Принципы разработки проекта производства работ (ппр)
Цели и задачи: разработка способов производства работ, номенклатуры дорожных машин и их числа, направления потока, очередности работ, достижение экономической эффективности. Основным документом является календарный план-график.
Расчет комплексно-механизированного потока выполняют методом вариантного проектирования. Экономико-математические методы с использованием ЭВМ позволили перейти от вариантного метода к оптимальным расчетам комплексного потока. Например, технико-экономический расчет показывает, что лучше возвести насыпь из привозного грунта, а связный грунт вывезти в отвал. При разработке ППР ориентируются на круглогодичное сооружение земляного полотна, относя на зимний период те работы, которые выгоднее выполнить в это время. На рис.3.4. представлена схема потока по производству линейных и земляных работ.
Захватки
↓
1 Снятиерастительногослоя 2 Разбивказемляногополотна 3 Послойная укладка грунта 4 Укатка при Wопт.
потока
Рис.3.8 Схема потока по производству линейных земляных работ.
Выбор землеройных машин и производство земляных работ
Выбор машин и механизмов осуществляется с учетом природных условий, объемов земляных работ, сроков, рабочих отметок земляного полотна. В границах технических возможного применения определяется целесообразность их использования. В связи со сложностью задачи используют современные математические методы и ЭВМ. Земляные работы относятся к числу наиболее механизированных. Уровень механизации достигает 97%. При спокойном рельефе и небольших объемах земляных работ земляные работы называют линейными. Фронт их выполнения постепенно перемещается за подготовительными работами. Сосредоточенные земляные работы выполняют специализированные отряды машин. Их необходимо закончить до подхода линейного потока. При строительстве городских улиц и дорог встречаются следующие виды земляных работ:
- возведение насыпей из привозного грунта;
- возведение насыпей из выемок;
- разработка выемок с вывозом грунта в отвал;
- возведение насыпей из боковых резервов;
- устройство полунасыпей - полувыемок на косогорах.
Звено машин состоит из основных и вспомогательных машин: к основным относят экскаваторы, скреперы, бульдозеры, грейдер-элеваторы; к вспомогательным – машины для рыхления, разравнивания, уплотнения, полива. Выбор машин зависит от объмов земляных работ, дальности возки, типа грунта и др. факторов. При возведении насыпи из резервов и выемки при дальности возки до 50 м используют бульдозеры (рис. 3.6, 3.7); при дальности возки до 600 м – скреперы прицепные с емкостью ковша до 6 м3; при дальности возки до 3000 м – самоходные скреперы с емкостью ковша – 9-10 мЗ; при больших расстояниях – экскаваторы и самосвалы; при объеме земляных работ свыше 200-500 тыс.мЗиспользуется метод гидромеханизации (гидромониторы).
1-разбивочные колышки (на прямых участках через 50 м, а на кривых через 20 м); 2-разбивочные ходы бульдозера; 3-вешки с указанием высотных отметок насыпи; 4-откосные лекало (через 20-40 м); 5-холостые ходы бульдозера; I-IV-последовательность укладки грунта в насыпь; В-ширина насыпи поверху.
Рис.3.9Схема разработки, перемещения и укладки грунта при возведении насыпи бульдозером
1-поперечный профиль земляного полотна; 2-снятие растительного слоя с укладкой в боковые валы; 3-отсыпка слоев с траншейной разработкой в резерве и послойным разравниванием в насыпи; 4-послойное уплотнение грунта в насыпи; 5-планировка насыпи и резервов автогрейдером и надвижка растительного грунта из боковых валов бульдозером
Рис.3.10 Технологическая схема возведения насыпи бульдозерами из двухсторонних боковых резервов
При возведении насыпи толщина каждого отсыпаемого слоя зависит от типа уплотняемых средств. Перед уплотнением земляное полотно планируют бульдозером или автогрейдером. При использовании скреперов происходит частичное уплотнение отсыпаемого слоя пневматическими шинами. Этот метод не рекомендуется для разработки тяжелых, твердых, переувлажненных грунтов.
При разработке грунта скрепером используют следующие схемы.
Насыпь – резерв(рис. 3.11):
- зигзагообразная – для загородных дорог при длине участка более 200 м;
- восьмерка – при длине участка меньше 200 м;
- эллиптическая схема – при длине участка до 100 м и односторонних резервах;
- по спирали – при двухсторонних резервах и разности отметок насыпи и резерва менее 3 м.
Рис.3.11. Схемы движения скреперов при возведении насыпей из грунта резервов:
а — по «зигзагу»; б — по «восьмерке»; в — по эллипсу; г — по спирали
Предусматриваются выезды и съезды, имеющие уклон ≤ 20%.
При использовании для возведения насыпи привозных грунтов используют экскаваторы емкостью ковша до 1 мЗсо сменным оборудованием – прямая лопата, обратная, драгляйн. Прямая лопата используется в сухих забоях при разработке грунта выше уровня стояния машины и достаточной высоте забоя. Обратная лопата и драгляйн используются при разработке грунта ниже уровня стояния машины. Минимальная высота забоя: I – II группа грунтов - 0,7…1,15 м; III группа грунтов - 1,8…2,5 м. Наилучшие условия работы экскаватора: высота забоя равна наибольшей высоте резания грунта (рис.3.12). Грунт доставляют на дорогу автомобилями, отсыпают послойно на всю ширину от краев к середине, затем грубая планировка бульдозерами; частичное уплотнение обеспечивается регулированием движения автомобилей, доставляющих грунт. В городских условиях организуют совместную работу всех машин и механизмов.
Рис.3.12 Технологические схемы разработки выемок и грунтовых карьеров экскаваторами
- Городские улицы и дороги
- Городские улицы и дороги
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Общие сведения о городскихулицах и дорогах
- 1.1. Дорожно-уличные сети
- 1.2. Элементы и оборудование городских улиц и дорог Конструктивные поперечные профили
- Проезжие части
- Тротуары и пешеходные дорожки
- Велосипедные дорожки
- Трамвайные пути
- Сопряжения элементов улиц и дорог
- Инженерные сети на улицах и дорогах
- Водоотвод и снегоудаление
- Озеленение
- 1.3 Пересечение улиц и дорог
- Перекрёстки и площади
- Пересечения в разных уровнях.
- Пешеходные переходы
- Глава 2. Проектирование городских улиц и дорог
- 2.1. Требования и предпосылки к проектированию улиц и дорог Понятие об изысканиях городских улиц и дорог
- Основные материалы изысканий
- Нормы проектирования городских улиц и дорог
- Стадии проектирования и состав проектных работ
- Материалы проектного задания:
- 2.2. Проектирование элементов поперечного профиля улиц и дорог
- Расчет ширины тротуаров и пешеходных дорожек
- 2.3 Проектирование улиц и дорог в плане
- Вертикальная планировка
- 2.4 Проектирование конструктивных элементов городских дорог Проектирование земляного полотна.
- Способы устройства корыта.
- Способы устройства земляного полотна:
- Конструирование и расчет дорожных одежд.
- Расчет дорожной одежды на прочность
- Особенности проектирования городских дорог
- 2.5 Проектирование водостоков
- Реконструкция городских улиц и дорог.
- Учет региональных особенностей при проектировании и реконструкции городских улиц и дорог
- Раздел 3. Строительство городских дорог
- 3.1 Подготовительные работы Организация работ при строительстве дорог и улиц
- Очистка дорожной полосы
- Восстановление трассы и разбивка земляного полотна
- 3.2. Возведение земляного полотна Грунты, применяемые для сооружения земляного полотна
- Производство земляных работ
- Расположение грунтов в насыпи
- Принципы разработки проекта производства работ (ппр)
- Уплотнение грунта земляного полотна
- 3.3 Строительство дорожных одежд
- Устройство подстилающего слоя
- Установка бортовых камней
- 3.4 Устройство дорожных оснований
- Щебеночные и гравийные основания
- Основания из битумоминеральных смесей
- Бетонные основания
- Основания из тощего бетона
- Основания из укрепленных грунтов
- 3.5 Устройство дорожных покрытий Асфальтобетонные покрытия
- Асфальтобетон с шероховатой поверхностью
- Цементобетонное покрытия
- Раздел 4. Эксплуатация городских дорог
- 4.1 Задачи дорожно-эксплуатационной службы
- Классификация работ по содержанию и ремонту улиц и дорог
- 4.2. Надзор за дорожными одеждами
- 4.3. Ремонт дорожных покрытий и оснований
- Поверхностная обработка
- 4.4 Содержание улиц и городских дорог