logo
скульптура и пласт моделирование первонач

1.4. Виды симметрии

Различают несколько видов симметрии.

1 Зеркальная симметрия - это отражение одной половины формы относительно оси или плоскости как зеркала до совпадения со второй половиной, пример приведен на рисунке 1.3

Рис. 1. 3 Бумажная форма с зеркальной симметрией

Рис. 1.4 Зеркальная симметрия в форме одежды Модель Мак Куина/1/

2. Осевая симметрия – это получение совмещения формы посредством поворота вокруг некоей оси, перпендикулярной к плоскости изображения. Встречается в структурах розетки, ленты и сетки, что видно на рисунках 1.5-1.6.

Рис. 1.5. Форма розетки как вид осевой симметрии

Рис. 1.6 Зеркальная симметрия в структуре сетчатого орнамента

3 Симметрия подобия – это совмещение одинаковых или сходных по форме фигур, равных по размеру, как на рисунках 1.7,1.8.

Рис. 1.7 Симметрия подобия. Бумажный рельеф.

Рис. 1.8 Симметрия подобия. Бумагопластика

Симметрия в искусстве применяется как метод классификации формы по геометрическим признакам и как инструмент создания новых форм по алгоритму конкретных преобразований.

Построения любого типа сооружений относительно осей симметрии можно увидеть как на архитектурных планах, так и в живых организмах. В 1960-х годах зародились основы архитектурной бионики, в которых широко использованы формообразующие принципы живой природы в ее симметрийно-гомологических трансформациях. Основу поисков составили повторяемость форм, характер их размещения в структуре организма. Отношения золотого сечения в природных и архитектурных объектах проявляются как симметрия подобия.

Существуют аксиомы структурной (кристаллографической) симметрии, геометрической (биологической), и динамической (системной.) На основе этих аксиом симметрия в костюме является методом классификации формы по геометрическим признакам, переводящим ее в знаки.

Под элементами симметрии понимают место точек, остающихся на месте при любых преобразованиях и перемещениях. Существует два вида геометрического равенства: конгруэнтное или совместимое. Операциям поворота вокруг оси, переносов вдоль оси трансляции, отражения в точке, линии, плоскостей и их комбинациям соответствуют элементы: зеркальные, инверсионные, трансляционные, винтовые оси, плоскости и центр симметрии. .[3]

Законом гравитации, т.е., всемирного тяготения, объясняется симметричность строения живых организмов и необходимость равновесия с точки зрения закона движения. В искусстве закон гравитации определяет роль вертикали, горизонтали и диагонали в композиции; им объясняется необходимость равновесия, значение симметричных форм, понятие верха и низа в картине и пр.

Вопросы для повторения:

  1. Дать определения понятию архитектоники.

  2. Охарактеризовать скульптуру как вид искусства

  3. Что такое пластика

  4. Дать определения терминам «моделирование» и «модель»

  5. Что такое симметрия с точки зрения архитектоники ?

  6. Назвать виды симметрии и их отличия.

  7. Определить основные категории архитектоники.

Лекция №2

Ритмкомпозиционный принцип формообразования

    1. Ритмика и метрика- основные ритмические порядки

    2. Виды ритма

    3. Сетки – ритмично организованные структуры

    4. Виды раппортных сеток