Лекция 7. (06.04.2012). Тема: Проектирование дорог в районах распространения вечномёрзлых грунтов.
Вечномёрзлыми называют грунты, содержащие замёрзшую воду и имеющие температуру ниже нуля в течении длительного периода времени, измеряемого десятками тысячелетий. Мощный слой мёрзлых грунтов возрастает к северу страны и у берегов Северного-ледовитого океана превышает 500 м. В мёрзлой толще грунтов содержится лёд. При оттаивании мёрзлые грунты оказываются избыточно увлажнёнными, а возведённые на них сооружения претерпевают значительную осадку. Верхний слой грунта, который в тёплое время года оттаивает, а зимой вновь замерзает, называют деятельным слоем. Если он соединяется с поверхностью вечной мерзлоты, её называют сливающейся.
(рис.44)
Оттаивание мёрзлых оснований под насыпями в зависимости от количества льда, содержащегося в грунте, вызывает дополнительные осадки или полное расползание насыпи. Разрушению способствует то, что поверхность подтаявшего под дорогой вечномёрзлого грунта имеет вогнутое очертание. Это вызывает скапливание грунтовой воды, ускоряющей дальнейшее оттаивание.
Различают следующие типы местности:
Сухие места с обеспеченным поверхностным стоком
Сырые места с избыточным увлажнением в отдельные периоды года (плоские водоразделы, пологие склоны гор)
Переувлажнённые места (пониженные места рельефа с развитым мохо-торфяным покровом с необеспеченным водоотводом)
Конструкция земляного полотна должна учитывать изменения водно-теплового режима придорожной полосы, вносимые строительством. В зависимости от климатических условий, рельефа местности, состава грунтов должен быть обеспечен один из следующих температурных режимов мёрзлого грунта в основании земляного полотна:
Сохранение вечномёрзлых грунтов в течение всего периода эксплуатации. Применяют при 3 типе местности, когда оттаивание может привести к просадке насыпи. На всей придорожной полосе сохраняют моховой и растительный покров.
Частичное оттаивание вечномёрзлого грунта. Рекомендуется для сырых мест. Под земляным полотном допускается частичное оттаивание грунта, величина которого контролируется расчётом.
Оттаивание мёрзлого грунта до начала строительства и осушения придорожной полосы. Применяют в южных районах о островной мерзлотой. за год до возведения земляного полотна удаляют растительность и обеспечивают поверхностный водоотвод.
При обосновании необходимой высоты насыпи наряду с требованием обеспечения снегонезаносимости необходимо учитывать также обеспечение заданного температурного режима вечной мерзлоты.
(рис.45)
На косогорных участках низовые откосы защищают от протаивания устройством теплоизоляционных присыпок. Не разрешается устраивать нагорные канавы, которые могут стать причиной глубокого протаивания.
(рис.46)
При необходимости устройства выемок устраивают пологие откосы, защищаемые теплоизоляционными слоями.
(рис.47)
Во время сильных морозов в результате периодического выхода на поверхность грунтовой или речной воды образуется отложения льда, которые называются наледями. Наледи, образующиеся в придорожной полосе, закрывают отверстия водопропускных сооружений, создавая значительные трудности для нормальной эксплуатации дороги. По условиям питания различают несколько видов наледи:
Наледи подземных вод образуются в местах выхода воды, постоянно действующих источников глубоких подмерзлотных вод.
Грунтовые наледи. При зимнем промерзании деятельный слой в отдельных местах сливается с верхней поверхностью многолетней мерзлоты, разделяя при этом водоносный горизонт на ряд замкнутых объёмов. Вода деформирует промёрзший верхний слой грунта, вызывая его взбугривание. При достижении некоторой высоты бугор растрескивается, а изливающаяся из него вода быстро замерзает.
Речные наледи. Их возникновение связано с уменьшением площади сечения водотока при промерзании берегов и увеличением толщины льда, который на мелких местах может смерзаться с дном. Вода не может пройти через оставшееся живое сечение русла и взламывая лёд вытекает на его поверхность.
Смешанные наледи. Они образуются от одновременного действия нескольких причин.
Строительство дорог изменяет природный режим вечномёрзлых грунтов. Дорога, очищаемая от снега, промерзает на большую глубину, чем прилегающая местность. Деятельный слой смыкается под полотном дороги с мерзлотой, прерывая движение грунтовых вод. Это создаёт условия для образования с нагорной стороны дороги наледей, вода которых заливает дорогу. При невозможности предотвратить вечномёрзлых возникновение наледей рекомендуется увеличивать отверстия мостов для пропуска речных наледей, из пересекаемых при строительстве дороги водоносных горизонтов отводить воду дренажами.
(рис.48)
В процессе эксплуатации дороги искусственно вызывают образование наледей в стороне от защищаемого объекта с помощью мерзлотных поясов. Мерзлотным поясов называют широкую, но мелкую канаву, отрываемую с нагорной стороны. Зимой их очищают от снега, грунт под ними, быстро промерзая, образует мерзлотную перемычку, вызывающую наледь. Мерзлотные пояса на лето следует накрывать слоем из теплоизолирующего материала, иначе грунт под ними может протаять на большую глубину, чем в других местах. Оставленные на 3-4 года без надзора, мерзлотные пояса перестают действовать.
Селевые потоки – это смесь воды, грунта и камней, стекающие по руслу горных рек. У выхода из лога, где уклон местности уменьшается, сель растекается, скорость его уменьшается, и из него выпадают наносы, образуя конус выноса. Селевые потоки возникают внезапно, действуют в течение короткого промежутка времени, но общий объём материалов, смываемых за один сель может достигать 20000 м3 с 1 км2. Наиболее целесообразно пересекать селевые потоки в пределах транзитного русла, где имеются устойчивые скальные берега, и русло потока фиксировано. Водоток перекрывают одним пролётом моста. При неизбежности пересечения дорогой селевого потока в пределах конуса выноса необходимо прокладывать трассу в его низовой части за пределами зоны отложения крупных камней. Часто устраивают дамбы, которые, замедляя селевой поток, вызывают отложения наносов.
(рис.49)
На дорогах с большой интенсивностью движения проектируют селеспуски, пропускающие селевые потоки над дорогой. Полезно предусматривать комплексные мероприятия по защите от селевых потоков. В частности для прекращения эрозии склонов запрещают рубку леса и уничтожения кустарника, устраивают водоотводные каналы.
- Опад. Лекция 1. Особенности проектирования автомагистралей.
- Поперечный профиль автомагистралей.
- Продольный профиль автомагистралей.
- Лекция 2.
- Здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб.
- Озеленение дорог.
- Способы борьбы с нежелательной растительностью.
- Дорожные светофоры.
- Критерий ввода светофорной сигнализации.
- Режимы работы светофорной сигнализации. Структура светофорного цикла.
- Потерянное время в цикле регулирования.
- Пофазный разъезд транспортных средств.
- Лекция 3. Расчёт длительности светофорного цикла и его элементов.
- Потоки насыщения
- Трассирование дорог в зоне оврага.
- Устройство плотин на пересечениях оврагов.
- Проектирование дорог в карстовых районах.
- Тема: Проектирование дорог в заболоченных районах.
- Лекция 5. Проектирование дорог в горной местности.
- Устойчивость горных склонов.
- Проложение дорог по долинам горных рек.
- Проектирование серпантин.
- Лекция 6. (30.03.2012). Тоннели.
- Продольный профиль горных дорог.
- Поперечные профили горных дорог.
- Лекция 7. (06.04.2012). Тема: Проектирование дорог в районах распространения вечномёрзлых грунтов.
- Пересечение дорогами оползневых участков.
- Защита дорог от снежных лавин
- Особенности проектирования дорог в сейсмических районах
- Проложение дорог по участкам осыпей и камнепадов
- Проектирование дорог в засушливых районах
- Закрепление песков
- Практика (27.04.2012)
- Контроль ровности и поперечных уклонов покрытия
- Лекция 8. (04.05.2012). Проектирование городских улиц
- Элементы поперечных профилей улиц и их размещения
- Озеленение
- Наружное освещение
- Лекция 9. (11.05.2012)
- Построение проектных горизонталей участка дороги.
- Проектирование улиц и дорог в плане.
- Лекция 9, продолжение от 11 мая (18.05.2012) Определение объёма земляных работ при вертикальной планировке.
- Водоотвод.
- Система снегоудаления в городах.
- Пересечения в разных уровнях
- Факторы, влияющие на выбор типа транспортного пересечения в разных уровнях
- Лекция 10. (25.05.2012) Проектирование мостовых переходов
- Речные долины и русла рек.
- Принципы гидрологических расчётов
- Методика прогноза максимальных расходов воды в реках.
- Принципы расчёта отверстий мостов.
- Регуляционные сооружения.