14. Задачи и способы регулирования движения.
Основным содержанием дорожно-комендантской службы на ВАД являются:
диспетчерский контроль за воинским движением;
регулирование движения;
защита, охрана, оборона и маскировка дорожных объектов;
обслуживание передвигающихся по ВАД личного состава и техники;
сбор и отправка в свои части отставших военнослужащих, боевой техники и транспорта;
своевременный доклад командованию и информация участников движения о состоянии ВАД и обстановке на них.
Регулирование движения на ВАДявляется одной из важнейших задач дорожно-комендантской службы. На заключительном этапе войны затраты сил на регулирование движения составляли 70—80% от общего объема затрат сил на дорожно-комендантскую службу.
Сущность регулирования движения на ВАД заключается в ограничении, запрещении или рекомендации водителям, старшим машин и начальникам колонн определенных действий в интересах достижения высокой пропускной способности дорог, обеспечения бесперебойного и безопасного движения, а также в контроле соблюдения дисциплины, правил дорожного движения и мер светомаскировки. Оно осуществляется постами регулирования (ПР), с помощью дорожных знаков и указателей, разметки проезжей части, а также применением автоматизированных и автоматических средств и систем регулирования.
В целях поддержания дисциплины на дорогах, осуществления контроля за соблюдением правил движения и мер светомаскировки, а также сбора данных об обстановке и движении на участках дорог между дорожно-комендантскими гарнизонами организуется патрулирование подвижными постами регулирования на специально оборудованных автомобилях и мотоциклах комендантского наряда.
В отдельных случаях для сопровождения колонн ночью или при плохой видимости, на участках дорог, где движение затруднено (особенно в горах) или где легко потерять направление (в крупных населенных пунктах, в пустынно-степной местности), из состава дорожно-комендантских подразделений могут выделяться проводники.
В районах переправ через средние и крупные водные преграды для обеспечения организованного выхода автомобильных колонн и предотвращения их скопления на мосту неподвижные посты регулирования выставляются обычно на выходах из районов ожидания, на подходах к переправам, у въездов на мосты и съездов с них, на пересечениях фронтальных ВАД с рокадными по берегам водной преграды и на подъездах к запасным мостам.
Для усиления контроля за порядком движения к мосту и повышения оперативности маневра движением могут выделяться подвижные посты регулирования.
В наиболее ответственных местах может потребоваться выставление постов регулирования во главе с офицерами. Для обеспечения установленной очередности и порядка движения на важнейшие паромные переправы через р.Волга в период Сталинградской битвы назначались представители военного совета фронта. В период боев за Киев 9 -17 ноября 1943 г. переправа войск и подвоз материальных средств через р. Днепр осуществлялись по одному наплавному мосту. Контроль за пропуском потока транспорта, порядком и дисциплиной движения осуществляли член военного совета и начальник дорожного управления фронта.
Между постами регулирования в районе переправ организуется устойчивая радиосвязь. При возможности она дополняется проводной связью и дублируется подвижными средствами. Количество постов регулирования на мостовых переходах по опыту Великой Отечественной войны и послевоенных учений приведено в табл. 8.2.
Таблица 8.2
Количество постов регулирования на мостовых переходах по опыту Великой Отечественной войны и послевоенных учений
Наименование переправы, год | Количество подразделений
| |||
постов регулиро-вания | подвиж-ных постов регулирования | офицер- ских постов | КПП | |
Через Сиваш, 1944г.
| 15
| 2
| 1
| 1
|
Седлещаны, р. Висла, 1944г. |
20 |
— | 2 | 1 |
Тори, р. Висла, 1945г.
| 11
| —
| 2
| 1
|
Фордон, р. Висла,1945г. | 15 | — | 5 | 1 |
Фрауенхоф, р. Одер, 1945г.
| 13
| 5
| 9
| 1
|
Грайфенхаген, р. Одер, 1945г.
| 15
| 5
| 6
| 1
|
На переправах посты регулирования следят за соблюдением установленной скорости движения и дистанций между машинами, не допускают проезда автомобилей, которые превышают установленные для моста грузоподъемность и габариты, запрещают их остановку на переправе или непосредственно перед ней.
Для регулирования движения на табельных наплавных мостах или в районах паромных переправ для выполнения задач комендантской службы привлекается личный состав понтонно-мостовых батальонов.
При разрушении или повреждении моста посты регулирования немедленно докладывают коменданту переправы и по его указанию направляют движение на запасные переходы или в районы ожидания. Дорожно-комендантские подразделения на маршрутах движения к запасным переправам или на подъездах к наплавному мосту, сменившему створ (например, при работе “пульсирующих” переправ), развертываются за счет резерва или путем их перемещения с основного маршрута.
Особую сложность представляет регулирование движения в крупных населенных пунктах. К ним относят пункты с площадью более 100 км2(или с населением более 100 000 чел.). Регулирование движения в таких пунктах из-за большого количества перекрестков с различными направлениями движения транспорта, значительной извилистости (а в ряде случаев небольшой ширины улиц), наличия местного автомобильного, велосипедного и пешеходного движения требует значительных затрат сил и средств. Количество сил и средств для регулирования движения в городах по опыту Великой Отечественной войны приведено в таблице 8.3.
Таблица 8.3
Количество постов регулирования в городах по опыту Великой Отечественной войны
-
Города
Протяженность дорог в городской черте, км
Количество постов регулирования
Средняя протяженность участка дороги на один пост, км
Минск
18
7
2,5
Гомель
60
33
1,8
Ковель
15
10
1,5
Брест
15
14
1,1
Варшава
22
17
1,2
Люблин
20
20
1,0
Для регулирования движения в городах в среднем требовался один пост на 1,5км дороги, т. е. плотность постов регулирования в городах была в 3—4 раза выше, чем на остальных участках ВАД. В городах с интенсивным движением могут дополнительно назначаться подвижные посты регулирования (в среднем один пост на 5—10 км улиц). На своей территории штабы дорожно-комендантских соединений и частей организуют взаимодействие с местными органами и подразделениями ГИБДД МВД.
Пересечения с действующими железными дорогами в одном уровне являются такими “узкими” местами на ВАД, где вследствие снижения скоростей и необходимости пропуска поездов возникают задержки движения колонн, довольно часто происходят дорожно-транспортные происшествия. Здесь для обеспечения безопасности необходимы особый контроль и регулирование движения, так как приоритетное право имеет движение поездов по железной дороге. Поэтому с повышением интенсивности движения поездов пропускная способность ВАД снижается, колонны могут разрываться, управление ими затрудняется. В зоне переезда движение более чем в один ряд, обгон и остановка автомобилей запрещены. Для обеспечения безопасности и контроля за соблюдением водителями правил движения на пересечении ВАД с действующими железнодорожными переездами вне зависимости от интенсивности движения поездов обязательно выставляются посты регулирования.
Оборудование ВАД дорожными знаками и указателями должно способствовать наиболее полному использованию возможностей дороги для пропуска воинского движения при обеспечении необходимой безопасности.
На ВАД применяются общепринятые предупреждающие, запрещающие, предписывающие и указательные знаки, а также специальные знаки для оборудования военно-автомобильных дорог. Размеры знаков зависят от установленных для дороги скоростей движения. Согласно наставлению по комендантской службе 2006г. для ВАД установлен размер (диаметр круга, высота треугольника) 500—700 мм.
При оборудовании ВАД используются прежде всего имеющиеся на дорогах знаки и указатели. Они дополняются знаками и указателями, информирующими водителей и начальников колонн об условиях и ограничениях движения на ВАД, введенных дорожно-комендантской службой. Запас дорожных знаков и указателей пополняется за счет вновь изготавливаемых личным составом отделения оборудования дорог.
Особенно большой расход дорожных знаков необходим в ходе наступательной (контрнаступательной) операции. Так, в ходе Висло-Одерской операции в январе-феврале 1945 г. дорожными войсками 1-го Украинского фронта на ВАД было установлено 54448 дорожных знаков и указателей.
Места установки дорожных знаков определяются на основе анализа данных военно-эксплуатационной оценки (прежде всего графика скоростей движения), выявления опасных участков, условий безопасности и накопления данных учета дорожно-транспортных происшествий.
Особое внимание должно уделяться регулированию движения в темное время суток. Личный состав дорожно-комендантских подразделений обеспечивается табельными электрифицированными жезлами, малогабаритными светофорами, нагрудными (наспинными) отражателями. Для обеспечения видимости габаритов мостов, проходов в минных полях и участках заражения, однополосных участков дорог используются электрифицированные вехи. На особо важных дорожных знаках могут устанавливаться осветители.
Оборудование дорог указателями населенных пунктов, расстояний до них, рек, озер помогает ориентированию водителей и начальников колонн на местности.
Видимость дорожных знаков может быть обеспечена применением люминесцентных красок и световозвращающих пленок. При использовании последних необходима установка дорожных знаков и указателей на такой высоте, чтобы они освещались фарами автомобилей, оборудованных светомаскирующими устройствами.
- Перечень теоретических вопросов:
- Перечень практических вопросов:
- Информационный материал к подготовке к экзамену
- 1. Назначение военно-автомобильных дорог. Эксплуатационные требования к военно-автомобильным дорогам.
- 2. Конструктивные части и основные сооружения автомобильной дороги.
- 3. Цели и задачи эксплуатации военно-автомобильных дорог.
- 4. Цели и задачи дорожно-комендантской службы на военно-автомобильных дорогах.
- 5. Виды и методы организации дорожно-комендантской службы.
- 6. Способы развёртывания дорожно-комендантской службы.
- 7. Требования, предъявляемые к дорожно-комендантской службе, ее элементы.
- 8. Организация дорожно-комендантской службы в районе переправ.
- 9. Организация дорожно-комендантской службы в крупных населённых пунктах.
- 10.Организация дорожно-комендантской службы в условиях массовых разрушений, заражений, пожаров и в тёмное время суток.
- 11. Предназначение, организация, возможности, вооружение и оснащение поста регулирования движения.
- График дежурства на посту регулирования движения № _______
- 12. Предназначение, организация, возможности, вооружение и оснащение дорожно-комендантского отделения.
- Тактико-технические характеристики
- 13. Назначение, устройство, основные характеристики технических средств регулирования движения. Общие сведения о технических средствах регулирования движения
- Электрифицированные жезлы
- Основные характеристики и устройство жезлов
- Подготовка к работе
- Работа с жезлом
- Уход за жезлом и его хранение
- Электрифицированные вехи
- Основные характеристики и устройство электрифицированных вех
- Плавающие вехи
- Малогабаритный светофор афр-2
- Основные характеристики и устройство светофора афр-2
- Подготовка светофора афр-2 к работе
- Установка светофора афр-2
- Уход и хранение светофора афр-2
- Переносные электромегафоны
- Основные характеристики и устройство электромегафона эм-2
- Основные характеристики и устройство электромегафона зпэм-5
- Подготовка электромегафона к работе
- Работа с электромегафоном
- Уход и хранение электромегафона
- Особенности ухода за электромегафоном зпэм-5
- Характерные неисправности и их устранение
- Громкоговорящая установка гу-20м
- Основные характеристики и устройство установки гу-20м
- Подготовка к работе гу-20м
- Работа с установкой гу-20м
- Уход и хранение установки гу-20м
- Сборно-разборный шлагбаум
- Основные характеристики и устройство сборно-разборного шлагбаума
- Подготовка к работе сборно-разборного шлагбаума
- Дорожные знаки
- Машины комендантского наряда
- 14. Задачи и способы регулирования движения.
- 15. Посты регулирования на военно-автомобильных дорогах.
- Неподвижные посты регулирования
- 1. У железнодорожного переезда (охраняемого):
- Технические средства и принадлежностей для регулировщика и поста регулирования движения
- Подвижные посты регулирования
- Порядок задержания транспортных средств постами регулирования
- 16. Порядок развёртывания и оборудования постов регулирования движения. Места расположения неподвижных постов регулирования
- Технические средства и принадлежности для регулировщика и поста регулирования движения
- Порядок оборудования неподвижного поста регулирования
- 17. Регулирование движения у железнодорожного переезда и на перекрёстке дорог.
- 18. Обязанности начальника поста регулирования движения.
- 19. Общие обязанности регулировщика. Обязанности в особых условиях.
- 20. Современное воинское движение и его характеристики.
- Характеристики воинского движения
- 21. Порядок движения. Восстановление прерванного движения.
- Порядок движения на вад
- Восстановление прерванного движения на вад
- 22. Табельные автодорожные разборные мосты и их тактико-технические характеристики.
- Малый автодорожный разборный мост марм
- Характеристики марм
- Средний автодорожный разборный мост сарм
- Характеристики сарм
- Особенности конструкции материальной части и комплектности моста сарм-м
- Большой автодорожный разборный мост барм
- Характеристики барм
- 23. Общие сведения о правилах движения.
- 24. Причины дорожно-транспортных происшествий и мероприятия по их предупреждению.
- Все дтп по характеру механизма их совершения подразделяются на следующие виды: столкновения, опрокидывание, наезды и прочие происшествия.
- 25. Назначение, состав и задачи диспетчерских пунктов.
- 26. Размещение и оборудование диспетчерских пунктов.
- 27. Организация работы диспетчерских пунктов.
- 28. Виды и назначение пунктов обслуживания на военно-автомобильных дорогах.
- 29. Основные задачи эксплуатационного содержания дорог.
- Вопрос 6. Медицинский пункт, его размещение в полевых условиях, обязанности должностных лиц.
- 30. Эксплуатационное содержание военно-автомобильных дорог в разное время года. Содержание вад весной
- Содержание вад осенью
- Содержание вад летом
- Содержание вад зимой
- 31. Средства связи, применяемые в дорожно-комендантских подразделениях.
- 32. Дорожные знаки.
- Предупреждающие знаки
- 2. Запрещающие
- 3.Информационно-указательные
- 4. Знаки сервиса
- Вопрос 3. Табельные и изготавливаемые в войсках знаки ограждения и указательные знаки.
- 34. Объекты на военно-автомобильных дорогах, подлежащие защите, охране и обороне, способы и средства воздействия на них противника.
- 35. Мероприятия по защите, охране и обороне военно-автомобильных дорог. Защита на военно-автомобильных дорогах
- 36. Действия личного состава дорожно-комендантского взвода по защите, охране и обороне района расположения взводного гарнизона.