1.4. Виды симметрии
Различают несколько видов симметрии.
1 Зеркальная симметрия - это отражение одной половины формы относительно оси или плоскости как зеркала до совпадения со второй половиной, пример приведен на рисунке 1.3
Рис. 1. 3 Бумажная форма с зеркальной симметрией
Рис. 1.4 Зеркальная симметрия в форме одежды Модель Мак Куина/1/
2. Осевая симметрия – это получение совмещения формы посредством поворота вокруг некоей оси, перпендикулярной к плоскости изображения. Встречается в структурах розетки, ленты и сетки, что видно на рисунках 1.5-1.6.
Рис. 1.5. Форма розетки как вид осевой симметрии
Рис. 1.6 Зеркальная симметрия в структуре сетчатого орнамента
3 Симметрия подобия – это совмещение одинаковых или сходных по форме фигур, равных по размеру, как на рисунках 1.7,1.8.
Рис. 1.7 Симметрия подобия. Бумажный рельеф.
Рис. 1.8 Симметрия подобия. Бумагопластика
Симметрия в искусстве применяется как метод классификации формы по геометрическим признакам и как инструмент создания новых форм по алгоритму конкретных преобразований.
Построения любого типа сооружений относительно осей симметрии можно увидеть как на архитектурных планах, так и в живых организмах. В 1960-х годах зародились основы архитектурной бионики, в которых широко использованы формообразующие принципы живой природы в ее симметрийно-гомологических трансформациях. Основу поисков составили повторяемость форм, характер их размещения в структуре организма. Отношения золотого сечения в природных и архитектурных объектах проявляются как симметрия подобия.
Существуют аксиомы структурной (кристаллографической) симметрии, геометрической (биологической), и динамической (системной.) На основе этих аксиом симметрия в костюме является методом классификации формы по геометрическим признакам, переводящим ее в знаки.
Под элементами симметрии понимают место точек, остающихся на месте при любых преобразованиях и перемещениях. Существует два вида геометрического равенства: конгруэнтное или совместимое. Операциям поворота вокруг оси, переносов вдоль оси трансляции, отражения в точке, линии, плоскостей и их комбинациям соответствуют элементы: зеркальные, инверсионные, трансляционные, винтовые оси, плоскости и центр симметрии. .[3]
Законом гравитации, т.е., всемирного тяготения, объясняется симметричность строения живых организмов и необходимость равновесия с точки зрения закона движения. В искусстве закон гравитации определяет роль вертикали, горизонтали и диагонали в композиции; им объясняется необходимость равновесия, значение симметричных форм, понятие верха и низа в картине и пр.
Вопросы для повторения:
Дать определения понятию архитектоники.
Охарактеризовать скульптуру как вид искусства
Что такое пластика
Дать определения терминам «моделирование» и «модель»
Что такое симметрия с точки зрения архитектоники ?
Назвать виды симметрии и их отличия.
Определить основные категории архитектоники.
Лекция №2
Ритм – композиционный принцип формообразования
Ритмика и метрика- основные ритмические порядки
Виды ритма
Сетки – ритмично организованные структуры
Виды раппортных сеток
- Скульптура и пластическое моделирование
- 1.2 Категории архитектоники
- 1.4. Виды симметрии
- Основные понятия архитектоники
- 1.2 Категории архитектоники:
- 1.3 Симметрия - композиционный метод формообразования.
- 1.4. Виды симметрии
- 2.1 Ритмика и метрика- основные ритмические порядки
- 2.2 Виды ритма:
- 1) Пропорционально- последовательный
- 2.3 Сетки – ритмично организованные структуры
- 2.5 Виды раппортных сеток
- 1) Квадрата, 2) прямоугольника, 3) параллелограмма, 4) ромба, 5) равностороннего треугольника.
- 3.1 Классификация искусств
- Изобразительные
- 3.2 Понятие художественного языка
- 3.3 К. Малевич и его роль в становлении архитектоники.
- 3.4 Понятие макета и бумагопластики
- 3.5 Из истории бумаги.
- 3.6 Понятие и внешние признаки формы
- 5.4 Образные характеристики формы
- 3.5 Архитектоника костюма
- 4.1 Понятие о золотом сечении
- 4.2 Золотое сечение в строении тела человека
- 4.4 Золотое сечение в искусстве
- 4.5 Золотое сечение в архитектуре, скульптуре, живописи
- 4.6 Золотое сечение и тенденция к спиральности в живой природе
- Пропорционирование формы
- 4.7 Масштабность, контраст, нюанс.
- 5.1 Законы природы в композиционном построении
- 5.2Равновесие формы
- 5.5 Процесс формообразования.
- 5.6 Структура и целостность формы
- 5.7 Типология архитектонических структур.
- 5.8 Подобие, контраст и соподчиненность частей.
- 5.9 Законы, принципы и приемы достижения цельности формы
- 6.1 Картины и прогнозы архитектоничного формообразования
- 6.2 Бионика как современная наука
- 6.3 Природные формы в процессе эволюции
- 6.4 Основные направления бионики
- 6.5 Трансформация форм.
- 7.1Кинетика как идея движения формы
- 7.2 История зарождения кинетического искусства.
- 7.3 Кинетизм в изобразительной культуре
- 7.4 Кинетический фольклор г. Юккера
- 7.5 Кинетизм как метод проектирования
- 7.6 Оптические иллюзии в творчестве в. Вазарели
- 7.7 Модульное формообразование.
- 8.1 Структура и тектонические системы костюмных материалов
- 8.2 Из истории материалов для одежды
- 8.2 Группы материалов по назначению
- 8.3 Свойства текстильных полотен
- 8.4 Виды текстильных материалов
- 8.5 Трикотажные материалы
- 8.6 Нетканые материалы
- 8.7 Материалы для обуви