Имя прилагательное
Задание 19. От данных существительных образуйте прилагательные. Объясните их правописание, обозначив орфограмму.
Ветер ______________ Орел _______________ Обед ______________
лимон _____________ комар ______________ изоляция __________
сезон ______________ овес _______________ качество ___________
луна ______________ шерсть ____________ весна ______________
диковина __________ дерево _____________ пламя _____________
картина ___________ кожа _______________ камень ____________
Задание 20. Вспомните правописание Н и НН в именах прилагательных. В приведенные ниже прилагательные вставьте в случае необходимости пропущенные буквы.
Болезне…ный, величестве…ный, це…ный, ржа…ной, исти…ный, серебр…ный, совреме…ный, своевреме…ный, дискуссио…ный, ю…ые, натуралисты, пута…ый вопрос, беше…ая скорость, безветре…ый день, незва…ый гость, непроше…ый.
Задание 21. Образуйте и напишите сложные прилагательные. Укажите способ образования. Объясните, какое правило вы применили.
1. Жизнь и радость ________________________________________________
2. Черные брови __________________________________________________
3. Седая борода __________________________________________________
4. Народное хозяйство ____________________________________________
5. Древняя Русь __________________________________________________
6. Сошедший с ума _______________________________________________
7. Тридцать метров _______________________________________________
8. Сорок лет _____________________________________________________
9. Сто процентов _________________________________________________
10. Вопросы и ответы _____________________________________________
11. (Стекла) выпуклые и вогнутые __________________________________
12. (Флаг) и красный и белый ______________________________________
13. (Цвет) и розовый и бледный _____________________________________
14. (Цветок) и яркий и оранжевый ___________________________________
15. Ветер с юго-востока ___________________________________________
16. Сто сорок три квартиры ________________________________________
Задание 22. От данных прилагательных образуйте краткую форму. Там, где это невозможно, укажите причину.
Узкий _______________ Склонный _______________
Темный _______________ Современный _______________
Редкий _______________ Боевой _______________
Приветливый _______________ Теплый _______________
Тонкий _______________ Кислый _______________
Скорый _______________ Светлый ______________
Горький _______________ Круглый _______________
Гуманный _______________ Мокрый _______________
Ранний _______________ Смуглый _______________
Женатый _______________ Острый _______________
Желанный _______________ Полный _______________
Узковатый _______________ Смешной _______________
Холостой _______________ Большой _______________
Странный _______________ Маленький _______________
Осторожный _______________ Знающий ________________
Способный _______________ Коричневый _______________
Детский _______________ Пегий _______________
Комендантский _______________ Розовый _______________
Казанский _______________ Красный _______________
Январский _______________ Прекрасный _______________
Утиный _______________ Разумный _______________
Лошадиный _______________ Премилый _______________
Красивый _______________ Живой _______________
Нужный _______________ Правый _______________
Задание 23. Определите смысловые и стилистические различия между краткими и полными формами следующих прилагательных. Составьте словосочетания, иллюстрирующие эти различия.
Хорошая – хороша ________________________________________________
________________________________________________________________
Плохой – плох ___________________________________________________
_______________________________________________________________
Живой – жив _____________________________________________________
_______________________________________________________________
Способный – способен ___________________________________________
______________________________________________________________
Нужный – нужен _________________________________________________
_______________________________________________________________
Должный – должен ____________________________________________
________________________________________________________________
Дорогой – дорог ________________________________________________
_______________________________________________________________
Благодарный –благодарен _________________________________________
_______________________________________________________________
Свободный – свободен ____________________________________________
________________________________________________________________
Задание 24. Образуйте краткую форму от следующих качественных прилагательных мужского рода. В какой функции выступают краткие прилагательные в предложении: определение или сказуемое?
Существенный вопрос – этот вопрос ________________________________
Искренний человек – мой собеседник _______________________________
Откровенный человек – человек ____________________________________
Болезненный ребенок – ребенок ____________________________________
Неизменный номер – номер ________________________________________
Ограниченный во взглядах ученый – ученый _________________________
Задание 25. От данных прилагательных образуйте краткую форму. Полученный вариант впишите в соответствующую графу таблицы.
Полная форма | -ен | Варианты литературной нормы | |
кн. -енен | разг. -ен | ||
Безбоязненный |
|
|
|
Безжизненный |
|
|
|
Безукоризненный |
|
|
|
Бессмысленный |
|
|
|
Болезненный |
|
|
|
Двусмысленный |
|
|
|
Легкомысленный |
|
|
|
Многочисленный |
|
|
|
Неприязненный |
|
|
|
Безвременный |
|
|
|
Беспочвенный |
|
|
|
Вдохновенный |
|
|
|
Медленный |
|
|
|
Многочисленный |
|
|
|
Мужественный |
|
|
|
Невежественный |
|
|
|
Родственный |
|
|
|
Свойственный |
|
|
|
Существенный |
|
|
|
Ответственный |
|
|
|
Естественный |
|
|
|
Насильственный |
|
|
|
Таинственный |
|
|
|
Задание 26. Прочитайте текст. Образуйте от прилагательных там, где это возможно, подходящую по смыслу превосходную степень и впишите полученный вариант в скобки. Объясните свой выбор.
- Федеральное агентство морского и речного транспорта
- Методические рекомендации
- I. Язык и речь. Культура речи
- 1. Язык, речь и культура речи как лингвистические понятия
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 1. Восстановите текст.
- 2. Прочитайте три определения понятия «культура речи». Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее точным и почему?
- 3. Допишите предложения, опираясь на прочитанный текст.
- 4. Выберите правильный вариант ответа.
- 5. Ознакомьтесь с высказыванием д.С. Лихачева о языке. Почему он называет язык самой большой ценностью народа?
- 2. Литературный язык и культура речи
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 3. Отметьте правильные варианты ответа.
- 3. Нормы языка. Нормативный аспект культуры речи
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 1. Допишите определения.
- 2. Приведите несколько примеров вариативности нормы по данным «Нового орфоэпического словаря» н.Ф.Ивановой.
- 3. Выберите правильный вариант ответа.
- 4. Коммуникативный и этический аспекты культуры речи
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 2. Допишите предложения.
- 3. На каких примерах можно прояснить роль этических норм в общении (приведите 2 – 3 ярких примера)
- 4. Какие формы общения используют ваши преподаватели и в каких ситуациях? а какие – вы?
- 5. Какие формы обращения к преподавателю вы используете, если опоздали на лекцию или практическое занятие? Справочные материалы к разделу «Язык и речь. Культура речи»
- Список литературы
- II. Нормы современного русского языка
- 1. Лексика. Лексические нормы
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 1. Расскажите о лексической системе современного русского языка по следующей схеме. Деление лексики на группы в зависимости от
- 2. Отредактируйте тексты (при выполнении задания пользуйтесь справочными материалами).
- 3. Выполните тестовые задания. Отметьте правильные варианты.
- 5. Вам предлагаются синонимы слова «сказать». Обратите внимание на пометы в скобках. Там, где пометы отсутствуют, напишите их, объяснив выбор варианта.
- 10. Различайте значение и правописание слов, произносящихся одинаково. Впишите нужную букву. Как называются такие слова?
- 14. В приведенных ниже предложениях искажены фразеологизмы.
- 15. Составьте синонимичные ряды из приведенных ниже фразеологизмов. Укажите, чем различаются фразеологизмы-синонимы.
- 16. Выделите среди указанных фразеологизмов антонимичные пары.
- 17. Установите происхождение и объясните значение следующих крылатых фраз. (в случае затруднения см. Ключи на стр.34). Почему подобные фразеологические выражения называют «крылатыми словами»?
- 19. Укажите, какие лексические ошибки допущены в следующих предложениях:
- 20. Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением иноязычного слова.
- Ключи к заданиям
- Контрольные тестовые задания по лексическим нормам
- 2. Характеристика употребления слов в словарях
- Список литературы
- 2. Орфоэпия. Акцентологические нормы
- 6. Следует обратить внимание, что больше всего отклонений от литературной произносительной нормы наблюдается под влиянием просторечия:
- Задания
- 5 .Проверьте понимание прочитанного, ответив на вопросы по следующей схеме:
- 7. Определите с помощью словаря значение слов, поставьте в них ударение.
- 12. Прочитайте приведенные ниже слова. Поставьте ударение. Помимо общеязыкового современного ударения поставьте возможный вариант ударения. Определите его характер:
- Контрольные тестовые задания
- Список литературы
- 3. Морфологические нормы
- Имя существительное
- Справочные материалы к теме «Имя существительное»
- Гласные -е, -и в падежных окончаниях существительных в единственном числе
- Трудные случаи определения рода имен существительных
- Варианты окончаний –у/-ю и –а/-я родительного падежа единственного числа мужского рода
- Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода
- Варианты окончаний родительного падежа множественного числа
- Имя прилагательное
- Самая красивая
- Справочные материалы к теме «Имя прилагательное»
- Полные и краткие формы прилагательных
- 1. Правописание сложных прилагательных.
- Способ образования прилагательных
- Имя числительное
- Справочные материалы к теме «Имя числительное»
- Полтора
- Полтораста
- Местоимение
- Справочные материалы к теме «Местоимение»
- Разряды местоимений
- 3. Местоимения – числительные:
- Особенности употребления местоимений в речи
- Каждый – всякий (и прилагательное любой)
- Который – какой
- Правописание местоимений
- Справочные материалы к теме «Глагол»
- Недостаточные глаголы
- Избыточные глаголы
- Категория вида
- Варианты видовых форм
- Одновидовые и двувидовые глаголы
- Чередование гласных о-а при образовании глаголов несовершенного вида на –ива, -ыва в корнях видовых пар глаголов
- Ошибки в употреблении возвратных форм на –ся и –сь
- Контрольные тестовые задания к разделу «Морфологические нормы»
- Список литературы
- 4. Синтаксические нормы
- Трудные случаи согласования членов предложения
- 1. Подчеркните предпочтительный вариант согласования. Объясните выбор.
- 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбранный вами вариант согласования. Подчеркните группу подлежащего и группу сказуемого.
- 3. В следующих предложениях замените неопределенную форму глагола предпочтительным вариантом формы согласования сказуемого с подлежащим. Напишите полученный вариант.
- 4. Укажите причину колебания форм единственного и множественного числа сказуемого в следующих предложениях.
- 5. Выберите нужную форму сказуемого. Отметьте случаи, где возможны оба варианта согласования.
- 6. Исправьте допущенные ошибки. Впишите правильный вариант согласования в правую графу таблицы.
- 7. Объясните выбор одной из двух возможных форм согласования сказуемого в приведенных ниже предложениях.
- 8. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.
- 9. Подчеркните предпочтительный вариант согласования. Объясните ваш выбор.
- 10. Подберите определения к данным существительным мужского и женского рода и составьте предложения.
- Справочные материалы
- Согласование
- 2. Сказуемое при подлежащем – количественно-именном сочетании (счетном обороте): семь человек, трое студентов, один боец и т.Д.
- 3. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющем при себе приложение
- 4.Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой.
- 5. Сказуемое при подлежащем, имеющем в составе местоимения кто, некто, никто.
- 6.Согласование в предложениях,
- 9. Определение при существительном с приложением
- Управление. Выбор формы управляемого слова.
- 14. Определите различие в смысловых оттенках, приведенных ниже словосочетаний. Составьте с ними предложения.
- 15. Определите характер синтаксических различий приведенных ниже словосочетаний. Зачеркните те варианты, которые являются просторечными и устарелыми.
- 16. Почему следует различать употребление предлогов в следующих синонимичных рядах? Укажите значение предлогов.
- 17. Впишите правильный вариант окончания. Объясните ваш выбор.
- 18. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей дополнения (обстоятельства). Укажите семантико-стилистическое различие между синтаксическими парами.
- 19. Определите, в каких из ниже приведенных словосочетаний нарушены нормы управления. Зачеркните неправильный вариант. С вариантами, соответствующими норме литературного языка, составьте предложения.
- 20. Определите различия между приведенными ниже предложениями. В чем они заключаются?
- 21. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. В чем различие приведенных ниже высказываний в зависимости от того, в родительном или винительном падеже стоит управляемое слово.
- 22. Прочитайте предложения и объясните письменно причину выбора родительного или винительного падежа при переходных глаголах с отрицанием.
- 23. Отредактируйте предложения, устранив употребление падежных форм, не оправданных контекстом и затрудняющих понимание.
- 24. Определите, в каких примерах нарушена логика в результате неудачного употребления падежей.
- 25. Употребите следующие глаголы с предлогами о и по. Составьте словосочетания. Впишите полученные словосочетания в соответствующую графу таблицы.
- 26. Исправьте ошибки при выборе падежной формы при однородных членах предложения. Напишите вариант, соответствующий норме литературного языка.
- 27. Исправьте ошибки, допущенные в структуре предложения. Напишите исправленный вариант. Укажите тип ошибки.
- 28. Найдите и исправьте ошибки, допущенные в предложениях с причастными оборотами. Напишите исправленный вариант, расставив знаки препинания.
- 29. Закончите предложения, употребив деепричастный оборот.
- 30. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении деепричастных оборотов в заявлениях и объяснительных записках.
- 31. Как должен выглядеть вариант, соответствующий современной литературной норме?
- 3. Выбор предлога в синонимических конструкциях
- Выбор падежной формы
- Конструкции со словами, близкими по значению, но требующими различных падежей
- Глаголы (отглагольные существительные),
- Имеющие зависимые слова в разных падежах
- (Или с разными предлогами)
- В связи с разными смысловыми или стилистическими оттенками
- Управление при однородных членах предложения
- Типичные ошибки в структуре предложения
- Контрольные тестовые задания по синтаксическим нормам
- Список литературы
- Дополнительная литература
- Русский язык и культура речи