2.2. Проектирование элементов поперечного профиля улиц и дорог
Задачи проектирования: установление состава и взаиморасположения элементов поперечных профилей улицы (дороги), их ширины, типов конструкций и т.д.
Расчет ширины проезжей части
Расчет ширины проезжей части улиц и дорог, тротуаров производится в соответствии с составом, условиями, размерами движения и с учетом перспектив его развития. Целесообразно предусматривать возможность поэтапного осуществления строительства с дальнейшим уширением проезжих частей и тротуаров. На рис. 2.1 представлен план проезжей части улицы, которую условно разделяют на отдельные полосы движения:в1,в2,в3.
Необходимая ширина проезжей части:
(2.1)
Ширина одной полосы устанавливается с учетом габаритных размеров автомобиля и расчетных скоростей движения по СНиП.
Необходимое число полос движения устанавливается с учетом перспективной интенсивности. Расчетное число полос движения можно определить по формуле:
, где (2.2)
n - число полос движения в одном направлении;
Q- интенсивность движения в рассматриваемом направлении в час пик;
К– коэффициент, учитывающий внутричасовую неравномерность движения (К1,2…1, 5);
N- пропускная способность одной полосы (при непрерывном движении)
, где (2.3)
V – скорость движения, км/час;
S – интервал безопасности между одноименными частями движущихся друг за другом автомобилей. Если скорость выражена в м/сек, то
(2.4)
Расстояние S должно быть достаточным, чтобы в случае экстренной остановки впереди идущего автомобиля водитель следующего мог остановить его, не доезжая до первого.
, где (2.5)
- расстояние между автомобилями;
- габаритная длина автомобиля:
, где (2.6)
- путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя t (до начала торможения): l1=t∙V;
- путь торможения: =c ∙V2
- зазор безопасности между остановившимися автомобилями.
(2.7)
Принимаем = 5 м,= 2 м и= 1 сек.
, где
- коэффициент торможения, который равен
, где
- коэффициент, учитывающий эксплуатационные условия торможения (в среднем 1, 5 )
g – ускорение силы тяжести (9,98 м/сек);
γ – коэффициент сопротивления движению, который равен:
, где
- коэффициент сцепления шин с покрытием;
- коэффициент сопротивления воздушной среды;
- продольный уклон дороги.
Без учета сопротивления воздушной среды:
С – переменная величина, её принимают от 0,07 до 1,25. она зависит от многих факторов – состояния протекторов шин, дорожных покрытий, скорости движения и др.
Реальные результаты получают при использовании формулы:
, где
V – скорость движения, км/час;
7 -средняя габаритная длина автомобиля с зазором безопасности, м.
К – коэффициент пропорциональности между скоростью и интервалами между автомобилями, определяемый по графику (рис. 2.2.).
Рис. 2.2 График зависимости коэффициента К от скорости движения автомобилей V.
В расчете учитывался однородный состав транспорта (легковой). Смешанный поток приводится к однородному с использованием коэффициентов согласно СНиП.
Пропускная способность проезжей части для движения в одном направлении при непрерывном движении:
, где
- расчетное число полос движения;
-средняя пропускная способность одной полосы.
Из условия беспрепятственного пропуска движения:
, где
- интенсивность движения в приведенных автомобилях (к легковым) в час в одном направлении.
результат округляется до целого.
При регулируемом движении пропускная способность одной полосы на перекрестке составит:
или Nпр=t3/q
- период действия светофора, разрешающего движение в данном направлении;
- время светофорного цикла;
- интервал между выходом на перекресток следующих друг за другом автомобилей. = 2,7 – 3сек.
Тогда пропускная способность сотавит:
При безостановочном движении пересечения в разных уровнях .
В СНиП приводится ориентировочная пропускная способность одной полосы N для различных транспортных средств.
- Городские улицы и дороги
- Городские улицы и дороги
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Общие сведения о городскихулицах и дорогах
- 1.1. Дорожно-уличные сети
- 1.2. Элементы и оборудование городских улиц и дорог Конструктивные поперечные профили
- Проезжие части
- Тротуары и пешеходные дорожки
- Велосипедные дорожки
- Трамвайные пути
- Сопряжения элементов улиц и дорог
- Инженерные сети на улицах и дорогах
- Водоотвод и снегоудаление
- Озеленение
- 1.3 Пересечение улиц и дорог
- Перекрёстки и площади
- Пересечения в разных уровнях.
- Пешеходные переходы
- Глава 2. Проектирование городских улиц и дорог
- 2.1. Требования и предпосылки к проектированию улиц и дорог Понятие об изысканиях городских улиц и дорог
- Основные материалы изысканий
- Нормы проектирования городских улиц и дорог
- Стадии проектирования и состав проектных работ
- Материалы проектного задания:
- 2.2. Проектирование элементов поперечного профиля улиц и дорог
- Расчет ширины тротуаров и пешеходных дорожек
- 2.3 Проектирование улиц и дорог в плане
- Вертикальная планировка
- 2.4 Проектирование конструктивных элементов городских дорог Проектирование земляного полотна.
- Способы устройства корыта.
- Способы устройства земляного полотна:
- Конструирование и расчет дорожных одежд.
- Расчет дорожной одежды на прочность
- Особенности проектирования городских дорог
- 2.5 Проектирование водостоков
- Реконструкция городских улиц и дорог.
- Учет региональных особенностей при проектировании и реконструкции городских улиц и дорог
- Раздел 3. Строительство городских дорог
- 3.1 Подготовительные работы Организация работ при строительстве дорог и улиц
- Очистка дорожной полосы
- Восстановление трассы и разбивка земляного полотна
- 3.2. Возведение земляного полотна Грунты, применяемые для сооружения земляного полотна
- Производство земляных работ
- Расположение грунтов в насыпи
- Принципы разработки проекта производства работ (ппр)
- Уплотнение грунта земляного полотна
- 3.3 Строительство дорожных одежд
- Устройство подстилающего слоя
- Установка бортовых камней
- 3.4 Устройство дорожных оснований
- Щебеночные и гравийные основания
- Основания из битумоминеральных смесей
- Бетонные основания
- Основания из тощего бетона
- Основания из укрепленных грунтов
- 3.5 Устройство дорожных покрытий Асфальтобетонные покрытия
- Асфальтобетон с шероховатой поверхностью
- Цементобетонное покрытия
- Раздел 4. Эксплуатация городских дорог
- 4.1 Задачи дорожно-эксплуатационной службы
- Классификация работ по содержанию и ремонту улиц и дорог
- 4.2. Надзор за дорожными одеждами
- 4.3. Ремонт дорожных покрытий и оснований
- Поверхностная обработка
- 4.4 Содержание улиц и городских дорог