4.11. Развитие доходной части бюджета мо «Город Вилюйск»
Бюджеты всех уровней бюджетной системы формируются на основе закрепления за ними доходов и расходов. К доходам бюджета МО «Город Вилюйск» относятся:
налоговые доходы, в том числе:
доходы от федеральных и региональных налогов и сборов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами РС (Я);
местные налоги и сборы;
неналоговые доходы, в том числе;
доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
доходы от продажи активов;
прочие неналоговые поступления;
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности МО;
субсидии бюджету МО;
субвенции, представляемые для обеспечения осуществления органами местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий, в случаях принятия соответствующего федерального закона или закона Республики Саха (Якутия);
иные межбюджетные трансферты.
По данным приложения 2 видно, что бюджет МО «Город Вилюйск» ежегодно выполнялся с профицитом, исключением являлся 2008 год, где дефицит составил – 1 556,6 тыс. руб. Рассматривая общую динамику доходов и расходов местного бюджета, можно отметить стабильность увеличения объема бюджета до 2009 года. За этот период поступление доходов увеличилось на 64 495,2 тыс. руб., расходов – на 65 042,2 тыс. руб. В 2010 году общий размер бюджета уменьшился на 87 814,2 тыс. руб. Это связано с уменьшением размера безвозмездных поступлений, передаваемых из вышестоящих бюджетов. Так начиная с 2010 года изменилась схема финансирования убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, в связи с установлением государственных регулируемых цен при оказании жилищно-коммунальных услуг населению. Данная субсидия, сумма которой в 2009 г. составляла 57 672,5 тыс. руб. финансируется Министерством жилищно-коммунального хозяйства напрямую подрядным организациям. Кроме того, в 2009 году муниципальному образованию была выделена субсидия на проведения капитального ремонта многоквартирных домов по программе реформирования ЖКХ в сумме 34 578,1 тыс. руб. В 2010 году на капремонт МКД выделено 3 850,0 тыс. руб.
Общая динамика показателей исполнения плановых назначений по доходам и расходам МО «Город Вилюйск» (Приложения 3) показывает, что доходная часть бюджета ежегодно перевыполнялась от 100,6 % до 104,8 %.
Большую долю в структуре доходов занимают безвозмездные поступления: от 59,5 до 83,6% и соответственно они играют основную роль в динамике доходов (Приложение 4, рисунок 3). В 2010 году по указанным выше причинам вес безвозмездных поступлений снизился до 59,5 %. Удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета МО «Город Вилюйск» составляет приблизительно 10-16%, при этом наблюдается колебание этой доли, так в 2006 году удельный вес налоговых и неналоговых доходов составил 10,6%, в 2008 году – 16,4%, в 2009 году снизился до 15,2%. В 2010 году удельный вес увеличился до 40,5%.
Рисунок 3. Структура доходной части бюджета
МО «Город Вилюйск» за 2008-2012 годы
Рассматривая структуру налоговых и неналоговых доходов бюджета МО «Город Вилюйск» надо отметить, что наибольший удельный вес имеют налоговые доходы, доля которых в 2006 году составляла – 91,2 %, в 2007 году - 93,4%, в 2008 году – 79,4% , в 2009 году – 68,5% и в 2010 году – 77,0%. Однако в последние годы заметно увеличение неналоговых платежей бюджета от 6,6% в 2007 г. до 31,5% в 2009 г.
Рисунок 4. Структура налоговых и неналоговых доходов
МО "Город Вилюйск" за 2012 г.
В структуре налоговых поступлений также прослеживается изменения. Если раньше основная сумма поступала от налога на доходы физических лиц 84,6%, 85,5% (2006, 2007 гг.), то в последние годы его доля снизилась до 56,6%, 60,1% в 2009 г. и 2010 г. Зато увеличивается поступление местных налогов: земельный налог – от 4,4% в 2006 г. до 11,0% в 2010 г., налог на имущество физических лиц – 2,2% в 2006 г. до 5,8 % в 2010 г.
Удельный вес неналоговых доходов в структуре налоговых и неналоговых доходов местного бюджета из года в год увеличивается: в 2006 году – 8,8 %, 2007 году – 6,6%, 2008 году – 20,6%, 2009 году – 31,5% и в 2010 г. -23,0%.
При этом структура неналоговых доходов имеет тенденцию качественного изменения. Так, если в 2006 году неналоговые доходы состояли только из двух видов доходов: «Арендная плата за землю» с долей 7,3%, «Прочие неналоговые доходы» - доля 1,5%, то в 2010 году неналоговые доходы состояли уже из пяти видов: «Арендная плата за землю» - доля 15,3, «Арендная плата за имущество» - 2,5%, «Продажа земельных участков» - 1,6%, «Продажа имущества» - 3,1%, «Прочие неналоговые доходы» - доля 0,5%. Таким образом, муниципальное образование постепенно расширяет и изыскивает дополнительные источники формирования бюджета.
За анализируемый период наблюдается неравномерная тенденция изменения доходов бюджета МО «Город Вилюйск» (Приложение 5). Так в 2007 году общий объем доходов снизился от уровня 2006 г. на 980,4 тыс.руб., за счет уменьшения помощи от вышестоящих бюджетов на 2444,4 тыс.руб., в то время как налоговые и неналоговые доходы увеличились на 1464,0 тыс.руб. В 2008 г. темп роста доходов составил 110,6 % к 2007 г. или прирост 8287,2 тыс.руб., из них 4366,5 тыс.руб. за счет налоговых и неналоговых доходов, за счет безвозмездных поступлений - 3920,7 тыс.руб. В 2009 г. увеличение составило 166,3 % или 57188,4 тыс.руб., из них 7681,8 тыс.руб. за счет налоговых и неналоговых доходов, за счет безвозмездных поступлений - 49506,6 тыс.руб. В 2010 г. объем бюджета сократился и составил 38,8 % от уровня 2009 г. или уменьшение на 87814,2 тыс.руб., при этом безвозмездные поступления уменьшились на 88486,2 тыс.руб., налоговые и неналоговые доходы увеличились на 672,0 тыс.руб.
Рисунок 5. Динамика налоговых и неналоговых доходов
МО "Город Вилюйск" за 2008-2012 гг.
В отличие от межбюджетных трансфертов налоговые и неналоговые доходы ежегодно увеличиваются (2007 г. – 117,5%, 2008 г. – 144,5%, 2009 г. – 154,2 %, 2010 г. – 103,1 %). Немаловажную роль в этом играют налоговые доходы, которые имеют стабильную тенденцию к росту, так в 2006 году налоговые доходы составили 7611,2 тыс. руб., в 2007 году они возросли на 20,4%, в 2008 году – на 22,8%, в 2009 году – на 32,9%, в 2010 году налоговые доходы возросли еще на 16,0% и составили 17359,1 тыс. руб. Таким образом, за анализируемый период налоговые доходы местного бюджета возросли в 2,2 раза, что положительно повлияло на состояние бюджета МО «Город Вилюйск» (Приложение 6, рисунок 5).
Рассматривая динамику изменений налоговых доходов можно заметить резкое увеличение в 2009-2010 годах суммы поступлений земельного налога. Так за 2006-2008 годы сумма земельного налога не превышала 518,2 тыс.руб., то в 2009-2010 годах он возрос в четыре раза и составил 2203,7 тыс.руб. и 2476,5 тыс.руб. Это связано с увеличением налоговой базы - кадастровой стоимости земли. Кроме того, с каждым годом среди населения, индивидуальных предпринимателей и предприятий увеличивается число оформивших земельные участки в собственность, т.е. увеличивается количество налогоплательщиков.
Поступление основного налога местного бюджета – НДФЛ характеризуется стабильным темпом роста на 18-20%% (Приложение 6). Это связано с ежегодным повышением уровня заработной платы по городу, в основном за счет бюджетной сферы. В 2010 году рост НДФЛ составил 9,6%.
Решение вопросов по передаче в местные бюджеты значительной части источников доходов вызывает большую заинтересованность местных органов власти в увеличении собственной доходной базы. Возрастающая самостоятельность и независимость муниципалитетов требует усиления контроля над входящими и исходящими потоками местных бюджетов и ресурсами их образующими. Для расчета обеспеченности и эффективности бюджетных потоков используют показатели, необходимые для развития бюджетного менеджмента в процессе укрепления доходной базы местных бюджетов (Таблица 31).
Таблица 31
Показатели обеспеченности и эффективности
входящих финансовых потоков местных бюджетов
Показатель | Формула расчета |
1 | 2 |
Доходы бюджета на душу на селения (Д) | Д = Дв/Ч, где Дв – всего доходов местного бюджета; Ч – численность населения муниципального образования |
Собственные доходы бюджета на душу населения (Дс) | Дс = (Дв – Св)/Ч, где Дс – всего собственных доходов местного бюджета; Св – субвенции, субсидии, предоставляемые местному бюджету (не учитываемые в составе собственных доходов) |
Налоговые доходы на душу населения (Нд) | Нд = Ндв/Ч, где Ндв – всего налоговых доходов местного бюджета |
Неналоговые доходы на душу населения (ННд) | ННд = ННдв/Ч, где ННдв – всего неналоговых доходов местного бюджета |
Безвозмездные поступления на душу населения (Бп) | Бп = Бпв/Ч, где Бпв – всего безвозмездных поступлений в местный бюджет |
Коэффициент самостоятельности муниципального бюджета (Кс) | Кс = (Дв – Св)/Дв |
Коэффициент достаточности собственных ресурсов (Кд) | Кд =(Дв – М1)/(Рв – Св), где М1 – межбюджетные трансферты, поступающие в местный бюджет; Рв – всего расходов местного бюджета;
|
Данные показатели позволяют оценить развитие муниципальных образований при сравнительном анализе их типов для выявления «узких мест» в бюджетном финансировании, проанализировать проблемы, связанные с формированием доходной базы, снижением поступлений налоговых и неналоговых потоков, увеличением зависимости от межбюджетных трансфертов, а также оценить реальное финансовое положение муниципальных образований.
Коэффициент самостоятельности отражает удельный вес собственных доходов в общей сумме доходов. Коэффициент достаточности определяет долю собственных ресурсов бюджета без учета межбюджетных трансфертов, используемых на финансирование задач муниципального образования, т.е. вопросов местного значения.
Эти два показателя в идеале должны стремиться к единице, что характеризует самостоятельность и независимость бюджетов. Однако на практике этого не происходит, так как рост предоставляемой финансовой помощи в местные бюджеты увеличивается быстрее, чем рост налоговых и неналоговых поступлений.
Анализ рассчитанных коэффициентов показывает, что бюджет города является не достаточно самостоятельным, при чем в 2009 году показатель самостоятельности снизился до 0,33. Это говорит об увеличении финансовой помощи городскому бюджету. В 2010 году в связи с уменьшением безвозмездных поступлений коэффициент повысился до 0,85. В то же время коэффициент достаточности ежегодно растет за счет увеличения суммы налоговых и неналоговых расходов (Таблица 32).
Таблица 32
Анализ обеспеченности и эффективности
входящего бюджетного потока МО «Город Вилюйск»
Показатель |
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
2010 г. | Средний темп роста, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Общая численность населения, тыс. чел | 10,3 | 10,3 | 10,3 | 9,9 | 10,2 | 99,8 |
Доходы бюджета на душу населения, руб. | 7 663,5 | 7 568,4 | 8 372,9 | 14 487,8 | 5 452,5 | 105,0 |
Собственные доходы бюджета на душу населения, руб. | 3 151,7 | 3 562,5 | 3 757,0 | 4 743,1 | 4 619,6 | 110,5 |
Налоговые доходы бюджета на душу населения, руб. | 739,0 | 889,8 | 1 093,0 | 1 511,4 | 1 701,9 | 123,5 |
Неналоговые доходы бюджета на душу населения, руб. | 71,4 | 62,7 | 283,5 | 696,6 | 507,1 | 214,6 |
Безвозмездные поступления на душу населения, руб. | 6 853,1 | 6 615,8 | 6 996,5 | 12 279,8 | 3 243,5 | 101,1 |
Коэффициент самостоятельности бюджета | 0,41 | 0,47 | 0,45 | 0,33 | 0,85 | 135,4 |
Коэффициент достаточности | 0,27 | 0,28 | 0,35 | 0,47 | 0,48 | 116,8 |
Основной вопрос развития муниципальных образований – это укрепление доходной части местных бюджетов, повышение уровня его самостоятельности. Предлагаемые меры по решению данного вопроса:
1) закрепление части налогов «на малый бизнес» (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения) по нормативу 45 процентов за бюджетами поселений, 45 процентов оставить за бюджетами МР. Данная мера позволит увеличить налоговые доходы бюджета МО «Город Вилюйск» на 5,0 млн.руб. ( по данным 2009 г.) или на 30%.
2) повышение доли налога на доходы физических лиц, закрепленной за местными бюджетами, до 60 процентов, при этом за бюджетами поселений – в размере 30 процентов, муниципальных районов – 30 процентов. Это даст увеличение поступления НДФЛ в 3 раза или дополнительно сумму в 24,0 млн.руб.
3) увеличение поступления местных налогов, которое может быть обеспечено путем:
- совершенствования процедур государственной регистрации объектов недвижимости в части установления в законодательстве срока подачи заявления на государственную регистрацию объектов недвижимости в целях предотвращения уклонения граждан от государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимости, и, как следствие – от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц;
- изменения механизма налогообложения в отношении налога на имущество физических лиц путем перехода от инвентаризационной стоимости имущества к его рыночной стоимости, что позволит перейти к взиманию указанного налога на принципе справедливости налогообложения, предполагающего зависимость величины взимаемого налога от реальной, сложившейся на рынке стоимости облагаемого налогом имущества. При этом ввести применение налоговых льгот в форме налоговых вычетов и освобождения от уплаты данного налога лиц, имеющих доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума;
- взимания земельного налога с собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов за земельные участки, являющиеся объектами общей долевой собственности.
4) повышение эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.
5) проведение совместно с налоговой службой и службой судебных приставов мероприятий в целях сокращения недоимки по налогам, поступающим в местные бюджеты.
6) передача законодательно администрирования местных налогов местным администрациям, для чего предусмотреть финансовое обеспечение содержания соответствующих служб в МО.
7) компенсация в полном объеме из вышестоящего бюджета любых сокращений налоговых доходов или увеличений расходов местных бюджетов в связи с изменением законодательства.
- Программа
- Паспорт
- Введение
- Раздел 1. Общая характеристика муниципального образования
- Раздел 2. Оценка социально-экономического развития муниципального образования
- Сельское хозяйство
- Малое и среднее предпринимательство
- Социальная политика
- Учреждения культуры и спорта
- Обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта
- Жилищно-коммунальное хозяйство
- Земельно-имущественные вопросы
- Исполнение бюджета
- Архитектура и градостроительство
- Юбилей города
- Раздел 3. Основная цель и задачи, сроки реализации программы
- Раздел 4. Перечень программных мероприятий по развитию отраслей экономики и социальной сферы
- 4.1. Сельское хозяйство
- 4.2. Малое и среднее предпринимательство
- 4.3. Социальная политика
- II. «Работа по снижению преступности и правонарушения на территории мо «Город Вилюйск» (работа с детьми, молодежью и семьями) на 2013-2016 годы»
- 4.3.1. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и взрослого населения на территории мо «Город Вилюйск» (работа с детьми, молодежью и семьями)
- 4.3.1.1. Программа «Профилактика алкоголизма и жестокого обращения в семье на 2011-2013 годы»
- 4.3.1.2. Программа по профилактике алкоголизма, жестокого обращения в семье, пропаганде зож «Крылья добра» на 2014-2016 годы
- 4.3.1.3. Программа «Профилактика наркомании и токсикомании, формированию здорового образа жизни среди населения мо «Город Вилюйск» на 2012-2014 гг.»
- 4.3.1.4. Программа «Комплексные меры поддержки в области социально-досугового воспитания детей, молодежи и семьи мо «Город Вилюйск» на 2013-2015 гг.»
- 4.3.3. Газификация
- 4.4. Культура и искусство
- 4.4.1. Программа «Алгыс - кэрэ эйгэ уйата»
- Укрепление инфраструктуры му «Вилюйский цд «Алгыс»
- Народное творчество и культурно-досуговая деятельность
- Укрепление мтб Вилюйского народного театра им. И.Гоголева-Кындыл
- Подпрограмма «Олонхо»
- Поддержка творческих проектов
- Издательская деятельность
- 4.4.2. Программа развития музея на 2012-2016 гг. «Музей – хранитель и просветитель»
- 4.5. Программа «Развитие физической культуры и спорта»
- 4.6. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 4.6.1. Программа капитального ремонта многоквартирных домов
- Реестр актов выполненных работ по капитальному ремонту мкд за 2012 год
- 4.6.2. Инвестиционная программа гуп "жкх рс(я)" на 2012-2016 гг.
- 4.6.3. Благоустройство города
- 4.6.3.1. Программа «Мой город – мой дом» по благоустройству и озеленению микрорайонов
- 4.6.4. Программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Город Вилюйск» на 2011 – 2015 годы и на период до 2020 года»
- 4.6.5. Долгосрочная целевая муниципальная программа «Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования мо «Город Вилюйск» на 2013 - 2016 годы»
- 4.6.7. Программа Республики Саха (Якутия) «Чистая вода»
- 4.7. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений
- 4.8. Охрана общественного правопорядка
- 4.8.1. Программа «Безопасный город на 2013-2015 годы»
- 4.9. Развитие пассажирского автотранспорта
- 4.10. Земельно-имущественные отношения
- 4.11. Развитие доходной части бюджета мо «Город Вилюйск»
- 4.5. Промышленность и строительство
- 4.13.1. Муниципальная адресная программа
- «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства
- Расположенного на территории муниципального образования
- «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)
- 4.13. Программа развития кадров муниципальной службы администрации муниципального образования «Город Вилюйск»
- Раздел 5. Ресурсное обеспечение программы
- Раздел 6. Механизм реализации программы
- Раздел 7. Организация управления программой и контроль за ходом её выполнения
- Раздел 8. Оценка эффективности программы
- I. Расчет фактического выполнения мероприятия:
- II. Среднее значение выполнения по группам показателей.
- III. Общая оценка достижения цели Программы.
- Раздел 9. Нормативно-правовое обеспечение