4.2. Надзор за дорожными одеждами
Основные причины деформаций дорожных одежд: воздействие тяжелого автотранспорта, большая интенсивность движения, неблагоприятные гидрологические условия, неудовлетворительный водоотвод, разрытия при ремонте и прокладке коммуникаций, плохой надзор и несвоевременное проведение текущего ремонта.
Основные деформации: просадки, трещины, наплывы, износ. Просадки возникают из-за недостаточной устойчивости основания и грунтов земляного полотна, плохого уплотнения грунта при разрытиях. Просадки и проломы возникают при отсутствии водоотвода. Вода, проникая через дорожную одежду и швы, переувлажняет земляное полотно, и грунты теряют несущую способность. Склонность грунтов к пучинообразованию также является причиной деформаций покрытий. Пылеватые грунты обладают свойством капилярного подсасывания влаги из нижележащих водоносных слоев. С появлением морозов образуются ледяные прослойки. Верхняя часть земляного полотна весной оказывается сильно увлажненной, образуются донники под корытом дорожной одежды, несущая способность грунтов понижается. Трещины в асфальтобетоне образуются вследствие изгибающих усилий, возникающих в покрытиях при деформации оснований или просадах земляного полотна, при резком охлаждении асфальтобетонного покрытия. Трещины от температурных колебаний возникают обычно зимой, т.к. повышается хрупкость битума, теряются его пластические свойства. Сначала образуются прямолинейные трещины поперек или вдоль дороги, затем – трещины неправильного очертания, а затем сетка трещин. Наплывы и волны образуются в жаркое время на участках с тяжелым движением, больших уклонах, на тормозных участках. Причины сдвига: неудовлетворительное сцепление покрытия с основанием, загрязнение или гладкая поверхность нижнего слоя. Пластическим деформациям подвержены больше асфальтобетоны с избыточным содержанием битума и песка. Деформации связаны и с плохим качеством асфальтобетона, пониженным содержанием битума, повышенной гидрофильностью заполнителя. Такие покрытия с низкой водостойкостью выкрашиваются через 1-2 года эксплуатации. Также разрушается пережженный асфальтобетон. Износ покрытия характерен для перекрестков, остановок городского транспорта. Неровности, загрязненность покрытия, большие скорости ускоряют износ.
Таким образом, основными условиями работоспособности дорожных одежд являются устойчивость земляного полотна, правильная технология устройства основания, контроль за укладкой и уплотнением асфальтобетона, устройство слоя износа, защищающего от разрушения основную конструкцию дорожной одежды, что способствует повышению срока службы покрытия.
Рис.4.1 Деформации дорожных одежд.
- Городские улицы и дороги
- Городские улицы и дороги
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Общие сведения о городскихулицах и дорогах
- 1.1. Дорожно-уличные сети
- 1.2. Элементы и оборудование городских улиц и дорог Конструктивные поперечные профили
- Проезжие части
- Тротуары и пешеходные дорожки
- Велосипедные дорожки
- Трамвайные пути
- Сопряжения элементов улиц и дорог
- Инженерные сети на улицах и дорогах
- Водоотвод и снегоудаление
- Озеленение
- 1.3 Пересечение улиц и дорог
- Перекрёстки и площади
- Пересечения в разных уровнях.
- Пешеходные переходы
- Глава 2. Проектирование городских улиц и дорог
- 2.1. Требования и предпосылки к проектированию улиц и дорог Понятие об изысканиях городских улиц и дорог
- Основные материалы изысканий
- Нормы проектирования городских улиц и дорог
- Стадии проектирования и состав проектных работ
- Материалы проектного задания:
- 2.2. Проектирование элементов поперечного профиля улиц и дорог
- Расчет ширины тротуаров и пешеходных дорожек
- 2.3 Проектирование улиц и дорог в плане
- Вертикальная планировка
- 2.4 Проектирование конструктивных элементов городских дорог Проектирование земляного полотна.
- Способы устройства корыта.
- Способы устройства земляного полотна:
- Конструирование и расчет дорожных одежд.
- Расчет дорожной одежды на прочность
- Особенности проектирования городских дорог
- 2.5 Проектирование водостоков
- Реконструкция городских улиц и дорог.
- Учет региональных особенностей при проектировании и реконструкции городских улиц и дорог
- Раздел 3. Строительство городских дорог
- 3.1 Подготовительные работы Организация работ при строительстве дорог и улиц
- Очистка дорожной полосы
- Восстановление трассы и разбивка земляного полотна
- 3.2. Возведение земляного полотна Грунты, применяемые для сооружения земляного полотна
- Производство земляных работ
- Расположение грунтов в насыпи
- Принципы разработки проекта производства работ (ппр)
- Уплотнение грунта земляного полотна
- 3.3 Строительство дорожных одежд
- Устройство подстилающего слоя
- Установка бортовых камней
- 3.4 Устройство дорожных оснований
- Щебеночные и гравийные основания
- Основания из битумоминеральных смесей
- Бетонные основания
- Основания из тощего бетона
- Основания из укрепленных грунтов
- 3.5 Устройство дорожных покрытий Асфальтобетонные покрытия
- Асфальтобетон с шероховатой поверхностью
- Цементобетонное покрытия
- Раздел 4. Эксплуатация городских дорог
- 4.1 Задачи дорожно-эксплуатационной службы
- Классификация работ по содержанию и ремонту улиц и дорог
- 4.2. Надзор за дорожными одеждами
- 4.3. Ремонт дорожных покрытий и оснований
- Поверхностная обработка
- 4.4 Содержание улиц и городских дорог