Уплотнение грунта земляного полотна
Уплотнение грунта земляного полотна производят послойно при оптимальной влажности за несколько проходов по одному следу. Грунты являются трехфазными системами: грунтовый скелет, вода и воздух. Пористость и влажность решающим образом влияют на его состояние: с увеличением плотности пористость уменьшается, а прочность возрастает; деформируемость, водопроницаемость, набухание и морозное пучение уменьшаются, что повышает прочность и устойчивость земляного полотна.
Цель уплотнения – достичь требуемой плотности, прочности и устойчивости (модуль упругости, коэффициент трения и сцепления), минимума морозного пучения. Уплотнение обеспечивает ровность и плотность дорожных одежд. Надлежащее уплотнение позволяет уменьшить толщину дорожной одежды, обеспечить ее работу в пределах упругой стадии, независимо от сезона. Стоимость уплотнения составляет около 0,5 % полной стоимости строительства и затраты на уплотнение полностью окупаются за счет повышения долговечности дорожных одежд.
Основной характеристикой уплотнения является средняя плотность (δ), которую можно определить по формуле:
, где
ρ – плотность минеральных частиц скелета грунта;
W- влажность, %;
ν- объем воздуха, который остается в порах после уплотнения;
δ,W,ν- зависят от генезиса грунта, степени его дисперсности, нагрузки и др.
Чем дисперснее грунт, тем больше влияние влажности. При малой влажности вода обволакивает частицы грунта, образует пленки, которые находятся в зоне действия межмолекулярных сил притяжения. При уплотнении происходит взаимное перемещение частиц грунта и более плотная их укладка. Увеличение влажности приводит к увеличение толщины пленок, уменьшению плотности и вязкости. Уменьшение силы трения при уплотнении улучшает уплотняемость, но понижает модуль упругости и сопротивление сдвигу. Когда влажность достигнет границы текучести, появляется свободная влага, грунт переходит в текучее состояние. Влажность (Wопт), соответствующая наибольшей плотности грунта (δнаиб), достигнутой с наименьшей затратой энергии на уплотнение, называется оптимальной (рис. 3.13).
Уплотнение земляного полотна характеризуют коэффициентом уплотнения:
, где
δтр– требуемая плотность;
δнаиб– наибольшая плотность.
Куплдолжен составлять 0,95…0,98.я (стр. 120)
Рис. 3.13 График зависимости плотности грунта от влажности.
При уплотнении земляного полотна используются следующие способы:
- Укатка. Используются катки на пневматических шинах с балластом 25 т. Кулачковые катки массой до 10т используются как для связных, так и несвязных грунтов, а на пнемошинах рекомендуются для супесчаных и суглинистых грунтов.
- Трамбование с помощью падающей плиты с использованием экскаватора или врана.
- Вибрирование с использованием виброкатков, рекомендуется при несвязных грунтах.
- Городские улицы и дороги
- Городские улицы и дороги
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Общие сведения о городскихулицах и дорогах
- 1.1. Дорожно-уличные сети
- 1.2. Элементы и оборудование городских улиц и дорог Конструктивные поперечные профили
- Проезжие части
- Тротуары и пешеходные дорожки
- Велосипедные дорожки
- Трамвайные пути
- Сопряжения элементов улиц и дорог
- Инженерные сети на улицах и дорогах
- Водоотвод и снегоудаление
- Озеленение
- 1.3 Пересечение улиц и дорог
- Перекрёстки и площади
- Пересечения в разных уровнях.
- Пешеходные переходы
- Глава 2. Проектирование городских улиц и дорог
- 2.1. Требования и предпосылки к проектированию улиц и дорог Понятие об изысканиях городских улиц и дорог
- Основные материалы изысканий
- Нормы проектирования городских улиц и дорог
- Стадии проектирования и состав проектных работ
- Материалы проектного задания:
- 2.2. Проектирование элементов поперечного профиля улиц и дорог
- Расчет ширины тротуаров и пешеходных дорожек
- 2.3 Проектирование улиц и дорог в плане
- Вертикальная планировка
- 2.4 Проектирование конструктивных элементов городских дорог Проектирование земляного полотна.
- Способы устройства корыта.
- Способы устройства земляного полотна:
- Конструирование и расчет дорожных одежд.
- Расчет дорожной одежды на прочность
- Особенности проектирования городских дорог
- 2.5 Проектирование водостоков
- Реконструкция городских улиц и дорог.
- Учет региональных особенностей при проектировании и реконструкции городских улиц и дорог
- Раздел 3. Строительство городских дорог
- 3.1 Подготовительные работы Организация работ при строительстве дорог и улиц
- Очистка дорожной полосы
- Восстановление трассы и разбивка земляного полотна
- 3.2. Возведение земляного полотна Грунты, применяемые для сооружения земляного полотна
- Производство земляных работ
- Расположение грунтов в насыпи
- Принципы разработки проекта производства работ (ппр)
- Уплотнение грунта земляного полотна
- 3.3 Строительство дорожных одежд
- Устройство подстилающего слоя
- Установка бортовых камней
- 3.4 Устройство дорожных оснований
- Щебеночные и гравийные основания
- Основания из битумоминеральных смесей
- Бетонные основания
- Основания из тощего бетона
- Основания из укрепленных грунтов
- 3.5 Устройство дорожных покрытий Асфальтобетонные покрытия
- Асфальтобетон с шероховатой поверхностью
- Цементобетонное покрытия
- Раздел 4. Эксплуатация городских дорог
- 4.1 Задачи дорожно-эксплуатационной службы
- Классификация работ по содержанию и ремонту улиц и дорог
- 4.2. Надзор за дорожными одеждами
- 4.3. Ремонт дорожных покрытий и оснований
- Поверхностная обработка
- 4.4 Содержание улиц и городских дорог