logo
ЭГТ / Городские улицы и дороги

1.2. Элементы и оборудование городских улиц и дорог Конструктивные поперечные профили

Основными элементами городских дорог являются проезжие части, а улиц – проезжие части и тротуары. Кроме того, элементами являются озеленение, освещение и водоотводящие устройства.

Территория, в пределах которой должны размещаться все элементы автомобильных дорог, называется полосой отвода. Участки за пределами земляного полотна носят название обрезов. Они служат для размещения пешеходных дорожек, озеленения, строительных и эксплутационных целей. Проектные границы улиц, в пределах которых должны размещаться все их элементы, носят названиекрасных линий. Здания и сооружения размещают вдоль красных линий или же строят, отступя от них в глубь микрорайонов. В красных линиях ширину магистральных улиц общегородского значения назначают не менее 45м, районного значения – 35м, улиц местного значения - 25м (при многоэтажном строительстве), при малоэтажном - 15м. Проезжим частям придают поперечные уклоны в стороны лотков, кюветов, приёмных колодцев ливневой канализации. Отдельные элементы улиц и дорог рекомендуется отделять друг от друга полосами зелёных насаждений. Тротуары от зданий, как правило, отделяют газонами. Назначение зелёных насаждений: декоративное, гигиеническое; они служат барьерами, препятствующими распространению шума, пыли, выхлопных газов автомобилей со стороны проезжей части. Вдоль улиц устраивают также бульвары, пешеходные аллеи. Полосы зеленых насаждений используют для отделения тротуаров от проезжей части, разделения проезжих частей для движения различных видов и направлений. В пределах улиц размещают трамвайные пути, пешеходные дорожки (рис. 1.2, 1.3).

Рис.1.2. Поперечный профиль магистральной улицы общегородского значения: 1.-Проезжая часть скоростного движения; 2.- Проезжая часть смешанного движения; 3.- Проезжая часть местного движения; 4.- Тротуары, аллеи, пешеходные дорожки; 5.- Полосы зелёных насаждений; 9.- Трамвайные пути; 10.- Отмостки у зданий; 11.- Разделительная полоса.

Движение по данной улице может быть непрерывным или же регулируемым. В первом случае пересечение с другими улицами или дорогами осуществляется в разных уровнях путём устройства тоннелей, путепроводов, эстакад.

Рис. 1.3. Профиль улицы с трамвайными путями.

Ширину отдельных элементов и дорог принимают в соответствии с нормами проектирования. Ширину проезжей части и тротуаров устанавливают расчетом с учетом характера и размеров движения.