logo
Деловая игра Село XXI века / Информация по Вилюйскому улусу / программы поселений / программы поселений / Программа СЭР Город 03

4.11. Развитие доходной части бюджета мо «Город Вилюйск»

Бюджеты всех уровней бюджетной системы формируются на основе закрепления за ними доходов и расходов. К доходам бюджета МО «Город Вилюйск» относятся:

      1. налоговые доходы, в том числе:

      1. неналоговые доходы, в том числе;

  1. дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности МО;

  2. субсидии бюджету МО;

  3. субвенции, представляемые для обеспечения осуществления органами местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий, в случаях принятия соответствующего федерального закона или закона Республики Саха (Якутия);

  4. иные межбюджетные трансферты.

По данным приложения 2 видно, что бюджет МО «Город Вилюйск» ежегодно выполнялся с профицитом, исключением являлся 2008 год, где дефицит составил – 1 556,6 тыс. руб. Рассматривая общую динамику доходов и расходов местного бюджета, можно отметить стабильность увеличения объема бюджета до 2009 года. За этот период поступление доходов увеличилось на 64 495,2 тыс. руб., расходов – на 65 042,2 тыс. руб. В 2010 году общий размер бюджета уменьшился на 87 814,2 тыс. руб. Это связано с уменьшением размера безвозмездных поступлений, передаваемых из вышестоящих бюджетов. Так начиная с 2010 года изменилась схема финансирования убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, в связи с установлением государственных регулируемых цен при оказании жилищно-коммунальных услуг населению. Данная субсидия, сумма которой в 2009 г. составляла 57 672,5 тыс. руб. финансируется Министерством жилищно-коммунального хозяйства напрямую подрядным организациям. Кроме того, в 2009 году муниципальному образованию была выделена субсидия на проведения капитального ремонта многоквартирных домов по программе реформирования ЖКХ в сумме 34 578,1 тыс. руб. В 2010 году на капремонт МКД выделено 3 850,0 тыс. руб.

Общая динамика показателей исполнения плановых назначений по доходам и расходам МО «Город Вилюйск» (Приложения 3) показывает, что доходная часть бюджета ежегодно перевыполнялась от 100,6 % до 104,8 %.

Большую долю в структуре доходов занимают безвозмездные поступления: от 59,5 до 83,6% и соответственно они играют основную роль в динамике доходов (Приложение 4, рисунок 3). В 2010 году по указанным выше причинам вес безвозмездных поступлений снизился до 59,5 %. Удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета МО «Город Вилюйск» составляет приблизительно 10-16%, при этом наблюдается колебание этой доли, так в 2006 году удельный вес налоговых и неналоговых доходов составил 10,6%, в 2008 году – 16,4%, в 2009 году снизился до 15,2%. В 2010 году удельный вес увеличился до 40,5%.

Рисунок 3. Структура доходной части бюджета

МО «Город Вилюйск» за 2008-2012 годы

Рассматривая структуру налоговых и неналоговых доходов бюджета МО «Город Вилюйск» надо отметить, что наибольший удельный вес имеют налоговые доходы, доля которых в 2006 году составляла – 91,2 %, в 2007 году - 93,4%, в 2008 году – 79,4% , в 2009 году – 68,5% и в 2010 году – 77,0%. Однако в последние годы заметно увеличение неналоговых платежей бюджета от 6,6% в 2007 г. до 31,5% в 2009 г.

Рисунок 4. Структура налоговых и неналоговых доходов

МО "Город Вилюйск" за 2012 г.

В структуре налоговых поступлений также прослеживается изменения. Если раньше основная сумма поступала от налога на доходы физических лиц 84,6%, 85,5% (2006, 2007 гг.), то в последние годы его доля снизилась до 56,6%, 60,1% в 2009 г. и 2010 г. Зато увеличивается поступление местных налогов: земельный налог – от 4,4% в 2006 г. до 11,0% в 2010 г., налог на имущество физических лиц – 2,2% в 2006 г. до 5,8 % в 2010 г.

Удельный вес неналоговых доходов в структуре налоговых и неналоговых доходов местного бюджета из года в год увеличивается: в 2006 году – 8,8 %, 2007 году – 6,6%, 2008 году – 20,6%, 2009 году – 31,5% и в 2010 г. -23,0%.

При этом структура неналоговых доходов имеет тенденцию качественного изменения. Так, если в 2006 году неналоговые доходы состояли только из двух видов доходов: «Арендная плата за землю» с долей 7,3%, «Прочие неналоговые доходы» - доля 1,5%, то в 2010 году неналоговые доходы состояли уже из пяти видов: «Арендная плата за землю» - доля 15,3, «Арендная плата за имущество» - 2,5%, «Продажа земельных участков» - 1,6%, «Продажа имущества» - 3,1%, «Прочие неналоговые доходы» - доля 0,5%. Таким образом, муниципальное образование постепенно расширяет и изыскивает дополнительные источники формирования бюджета.

За анализируемый период наблюдается неравномерная тенденция изменения доходов бюджета МО «Город Вилюйск» (Приложение 5). Так в 2007 году общий объем доходов снизился от уровня 2006 г. на 980,4 тыс.руб., за счет уменьшения помощи от вышестоящих бюджетов на 2444,4 тыс.руб., в то время как налоговые и неналоговые доходы увеличились на 1464,0 тыс.руб. В 2008 г. темп роста доходов составил 110,6 % к 2007 г. или прирост 8287,2 тыс.руб., из них 4366,5 тыс.руб. за счет налоговых и неналоговых доходов, за счет безвозмездных поступлений - 3920,7 тыс.руб. В 2009 г. увеличение составило 166,3 % или 57188,4 тыс.руб., из них 7681,8 тыс.руб. за счет налоговых и неналоговых доходов, за счет безвозмездных поступлений - 49506,6 тыс.руб. В 2010 г. объем бюджета сократился и составил 38,8 % от уровня 2009 г. или уменьшение на 87814,2 тыс.руб., при этом безвозмездные поступления уменьшились на 88486,2 тыс.руб., налоговые и неналоговые доходы увеличились на 672,0 тыс.руб.

Рисунок 5. Динамика налоговых и неналоговых доходов

МО "Город Вилюйск" за 2008-2012 гг.

В отличие от межбюджетных трансфертов налоговые и неналоговые доходы ежегодно увеличиваются (2007 г. – 117,5%, 2008 г. – 144,5%, 2009 г. – 154,2 %, 2010 г. – 103,1 %). Немаловажную роль в этом играют налоговые доходы, которые имеют стабильную тенденцию к росту, так в 2006 году налоговые доходы составили 7611,2 тыс. руб., в 2007 году они возросли на 20,4%, в 2008 году – на 22,8%, в 2009 году – на 32,9%, в 2010 году налоговые доходы возросли еще на 16,0% и составили 17359,1 тыс. руб. Таким образом, за анализируемый период налоговые доходы местного бюджета возросли в 2,2 раза, что положительно повлияло на состояние бюджета МО «Город Вилюйск» (Приложение 6, рисунок 5).

Рассматривая динамику изменений налоговых доходов можно заметить резкое увеличение в 2009-2010 годах суммы поступлений земельного налога. Так за 2006-2008 годы сумма земельного налога не превышала 518,2 тыс.руб., то в 2009-2010 годах он возрос в четыре раза и составил 2203,7 тыс.руб. и 2476,5 тыс.руб. Это связано с увеличением налоговой базы - кадастровой стоимости земли. Кроме того, с каждым годом среди населения, индивидуальных предпринимателей и предприятий увеличивается число оформивших земельные участки в собственность, т.е. увеличивается количество налогоплательщиков.

Поступление основного налога местного бюджета – НДФЛ характеризуется стабильным темпом роста на 18-20%% (Приложение 6). Это связано с ежегодным повышением уровня заработной платы по городу, в основном за счет бюджетной сферы. В 2010 году рост НДФЛ составил 9,6%.

Решение вопросов по передаче в местные бюджеты значительной части источников доходов вызывает большую заинтересованность местных органов власти в увеличении собственной доходной базы. Возрастающая самостоятельность и независимость муниципалитетов требует усиления контроля над входящими и исходящими потоками местных бюджетов и ресурсами их образующими. Для расчета обеспеченности и эффективности бюджетных потоков используют показатели, необходимые для развития бюджетного менеджмента в процессе укрепления доходной базы местных бюджетов (Таблица 31).

Таблица 31

Показатели обеспеченности и эффективности

входящих финансовых потоков местных бюджетов

Показатель

Формула расчета

1

2

Доходы бюджета на душу на

селения (Д)

Д = Дв/Ч,

где Дв – всего доходов местного бюджета;

Ч – численность населения муниципального образования

Собственные доходы бюджета на душу населения (Дс)

Дс = (Дв – Св)/Ч,

где Дс – всего собственных доходов местного бюджета;

Св – субвенции, субсидии, предоставляемые местному бюджету (не учитываемые в составе собственных доходов)

Налоговые доходы на душу населения (Нд)

Нд = Ндв/Ч,

где Ндв – всего налоговых доходов местного бюджета

Неналоговые доходы на душу населения (ННд)

ННд = ННдв/Ч,

где ННдв – всего неналоговых доходов местного бюджета

Безвозмездные поступления на душу населения (Бп)

Бп = Бпв/Ч,

где Бпв – всего безвозмездных поступлений в местный бюджет

Коэффициент самостоятельности муниципального бюджета (Кс)

Кс = (Дв – Св)/Дв

Коэффициент достаточности

собственных ресурсов (Кд)

Кд =(Дв – М1)/(Рв – Св),

где М1 – межбюджетные трансферты, поступающие в местный бюджет;

Рв – всего расходов местного бюджета;

Данные показатели позволяют оценить развитие муниципальных образований при сравнительном анализе их типов для выявления «узких мест» в бюджетном финансировании, проанализировать проблемы, связанные с формированием доходной базы, снижением поступлений налоговых и неналоговых потоков, увеличением зависимости от межбюджетных трансфертов, а также оценить реальное финансовое положение муниципальных образований.

Коэффициент самостоятельности отражает удельный вес собственных доходов в общей сумме доходов. Коэффициент достаточности определяет долю собственных ресурсов бюджета без учета межбюджетных трансфертов, используемых на финансирование задач муниципального образования, т.е. вопросов местного значения.

Эти два показателя в идеале должны стремиться к единице, что характеризует самостоятельность и независимость бюджетов. Однако на практике этого не происходит, так как рост предоставляемой финансовой помощи в местные бюджеты увеличивается быстрее, чем рост налоговых и неналоговых поступлений.

Анализ рассчитанных коэффициентов показывает, что бюджет города является не достаточно самостоятельным, при чем в 2009 году показатель самостоятельности снизился до 0,33. Это говорит об увеличении финансовой помощи городскому бюджету. В 2010 году в связи с уменьшением безвозмездных поступлений коэффициент повысился до 0,85. В то же время коэффициент достаточности ежегодно растет за счет увеличения суммы налоговых и неналоговых расходов (Таблица 32).

Таблица 32

Анализ обеспеченности и эффективности

входящего бюджетного потока МО «Город Вилюйск»

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Средний темп роста, %

1

2

3

4

5

6

7

Общая численность населения, тыс. чел

10,3

10,3

10,3

9,9

10,2

99,8

Доходы бюджета на душу населения, руб.

7 663,5

7 568,4

8 372,9

14 487,8

5 452,5

105,0

Собственные доходы бюджета на душу населения, руб.

3 151,7

3 562,5

3 757,0

4 743,1

4 619,6

110,5

Налоговые доходы бюджета на душу населения, руб.

739,0

889,8

1 093,0

1 511,4

1 701,9

123,5

Неналоговые доходы бюджета на душу населения, руб.

71,4

62,7

283,5

696,6

507,1

214,6

Безвозмездные поступления на душу населения, руб.

6 853,1

6 615,8

6 996,5

12 279,8

3 243,5

101,1

Коэффициент самостоятельности бюджета

0,41

0,47

0,45

0,33

0,85

135,4

Коэффициент достаточности

0,27

0,28

0,35

0,47

0,48

116,8

Основной вопрос развития муниципальных образований – это укрепление доходной части местных бюджетов, повышение уровня его самостоятельности. Предлагаемые меры по решению данного вопроса:

1) закрепление части налогов «на малый бизнес» (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения) по нормативу 45 процентов за бюджетами поселений, 45 процентов оставить за бюджетами МР. Данная мера позволит увеличить налоговые доходы бюджета МО «Город Вилюйск» на 5,0 млн.руб. ( по данным 2009 г.) или на 30%.

2) повышение доли налога на доходы физических лиц, закрепленной за местными бюджетами, до 60 процентов, при этом за бюджетами поселений – в размере 30 процентов, муниципальных районов – 30 процентов. Это даст увеличение поступления НДФЛ в 3 раза или дополнительно сумму в 24,0 млн.руб.

3) увеличение поступления местных налогов, которое может быть обеспечено путем:

- совершенствования процедур государственной регистрации объектов недвижимости в части установления в законодательстве срока подачи заявления на государственную регистрацию объектов недвижимости в целях предотвращения уклонения граждан от государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимости, и, как следствие – от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц;

- изменения механизма налогообложения в отношении налога на имущество физических лиц путем перехода от инвентаризационной стоимости имущества к его рыночной стоимости, что позволит перейти к взиманию указанного налога на принципе справедливости налогообложения, предполагающего зависимость величины взимаемого налога от реальной, сложившейся на рынке стоимости облагаемого налогом имущества. При этом ввести применение налоговых льгот в форме налоговых вычетов и освобождения от уплаты данного налога лиц, имеющих доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума;

- взимания земельного налога с собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов за земельные участки, являющиеся объектами общей долевой собственности.

4) повышение эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.

5) проведение совместно с налоговой службой и службой судебных приставов мероприятий в целях сокращения недоимки по налогам, поступающим в местные бюджеты.

6) передача законодательно администрирования местных налогов местным администрациям, для чего предусмотреть финансовое обеспечение содержания соответствующих служб в МО.

7) компенсация в полном объеме из вышестоящего бюджета любых сокращений налоговых доходов или увеличений расходов местных бюджетов в связи с изменением законодательства.