Избыточные глаголы
Имеют не одну, а две системы личных форм настоящего времени. Эти параллельные формы различаются стилистически и по смыслу. Стилистические различия характерны для следующих пар глаголов: полоскает – полощет; плескает – плещет; кудахтает – кудахчет; мурлыкает – мурлычет; махает – машет; рыскает – рыщет; мучить – мучать; брезгать – брезговать; видеть – видать; лазить – лазать; мерить – мерять; поднимать – подымать; прочитать-прочесть; мяукает-мяучит; сыплет-сыпет; щиплет-щипет; ездит-ездиет.
Выделенные формы – литературные, книжные.
Следует различать по смыслу следующие глаголы: брызгает водой, брызгает бельё ( значение «спрыскивать, окроплять») и брызжет грязь, брызжут искры, брызжет слюной(значение «разлетаться каплями, разбрасывать капли,сыпать брызгами»).
Форма двигать – двигает имеет значение «перемещать, толкая или таща что-нибудь»: двигает мебель; формы двигать – движет, движется,двигается употребляются в прямом значении («приходить, находится в движении») и переносном («побуждать, руководить»): тепловоз движет вагоны;дело не двигается;время движется вперёд; им движет чувство сострадания.
Форма капать – капает имеет значение «падать каплями, лить по капле»: пот капает со лба, сиделка капает лекарство; книжный вариант: дождь каплет; форма капать – каплет значит «протекать, пропускать жидкость» : крыша каплет.
Форма метать – метает имеет значение « шить, прошивать стежками и т.д.»: метает кофту, метает шов. Форма метать – мечет означает «бросать, разбрасывать, раскидывать»: мечет гром и молнии, мечет икру; в том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется форма метает: метает молот, диск, копье.
- Федеральное агентство морского и речного транспорта
- Методические рекомендации
- I. Язык и речь. Культура речи
- 1. Язык, речь и культура речи как лингвистические понятия
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 1. Восстановите текст.
- 2. Прочитайте три определения понятия «культура речи». Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее точным и почему?
- 3. Допишите предложения, опираясь на прочитанный текст.
- 4. Выберите правильный вариант ответа.
- 5. Ознакомьтесь с высказыванием д.С. Лихачева о языке. Почему он называет язык самой большой ценностью народа?
- 2. Литературный язык и культура речи
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 3. Отметьте правильные варианты ответа.
- 3. Нормы языка. Нормативный аспект культуры речи
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 1. Допишите определения.
- 2. Приведите несколько примеров вариативности нормы по данным «Нового орфоэпического словаря» н.Ф.Ивановой.
- 3. Выберите правильный вариант ответа.
- 4. Коммуникативный и этический аспекты культуры речи
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 2. Допишите предложения.
- 3. На каких примерах можно прояснить роль этических норм в общении (приведите 2 – 3 ярких примера)
- 4. Какие формы общения используют ваши преподаватели и в каких ситуациях? а какие – вы?
- 5. Какие формы обращения к преподавателю вы используете, если опоздали на лекцию или практическое занятие? Справочные материалы к разделу «Язык и речь. Культура речи»
- Список литературы
- II. Нормы современного русского языка
- 1. Лексика. Лексические нормы
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 1. Расскажите о лексической системе современного русского языка по следующей схеме. Деление лексики на группы в зависимости от
- 2. Отредактируйте тексты (при выполнении задания пользуйтесь справочными материалами).
- 3. Выполните тестовые задания. Отметьте правильные варианты.
- 5. Вам предлагаются синонимы слова «сказать». Обратите внимание на пометы в скобках. Там, где пометы отсутствуют, напишите их, объяснив выбор варианта.
- 10. Различайте значение и правописание слов, произносящихся одинаково. Впишите нужную букву. Как называются такие слова?
- 14. В приведенных ниже предложениях искажены фразеологизмы.
- 15. Составьте синонимичные ряды из приведенных ниже фразеологизмов. Укажите, чем различаются фразеологизмы-синонимы.
- 16. Выделите среди указанных фразеологизмов антонимичные пары.
- 17. Установите происхождение и объясните значение следующих крылатых фраз. (в случае затруднения см. Ключи на стр.34). Почему подобные фразеологические выражения называют «крылатыми словами»?
- 19. Укажите, какие лексические ошибки допущены в следующих предложениях:
- 20. Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением иноязычного слова.
- Ключи к заданиям
- Контрольные тестовые задания по лексическим нормам
- 2. Характеристика употребления слов в словарях
- Список литературы
- 2. Орфоэпия. Акцентологические нормы
- 6. Следует обратить внимание, что больше всего отклонений от литературной произносительной нормы наблюдается под влиянием просторечия:
- Задания
- 5 .Проверьте понимание прочитанного, ответив на вопросы по следующей схеме:
- 7. Определите с помощью словаря значение слов, поставьте в них ударение.
- 12. Прочитайте приведенные ниже слова. Поставьте ударение. Помимо общеязыкового современного ударения поставьте возможный вариант ударения. Определите его характер:
- Контрольные тестовые задания
- Список литературы
- 3. Морфологические нормы
- Имя существительное
- Справочные материалы к теме «Имя существительное»
- Гласные -е, -и в падежных окончаниях существительных в единственном числе
- Трудные случаи определения рода имен существительных
- Варианты окончаний –у/-ю и –а/-я родительного падежа единственного числа мужского рода
- Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода
- Варианты окончаний родительного падежа множественного числа
- Имя прилагательное
- Самая красивая
- Справочные материалы к теме «Имя прилагательное»
- Полные и краткие формы прилагательных
- 1. Правописание сложных прилагательных.
- Способ образования прилагательных
- Имя числительное
- Справочные материалы к теме «Имя числительное»
- Полтора
- Полтораста
- Местоимение
- Справочные материалы к теме «Местоимение»
- Разряды местоимений
- 3. Местоимения – числительные:
- Особенности употребления местоимений в речи
- Каждый – всякий (и прилагательное любой)
- Который – какой
- Правописание местоимений
- Справочные материалы к теме «Глагол»
- Недостаточные глаголы
- Избыточные глаголы
- Категория вида
- Варианты видовых форм
- Одновидовые и двувидовые глаголы
- Чередование гласных о-а при образовании глаголов несовершенного вида на –ива, -ыва в корнях видовых пар глаголов
- Ошибки в употреблении возвратных форм на –ся и –сь
- Контрольные тестовые задания к разделу «Морфологические нормы»
- Список литературы
- 4. Синтаксические нормы
- Трудные случаи согласования членов предложения
- 1. Подчеркните предпочтительный вариант согласования. Объясните выбор.
- 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбранный вами вариант согласования. Подчеркните группу подлежащего и группу сказуемого.
- 3. В следующих предложениях замените неопределенную форму глагола предпочтительным вариантом формы согласования сказуемого с подлежащим. Напишите полученный вариант.
- 4. Укажите причину колебания форм единственного и множественного числа сказуемого в следующих предложениях.
- 5. Выберите нужную форму сказуемого. Отметьте случаи, где возможны оба варианта согласования.
- 6. Исправьте допущенные ошибки. Впишите правильный вариант согласования в правую графу таблицы.
- 7. Объясните выбор одной из двух возможных форм согласования сказуемого в приведенных ниже предложениях.
- 8. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.
- 9. Подчеркните предпочтительный вариант согласования. Объясните ваш выбор.
- 10. Подберите определения к данным существительным мужского и женского рода и составьте предложения.
- Справочные материалы
- Согласование
- 2. Сказуемое при подлежащем – количественно-именном сочетании (счетном обороте): семь человек, трое студентов, один боец и т.Д.
- 3. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющем при себе приложение
- 4.Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой.
- 5. Сказуемое при подлежащем, имеющем в составе местоимения кто, некто, никто.
- 6.Согласование в предложениях,
- 9. Определение при существительном с приложением
- Управление. Выбор формы управляемого слова.
- 14. Определите различие в смысловых оттенках, приведенных ниже словосочетаний. Составьте с ними предложения.
- 15. Определите характер синтаксических различий приведенных ниже словосочетаний. Зачеркните те варианты, которые являются просторечными и устарелыми.
- 16. Почему следует различать употребление предлогов в следующих синонимичных рядах? Укажите значение предлогов.
- 17. Впишите правильный вариант окончания. Объясните ваш выбор.
- 18. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей дополнения (обстоятельства). Укажите семантико-стилистическое различие между синтаксическими парами.
- 19. Определите, в каких из ниже приведенных словосочетаний нарушены нормы управления. Зачеркните неправильный вариант. С вариантами, соответствующими норме литературного языка, составьте предложения.
- 20. Определите различия между приведенными ниже предложениями. В чем они заключаются?
- 21. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. В чем различие приведенных ниже высказываний в зависимости от того, в родительном или винительном падеже стоит управляемое слово.
- 22. Прочитайте предложения и объясните письменно причину выбора родительного или винительного падежа при переходных глаголах с отрицанием.
- 23. Отредактируйте предложения, устранив употребление падежных форм, не оправданных контекстом и затрудняющих понимание.
- 24. Определите, в каких примерах нарушена логика в результате неудачного употребления падежей.
- 25. Употребите следующие глаголы с предлогами о и по. Составьте словосочетания. Впишите полученные словосочетания в соответствующую графу таблицы.
- 26. Исправьте ошибки при выборе падежной формы при однородных членах предложения. Напишите вариант, соответствующий норме литературного языка.
- 27. Исправьте ошибки, допущенные в структуре предложения. Напишите исправленный вариант. Укажите тип ошибки.
- 28. Найдите и исправьте ошибки, допущенные в предложениях с причастными оборотами. Напишите исправленный вариант, расставив знаки препинания.
- 29. Закончите предложения, употребив деепричастный оборот.
- 30. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении деепричастных оборотов в заявлениях и объяснительных записках.
- 31. Как должен выглядеть вариант, соответствующий современной литературной норме?
- 3. Выбор предлога в синонимических конструкциях
- Выбор падежной формы
- Конструкции со словами, близкими по значению, но требующими различных падежей
- Глаголы (отглагольные существительные),
- Имеющие зависимые слова в разных падежах
- (Или с разными предлогами)
- В связи с разными смысловыми или стилистическими оттенками
- Управление при однородных членах предложения
- Типичные ошибки в структуре предложения
- Контрольные тестовые задания по синтаксическим нормам
- Список литературы
- Дополнительная литература
- Русский язык и культура речи