logo
ОПАД

Проектирование дорог в карстовых районах.

Карстовые процессы происходят в толще растворимых горных пород (гипса, известняка, доломита, каменной соли). В результате деятельности грунтовых и проникающих поверхностных вод такие горные породы растворяются и уносятся подземными водами. В толще земли образуются пустоты, а на поверхности углубления, вызванные проседанием грунта, часто имеющие округлую форму. Диаметр карстовых воронок до 50 м, а глубина до 20 м. Строительство дорог в кастовых районах сопряжено с опасностью разрушения дорог при развитии карстовых процессов. При инженерных изысканиях дорог должна быть установлена интенсивности карстовых явлений, которая зависит от состава горной породы, степени её трещиноватости, растворимости, химического состава грунтовых вод и от рельефа местности. По степени опасности для строительства карст делят на два типа: 1) карст в легкорастворимых породах (гипс, каменная соль), где ежегодно могут возникать воронки и просадки; 2) карст в труднорастворимых породах (известняки, доломиты, мел), развитие карста протекает медленно, и новых элементы карстового ландшафта часто не появляются десятилетиями. Для относительно безопасного проложения трассы необходимо, чтобы малопроницаемый для воды поверхностный грунтовый слой имел толщину не менее 8-10 м; водорастворимая горная порода была малой толщины; грунтовая вода была малоагресивна, а её расход небольшой. При проложении трассы в карстовых районах предусматривают следующих мероприятия, направленных к уменьшению количества воды, поступающих в подземных трещины: 1) планировка придорожной полосы и отвод воды; 2) укрепление русел воронок и отводных канав; 3)засыпка карстовых воронок водонепроницаемым грунтом; 4) заполнение через буровые скважины карстовых полостей песчано-глинистыми и песчано-цементными растворами; 5) устройство глубокого дренажа, прерывающего движение грунтовых вод; 6) пересечение участков карстовой полости эстакадой с опорами, заложенными ниже толщи, подверженной карстовым процессам.