logo
Рус

Правописание местоимений

1. Приставки НЕ- и НИ- в неопределенных и отрицательных местоимениях.

Не- под ударением

Ни- без ударения

некто, несколько,

нечего, некому

Никто, нисколько,

Ничего, никому, никакой

2. Слитное и раздельное написание НЕ-НИ с местоимениями

Без предлога – слитно

С предлогом – раздельно

Никто, ничто

Никакой, ничей

Ни у кого, ни за что,

Не с кем, ни у какого,

Кое у кого, кое за что

3. Правописание дефиса в местоимениях

Местоимения с – то, -либо, - нибудь, кое- пишутся с дефисом.

кое-что; кто-то кого-нибудь

кое-чем; чем-то с кем-нибудь

кое-какой; какой-то кто-либо

кое-кому сколько-то кому-либо

4. Склонение отрицательных местоимений никто, ничто.

И.п.

никто

ничто

Р.п.

никого

ничего

Д.п.

никому

ничему

В.п.

никого

ничто

Т.п.

никем

ничем

П.п.

ни о ком

ни о чем

5. В сочетаниях не кто иной, как; не что иное, как местоимения с частицей не пишутся раздельно: Это был не кто иной, как мой друг.

Если нет «как», то пишем никто иной. Никто иной не мог прийти в это время.

6. Различайте слитное и раздельное правописание местоимений и наречий:

Наречия: притом, причем, поэтому, потому, затем

Предлог + местоимение: при том, при чем, по этому, по тому, за тем.

Союз тоже пишется слитно, а указательное местоимение то с частицей же – раздельно.

1. От того селения до нашего лагеря не более пяти километров

1. Мы не пришли вовремя в лагерь, потому (оттого), что заблудились.

2. По этому учебнику я хорошо подготовился к экзамену.

2. Я хочу хорошо сдать экзамен, поэтому буду заниматься целый день.

3. Я выучу то же правило (что и ты).

3. Я тоже выучу это правило.

Глагол

Задание 53. Каким способом и от каких частей речи образованы следующие глаголы? Разберите их по составу

а) префиксальным

б) суффиксальным

в) суффиксно-префиксальным

Переписать, выписать, сидеть, занять, обниматься, учиться, выспаться, приплясывать, обезопасить, обезвредить, делать, завтракать, торговать, учительствовать, планировать, цитировать, полемизировать, косить, женить, каменеть, белить, глушить, хорошеть, пустовать, капризничать, якать, множить, баюкать, охать.

Задание 54. Определите спряжение глаголов. Вставьте пропущенные буквы. В скобках отметьте, к какому спряжению относится глагол.

  1. – 1-ое спряжение; (2) – 2-ое спряжение.

Ты смотр…шь ( ), вид…шь( ), дыш…шь ( ), застел…шь ( ), бре…шься ( ), разве…шь ( ), мину…шь ( ), держ…шь ( ), завис...шь ( ), приближа…шься ( ), замерзн…шь ( ), обид…шь ( ), прикле…шь ( ).

Задание 55. Впишите гласную в личные окончания глаголов. Объясните правописание.

Ненавид…шь неправду, рису…те натюрморт, вы хорошо вид…те в даль, девочка хорошо пиш…т, спеш…те на работу, ребята пил...т лобзиком, они руб…т дрова, люб…т работать, пол…т грядки, наде…тся, бор…тся.

Задание 56. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание глаголов.

1.

Лед та…т. Снег уже раста…л.

Он сделал вид, что не слыш…т. Они все прекрасно слыш…ли.

От меня это не завис…т. Все завис…ло от сложившихся обстоятельств.

Она наде…тся на лучшее. Актер наде…лся на успех.

Овес уже посе…ли. Он уже се…т рожь.

2.

Дом строит…ся, начал строит…ся.

Дети удивляют…ся, удивят…ся, готовы удивит…ся.

Друг заступит…ся, надо заступит…ся.

Должен учит…ся, он учит…ся хорошо.

Задание 57. Можно ли образовать форму 1-го лица единственного числа от приведенных ниже глаголов? (см. справочные материалы)

Ощутить__________________ Галдеть_______________________

Очутиться_________________ Дерзить_______________________

Убедить___________________ Чудить________________________

Преградить________________ Пылесосить____________________

Затмить___________________ Дудеть________________________

Задание 58. В соответствующую графу таблицы впишите вариант, имеющий книжный, литературный характер.

Инфинитив

Литературная норма

Выздороветь

Дети скоро выздоровят / выздоровеют

Опостылеть

Деревенская жизнь ей скоро опостылит / опостылеет

Опротиветь

Любому опротивят / опротивеют ложь и притворство

Задание 59. Определите стилистическую и смысловую принадлежность каждого из приведенных ниже глаголов. Впишите их в соответствующую графу таблицы. Смысловые различия параллельных форм глаголов иллюстрируйте примерами. (При выполнении задания пользуйтесь справочными материалами).

Машут – махают, капает – каплет, сыпет – сыплет, щипет – щиплет, мучусь – мучаюсь, двигает – движет, брезговать – брезгать, прочитать – прочесть, ездит – ездиет, мяучит – мяукает, полоскает – полощет, плескает – плещет, мурлыкает – мурлычет, рыскает – рыщет, кудахтает – кудахчет, колыхает – колышет, брызгает – брызжет, мечет – метает; лазить – лазать, поднимать – подымать.

Стилистические различия

Смысловые различия

Книжная форма

Разговорная форма

Просторечие

Задание 60. Проанализируйте употребление времен глагола. Устраните ошибки в употреблении времен глагола, вписав в скобки необходимую форму.

  1. Брошюра дает знания об истории календаря, научит ( ) делать календарные расчеты быстро и точно.

  2. Различные кушанья были поданы на стол и вызывают ( ) у присутствующих аппетит.

  3. Когда французы вторгаются ( ) в нашу страну, Андрей Болконский отправился в действующую армию.

  4. Если студент хорошо готовится к экзаменам, то сдавал ( ) их на «отлично».

Задание 61. Какие варианты в приведенных ниже глагольных формах используются в современном языке чаще? Подчеркните их. Объясните выбор варианта.

  1. Шум над головой затихнул/затих.

  2. Белье мокло/мокнуло под дождем.

  3. Нина отвергла/отвергнула мою помощь.

  4. Хозяин дома расторг/расторгнул договор об аренде.

  5. Деканат прибег/прибегнул к решительным мерам.

  6. Она опровергла/опровергнула все мои доводы.

Задание 62. Составьте предложения, позволяющие определить видовое значение следующих одновидовых и двувидовых глаголов.

1.

  1. Лежать _______________________________________

  2. Сидеть _______________________________________

  3. Болеть _______________________________________

  4. Сожалеть _______________________________________

  5. Присутствовать _______________________________________

2.

  1. Рассмеяться _______________________________________

  2. Очнуться _______________________________________

  3. Посидеть _______________________________________

  4. Проболеть _______________________________________

  5. Ринуться _______________________________________

3.

1. Атаковать __________________________________

2. Автоматизировать __________________________________

3. Использовать __________________________________

4. Жениться __________________________________

5. Обследовать __________________________________

6. Родиться __________________________________

7. Обязать __________________________________

8. Воздействовать __________________________________

9. Расследовать __________________________________

10. Исследовать __________________________________

Задание 63. Образуйте варианты видовых форм и выпишите их в соответствующую графу таблицы.

Корневая гласная о сохраняется

Чередование

о – а в корне

Стилистические варианты

Книжный (о)

Разговорный (а)

Заморозить

Застроить

Затронуть

Обработать

Облагородить

Освоить

Оспорить

Удостоить

Усвоить

Захлопнуть

Озаботить

Опорочить

Отсрочить

Приурочить

Узаконить

Уполномочить

Заподозрить

Обусловливать

Сосредоточивать

Условливаться

Задание 64. Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа от следующих глаголов. Объясните правописание.

Бежать __________________ - ___________________

Нарезать __________________ - ____________________

Выбрать __________________ - ____________________

Намазать __________________ - ____________________

Одеться __________________ - ____________________

Лечь __________________ - ____________________

Выкинуть __________________ - ____________________

Не испортить __________________ - ____________________

Задание 65. Укажите в скобках вариант формы глагола, соответствующий литературной норме.

  1. Сегодня я обязательно пропылесошу ( ) диван.

  2. Я победю ( ) свою болезнь.

  3. С причала нам махают ( ) платками.

  4. С крыши капает ( ) дождь.

  5. Вы должны прочесть ( ) эту рукопись.

  6. Им двигает ( ) чувство сострадания.

  7. Узнав об опоздании сотрудников, директор метает ( ) гром и молнии.

  8. Мороз щипет ( ) уши.

  9. Он часто ездиет ( ) к нам в гости.

  10. Она отвергнула ( ) его предложение и прибегнула ( ) к помощи подруги.

  11. На балконе под дождем мокнуло ( ) белье.

  12. Кошка жалобно мяучит ( ).

  13. Не стоит этим брезговать ( ).

  14. От болезни он совсем зачахнул ( ).

  15. Оформление договора, по-моему, не двигается ( ).

  16. Ребенок часто простуживается ( ).

  17. О встрече необходимо уславливаться ( ) заранее.

  18. Необходимо сосредотачивать ( ) внимание на главном, а не второстепенном.

  19. Вы не должны отсрочивать ( ) рассмотрение документов.

  20. Мы не имеем права узаконивать ( ) явную социальную несправедливость.

  21. Студенты ознакомилися ( ) с приказом ректора.

  22. Неожиданно он подскользнулся ( ).

  23. Не ложи ( ) книгу на этот стол.