logo
ЭГТ / Городские улицы и дороги

Вертикальная планировка

Задачи вертикальной планировки: изменение или выправление рельефа в соответствии с инженерными требованиями, требованиями благоустройства и архитектурно-планировочными решениями.

Исходные материалы: планы с высотными отметками и горизонталями, разрезы поверхности. Уклоны на отдельных участках определяют по формуле:

, где

- расстояние между точками;

- разность высотных отметок.

Уклон выражают в промилях ‰. При трассировании надо стремиться к проложению трасс под косым углом к горизонталям. При проложении вдоль горизонталей не обеспечивается водоотвод, а поперек – при крутом рельефе создаются недопустимые для движения уклоны, и для их уменьшения потребуется большой объем земляных работ, искусственных сооружений. Наибольшие продольные () и поперечные () уклоны принимают по СНиП; допустимые уклоны на площадках ≤ 30‰, на стоянках ≤ 20 ‰. На криволинейных участках продольный уклонуменьшают на величину, где- радиус кривой в плане.

Вертикальную планировку городских улиц, внутриквартальных территорий выполняют методом проектных (красных) горизонталей (рис. 2.4). Горизонтали на проезжей части наносят условно прямыми линиями. Результирующие уклоны () направляют поперек горизонталей и определяют по формуле:. Разбивку проектных горизонталей начинают с оси проезжей части. Расстояние между горизонталями в продольном направлении определяют по фомуле:

, где

- шаг горизонталей (разность в отметках двух соседних горизонталей: 1, 2 м. и т.д.). На планах показывают характерные точки (переломы, черные и красные отметки и т.д.). Углы наклона горизонталей по отношению к оси определяют по формуле:

Проекцию расстояния между точками с одинаковыми отметками по оси и краю проезжей части на продольную ось дороги определяют по формуле:

, где

В – ширина проезжей части.

Вертикальная планировка территорий микрорайонов должна обеспечивать:

- удобство движения;

- обеспечение поверхностного стока;

- сохранение зеленых насаждений и существующих строений;

- минимальный объем земляных работ;

- благоприятные условия для вновь возводимых зданий.

- внутриквартальные проезды должны сопрягаться с улицами так, чтобы исключалась возможность стока поверхностных вод на внутриквартальные территории. Площадки на внутриквартальных территориях могут иметь уклоны от 4 до 20 (30) ‰.

Рис. 2.4 Схема вертикальной планировки проезжей части улицы.