Рус
Вопросы для самопроверки
1. Какие три аспекта культуры речи выделяются лингвистами в качестве ведущих?
2. Что такое нормативный аспект речевой культуры?
3. Что является основой коммуникативного аспекта культуры речи?
4. В чем заключается различие коммуникативного и нормативного аспектов?
5. Какое значение придавали ведущие лингвисты коммуникативному аспекту культуры речи?
6. Чем руководствуются лингвисты, определяя коммуникативные качества хорошей речи?
7. Что такое этический аспект культуры речи? Для чего нужно знание языкового этикета?
8. Какие факторы определяют речевой этикет?
9. Какие функции общения выделяет известный лингвист Р.О. Якобсон и как соотносится с ними этический аспект общения?
Содержание
- Федеральное агентство морского и речного транспорта
- Методические рекомендации
- I. Язык и речь. Культура речи
- 1. Язык, речь и культура речи как лингвистические понятия
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 1. Восстановите текст.
- 2. Прочитайте три определения понятия «культура речи». Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее точным и почему?
- 3. Допишите предложения, опираясь на прочитанный текст.
- 4. Выберите правильный вариант ответа.
- 5. Ознакомьтесь с высказыванием д.С. Лихачева о языке. Почему он называет язык самой большой ценностью народа?
- 2. Литературный язык и культура речи
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 3. Отметьте правильные варианты ответа.
- 3. Нормы языка. Нормативный аспект культуры речи
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 1. Допишите определения.
- 2. Приведите несколько примеров вариативности нормы по данным «Нового орфоэпического словаря» н.Ф.Ивановой.
- 3. Выберите правильный вариант ответа.
- 4. Коммуникативный и этический аспекты культуры речи
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 2. Допишите предложения.
- 3. На каких примерах можно прояснить роль этических норм в общении (приведите 2 – 3 ярких примера)
- 4. Какие формы общения используют ваши преподаватели и в каких ситуациях? а какие – вы?
- 5. Какие формы обращения к преподавателю вы используете, если опоздали на лекцию или практическое занятие? Справочные материалы к разделу «Язык и речь. Культура речи»
- Список литературы
- II. Нормы современного русского языка
- 1. Лексика. Лексические нормы
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 1. Расскажите о лексической системе современного русского языка по следующей схеме. Деление лексики на группы в зависимости от
- 2. Отредактируйте тексты (при выполнении задания пользуйтесь справочными материалами).
- 3. Выполните тестовые задания. Отметьте правильные варианты.
- 5. Вам предлагаются синонимы слова «сказать». Обратите внимание на пометы в скобках. Там, где пометы отсутствуют, напишите их, объяснив выбор варианта.
- 10. Различайте значение и правописание слов, произносящихся одинаково. Впишите нужную букву. Как называются такие слова?
- 14. В приведенных ниже предложениях искажены фразеологизмы.
- 15. Составьте синонимичные ряды из приведенных ниже фразеологизмов. Укажите, чем различаются фразеологизмы-синонимы.
- 16. Выделите среди указанных фразеологизмов антонимичные пары.
- 17. Установите происхождение и объясните значение следующих крылатых фраз. (в случае затруднения см. Ключи на стр.34). Почему подобные фразеологические выражения называют «крылатыми словами»?
- 19. Укажите, какие лексические ошибки допущены в следующих предложениях:
- 20. Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением иноязычного слова.
- Ключи к заданиям
- Контрольные тестовые задания по лексическим нормам
- 2. Характеристика употребления слов в словарях
- Список литературы
- 2. Орфоэпия. Акцентологические нормы
- 6. Следует обратить внимание, что больше всего отклонений от литературной произносительной нормы наблюдается под влиянием просторечия:
- Задания
- 5 .Проверьте понимание прочитанного, ответив на вопросы по следующей схеме:
- 7. Определите с помощью словаря значение слов, поставьте в них ударение.
- 12. Прочитайте приведенные ниже слова. Поставьте ударение. Помимо общеязыкового современного ударения поставьте возможный вариант ударения. Определите его характер:
- Контрольные тестовые задания
- Список литературы
- 3. Морфологические нормы
- Имя существительное
- Справочные материалы к теме «Имя существительное»
- Гласные -е, -и в падежных окончаниях существительных в единственном числе
- Трудные случаи определения рода имен существительных
- Варианты окончаний –у/-ю и –а/-я родительного падежа единственного числа мужского рода
- Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода
- Варианты окончаний родительного падежа множественного числа
- Имя прилагательное
- Самая красивая
- Справочные материалы к теме «Имя прилагательное»
- Полные и краткие формы прилагательных
- 1. Правописание сложных прилагательных.
- Способ образования прилагательных
- Имя числительное
- Справочные материалы к теме «Имя числительное»
- Полтора
- Полтораста
- Местоимение
- Справочные материалы к теме «Местоимение»
- Разряды местоимений
- 3. Местоимения – числительные:
- Особенности употребления местоимений в речи
- Каждый – всякий (и прилагательное любой)
- Который – какой
- Правописание местоимений
- Справочные материалы к теме «Глагол»
- Недостаточные глаголы
- Избыточные глаголы
- Категория вида
- Варианты видовых форм
- Одновидовые и двувидовые глаголы
- Чередование гласных о-а при образовании глаголов несовершенного вида на –ива, -ыва в корнях видовых пар глаголов
- Ошибки в употреблении возвратных форм на –ся и –сь
- Контрольные тестовые задания к разделу «Морфологические нормы»
- Список литературы
- 4. Синтаксические нормы
- Трудные случаи согласования членов предложения
- 1. Подчеркните предпочтительный вариант согласования. Объясните выбор.
- 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбранный вами вариант согласования. Подчеркните группу подлежащего и группу сказуемого.
- 3. В следующих предложениях замените неопределенную форму глагола предпочтительным вариантом формы согласования сказуемого с подлежащим. Напишите полученный вариант.
- 4. Укажите причину колебания форм единственного и множественного числа сказуемого в следующих предложениях.
- 5. Выберите нужную форму сказуемого. Отметьте случаи, где возможны оба варианта согласования.
- 6. Исправьте допущенные ошибки. Впишите правильный вариант согласования в правую графу таблицы.
- 7. Объясните выбор одной из двух возможных форм согласования сказуемого в приведенных ниже предложениях.
- 8. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.
- 9. Подчеркните предпочтительный вариант согласования. Объясните ваш выбор.
- 10. Подберите определения к данным существительным мужского и женского рода и составьте предложения.
- Справочные материалы
- Согласование
- 2. Сказуемое при подлежащем – количественно-именном сочетании (счетном обороте): семь человек, трое студентов, один боец и т.Д.
- 3. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющем при себе приложение
- 4.Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой.
- 5. Сказуемое при подлежащем, имеющем в составе местоимения кто, некто, никто.
- 6.Согласование в предложениях,
- 9. Определение при существительном с приложением
- Управление. Выбор формы управляемого слова.
- 14. Определите различие в смысловых оттенках, приведенных ниже словосочетаний. Составьте с ними предложения.
- 15. Определите характер синтаксических различий приведенных ниже словосочетаний. Зачеркните те варианты, которые являются просторечными и устарелыми.
- 16. Почему следует различать употребление предлогов в следующих синонимичных рядах? Укажите значение предлогов.
- 17. Впишите правильный вариант окончания. Объясните ваш выбор.
- 18. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей дополнения (обстоятельства). Укажите семантико-стилистическое различие между синтаксическими парами.
- 19. Определите, в каких из ниже приведенных словосочетаний нарушены нормы управления. Зачеркните неправильный вариант. С вариантами, соответствующими норме литературного языка, составьте предложения.
- 20. Определите различия между приведенными ниже предложениями. В чем они заключаются?
- 21. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. В чем различие приведенных ниже высказываний в зависимости от того, в родительном или винительном падеже стоит управляемое слово.
- 22. Прочитайте предложения и объясните письменно причину выбора родительного или винительного падежа при переходных глаголах с отрицанием.
- 23. Отредактируйте предложения, устранив употребление падежных форм, не оправданных контекстом и затрудняющих понимание.
- 24. Определите, в каких примерах нарушена логика в результате неудачного употребления падежей.
- 25. Употребите следующие глаголы с предлогами о и по. Составьте словосочетания. Впишите полученные словосочетания в соответствующую графу таблицы.
- 26. Исправьте ошибки при выборе падежной формы при однородных членах предложения. Напишите вариант, соответствующий норме литературного языка.
- 27. Исправьте ошибки, допущенные в структуре предложения. Напишите исправленный вариант. Укажите тип ошибки.
- 28. Найдите и исправьте ошибки, допущенные в предложениях с причастными оборотами. Напишите исправленный вариант, расставив знаки препинания.
- 29. Закончите предложения, употребив деепричастный оборот.
- 30. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении деепричастных оборотов в заявлениях и объяснительных записках.
- 31. Как должен выглядеть вариант, соответствующий современной литературной норме?
- 3. Выбор предлога в синонимических конструкциях
- Выбор падежной формы
- Конструкции со словами, близкими по значению, но требующими различных падежей
- Глаголы (отглагольные существительные),
- Имеющие зависимые слова в разных падежах
- (Или с разными предлогами)
- В связи с разными смысловыми или стилистическими оттенками
- Управление при однородных членах предложения
- Типичные ошибки в структуре предложения
- Контрольные тестовые задания по синтаксическим нормам
- Список литературы
- Дополнительная литература
- Русский язык и культура речи