logo
ОПАД

Опад. Лекция 1. Особенности проектирования автомагистралей.

Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяются на три класса:

  1. Автомагистраль

  2. Скоростная дорога

  3. Обычного типа

К классу автомагистралей относят дороги:

  1. Имеющие на всём протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой

  2. Не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными и железными дорогами

  3. Доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга

К автомагистралям относят дороги 1а категории с числом полос движения 4 и более. Строительство автомагистралей оправдывается при высокой интенсивности движения более 14000 тыс прив.ед.сут.

Элементы поперечного профиля:

(рис. 1)

Современные автомобили в благоприятных условиях развивают высокие скорости, однако расчётная скорость для автомагистралей принята у нас и за рубежом 150 км/ч и не обнаруживает тенденций к увеличению. Это объясняется рядом причин:

  1. Невозможностью движения всего потока автомобилей со скоростью, которую могут развивать наиболее быстрые из них. Чем значительнее интенсивность движения, тем сильнее проявляются взаимные помехи автомобилей, вызывающие снижение скорости потока. Поэтому очень высокие скорости не могут быть практически реализованы на автомагистралях.

  2. Значительным возрастанием стоимости строительства. Это связано с применением малых продольных уклонов и больших радиусов вертикальных и горизонтальных кривых.

  3. Резким увеличением количества ДТП при возрастании скорости движения.

При расчётах элементов автомагистралей учитывают особенности движения с высокими скоростями:

  1. Снижение величины коэффициента сцепления

  2. Определение величины радиусов кривых из условий удобства проезда для пассажиров, исходя из малых значений коэффициента поперечных силы 0,05-0,08

  3. Необходимостью обязательного обеспечения зрительной плавности трассы

  4. Значительное увеличение длины тормозного пути

В связи с учётом этих особенностей для автомагистралей типичны следующие требования: