышенной гидрофильностью заполнителя. Такие покрытия с низкой водостойкостью выкрашиваются через 1-2 года эксплуатации. Также разрушается пережженный асфальтобетон. Износ покрытия характерен для перекрестков, остановок городского транспорта. Неровности, загрязненность покрытия, большие скорости ускоряют износ.

Таким образом, основными условиями работоспособности дорожных одежд являются устойчивость земляного полотна, правильная технология устройства основания, контроль за укладкой и уплотнением асфальтобетона, устройство слоя износа, защищающего от разрушения основную конструкцию дорожной одежды, что способствует повышению срока службы покрытия.

Рис.4.1 Деформации дорожных одежд.