Варианты окончаний родительного падежа множественного числа
Женский род: туфля – туфель, вафля – вафель, кочерга – кочерег (реже – кочерг), свадьба – свадеб, цапля – цапель, капля – капель, башня – башен, таможня – таможен, вишня – вишен, черешня – черешен, простыня – простЫнь и т.д. Как правило, существительные женского рода в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание. Исключения: свеча – свечей (реже - свеч), оладья – оладий, скатерть – скатертЕй, тётя – тётей и т.д.
Мужской род: комментарий – комментариев, санаторий – санаториев, рельс – рельсов, корректив – коррективов и т.д. Как правило, существительные мужского рода в родительном падеже множественного числа имеют окончания –ов и –ев.
Средний род: русло – русел (реже – русл), сопло – сопел (реже – сопл), плечо – плеч, яблоко – яблок, блюдце – блюдец, ружье – ружей, полотенце – полотенец, щупальце – щупалец, колено – коленей (колен). Чаще всего существительные среднего рода в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание. Обратите внимание на вариантные формы существительных среднего рода: верховье – верховьев, низовье – низовьев, устье – устьев.
Если предмет употребляется парами, то в род. пад. мн. ч., как правило, нулевое окончание: пара туфель, ботинок, сапог, валенок, погон, эполет, чулок, манжет. Окончание –ов имеют следующие существительные: носков, гольфов (гольф – разг.), кедов (кед – разг.), ботфортов, клипсов (клипс – разг.)
Существительные мужского рода, обозначающие название овощей и фруктов в род. пад. мн. ч. имеют окончание –ов: апельсинов, мандаринов, лимонов, помидоров, баклажанов и т.д. Формы с нулевым окончанием (помидор, лимон и т.д.) имеют разговорный характер.
Существительные, употребляемые только во множественном числе в род. пад. мн. ч. имеют следующие окончания: грабли – грабель, вилы – вил, тиски – тисков, заморозки – заморозков, ножницы – ножниц, щипцы – щипцов, плоскогубцы – плоскогубцев, пассатижи – пассатижей, сани – саней, ясли – яслей, рейтузы – рейтуз, джинсы – джинсов (джинс – разг.), шаровары – шаровар, лохмотья – лохмотьев, шорты – шорт и т.д.
Существительные, обозначающие принадлежность к роду войск, в род.пад.мн.ч. чаще всего имеют нулевое окончание: партизаны – партизан, солдаты – солдат, гренадеры – гренадер (гренадеров), гусары – гусар (гусаров), уланы – улан (уланов), гардемарины – гардемарин (гардемаринов) и т.д. В скобках указаны допустимые варианты.
Названия мер и единиц измерения в род. пад. мн. ч. имеют следующие окончания: ампер, ватт, вольт, герц, кулонов, ньютонов, джоулей, граммов (грамм – разг.), килограммов (килограмм – разг.), микронов (микрон – разг.), гектаров (гектар – разг.)
Существительные с основой на Н и Р, обозначающие названия национальностей, в род. пад. мн. ч. имеют нулевое окончание:
армяне – армян, болгары – болгар, грузины – грузин, румыны – румын, осетины – осетин, цыгане – цыган, авары – авар (аваров), туркмены – туркмен (туркменов), уйгуры – уйгур (уйгуров) и т. д. В скобках указаны допустимые варианты. Но: калмыков, казакОв, киргизов, таджиков, монголов, хорватов, якутов и т.д.
Склонения некоторых имен и фамилий
Иностранные имена на согласные склоняются независимо от того, употребляются ли они самостоятельно или вместе с фамилией: рассказы Марка Твена, романы Жюля Верна. Исключения – двойные французские имена: воззрения Жан-Жака Руссо.
Русские и иностранные фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются, если относятся к мужчинам и не склоняются, если относятся к женщинам: у Карла Берга – у Эммы Берг.
Не склоняются мужские фамилии, если они созвучны с названием животного или неодушевленного предмета: Господину Медведь, Гусь, Ремень.
Не склоняются фамилии на –ако, -яго, -ых, -ово: Господину Плевако, Дубяго, Седых, Долгих, Дурново. Другие формы считаются просторечием: от Ивана Седыха.
Нерусские фамилии со словами братья, сестры, супруги употребляются в единственном числе: супруги Райнер.
- Федеральное агентство морского и речного транспорта
- Методические рекомендации
- I. Язык и речь. Культура речи
- 1. Язык, речь и культура речи как лингвистические понятия
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 1. Восстановите текст.
- 2. Прочитайте три определения понятия «культура речи». Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее точным и почему?
- 3. Допишите предложения, опираясь на прочитанный текст.
- 4. Выберите правильный вариант ответа.
- 5. Ознакомьтесь с высказыванием д.С. Лихачева о языке. Почему он называет язык самой большой ценностью народа?
- 2. Литературный язык и культура речи
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 3. Отметьте правильные варианты ответа.
- 3. Нормы языка. Нормативный аспект культуры речи
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 1. Допишите определения.
- 2. Приведите несколько примеров вариативности нормы по данным «Нового орфоэпического словаря» н.Ф.Ивановой.
- 3. Выберите правильный вариант ответа.
- 4. Коммуникативный и этический аспекты культуры речи
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 2. Допишите предложения.
- 3. На каких примерах можно прояснить роль этических норм в общении (приведите 2 – 3 ярких примера)
- 4. Какие формы общения используют ваши преподаватели и в каких ситуациях? а какие – вы?
- 5. Какие формы обращения к преподавателю вы используете, если опоздали на лекцию или практическое занятие? Справочные материалы к разделу «Язык и речь. Культура речи»
- Список литературы
- II. Нормы современного русского языка
- 1. Лексика. Лексические нормы
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 1. Расскажите о лексической системе современного русского языка по следующей схеме. Деление лексики на группы в зависимости от
- 2. Отредактируйте тексты (при выполнении задания пользуйтесь справочными материалами).
- 3. Выполните тестовые задания. Отметьте правильные варианты.
- 5. Вам предлагаются синонимы слова «сказать». Обратите внимание на пометы в скобках. Там, где пометы отсутствуют, напишите их, объяснив выбор варианта.
- 10. Различайте значение и правописание слов, произносящихся одинаково. Впишите нужную букву. Как называются такие слова?
- 14. В приведенных ниже предложениях искажены фразеологизмы.
- 15. Составьте синонимичные ряды из приведенных ниже фразеологизмов. Укажите, чем различаются фразеологизмы-синонимы.
- 16. Выделите среди указанных фразеологизмов антонимичные пары.
- 17. Установите происхождение и объясните значение следующих крылатых фраз. (в случае затруднения см. Ключи на стр.34). Почему подобные фразеологические выражения называют «крылатыми словами»?
- 19. Укажите, какие лексические ошибки допущены в следующих предложениях:
- 20. Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением иноязычного слова.
- Ключи к заданиям
- Контрольные тестовые задания по лексическим нормам
- 2. Характеристика употребления слов в словарях
- Список литературы
- 2. Орфоэпия. Акцентологические нормы
- 6. Следует обратить внимание, что больше всего отклонений от литературной произносительной нормы наблюдается под влиянием просторечия:
- Задания
- 5 .Проверьте понимание прочитанного, ответив на вопросы по следующей схеме:
- 7. Определите с помощью словаря значение слов, поставьте в них ударение.
- 12. Прочитайте приведенные ниже слова. Поставьте ударение. Помимо общеязыкового современного ударения поставьте возможный вариант ударения. Определите его характер:
- Контрольные тестовые задания
- Список литературы
- 3. Морфологические нормы
- Имя существительное
- Справочные материалы к теме «Имя существительное»
- Гласные -е, -и в падежных окончаниях существительных в единственном числе
- Трудные случаи определения рода имен существительных
- Варианты окончаний –у/-ю и –а/-я родительного падежа единственного числа мужского рода
- Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода
- Варианты окончаний родительного падежа множественного числа
- Имя прилагательное
- Самая красивая
- Справочные материалы к теме «Имя прилагательное»
- Полные и краткие формы прилагательных
- 1. Правописание сложных прилагательных.
- Способ образования прилагательных
- Имя числительное
- Справочные материалы к теме «Имя числительное»
- Полтора
- Полтораста
- Местоимение
- Справочные материалы к теме «Местоимение»
- Разряды местоимений
- 3. Местоимения – числительные:
- Особенности употребления местоимений в речи
- Каждый – всякий (и прилагательное любой)
- Который – какой
- Правописание местоимений
- Справочные материалы к теме «Глагол»
- Недостаточные глаголы
- Избыточные глаголы
- Категория вида
- Варианты видовых форм
- Одновидовые и двувидовые глаголы
- Чередование гласных о-а при образовании глаголов несовершенного вида на –ива, -ыва в корнях видовых пар глаголов
- Ошибки в употреблении возвратных форм на –ся и –сь
- Контрольные тестовые задания к разделу «Морфологические нормы»
- Список литературы
- 4. Синтаксические нормы
- Трудные случаи согласования членов предложения
- 1. Подчеркните предпочтительный вариант согласования. Объясните выбор.
- 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбранный вами вариант согласования. Подчеркните группу подлежащего и группу сказуемого.
- 3. В следующих предложениях замените неопределенную форму глагола предпочтительным вариантом формы согласования сказуемого с подлежащим. Напишите полученный вариант.
- 4. Укажите причину колебания форм единственного и множественного числа сказуемого в следующих предложениях.
- 5. Выберите нужную форму сказуемого. Отметьте случаи, где возможны оба варианта согласования.
- 6. Исправьте допущенные ошибки. Впишите правильный вариант согласования в правую графу таблицы.
- 7. Объясните выбор одной из двух возможных форм согласования сказуемого в приведенных ниже предложениях.
- 8. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.
- 9. Подчеркните предпочтительный вариант согласования. Объясните ваш выбор.
- 10. Подберите определения к данным существительным мужского и женского рода и составьте предложения.
- Справочные материалы
- Согласование
- 2. Сказуемое при подлежащем – количественно-именном сочетании (счетном обороте): семь человек, трое студентов, один боец и т.Д.
- 3. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющем при себе приложение
- 4.Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой.
- 5. Сказуемое при подлежащем, имеющем в составе местоимения кто, некто, никто.
- 6.Согласование в предложениях,
- 9. Определение при существительном с приложением
- Управление. Выбор формы управляемого слова.
- 14. Определите различие в смысловых оттенках, приведенных ниже словосочетаний. Составьте с ними предложения.
- 15. Определите характер синтаксических различий приведенных ниже словосочетаний. Зачеркните те варианты, которые являются просторечными и устарелыми.
- 16. Почему следует различать употребление предлогов в следующих синонимичных рядах? Укажите значение предлогов.
- 17. Впишите правильный вариант окончания. Объясните ваш выбор.
- 18. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей дополнения (обстоятельства). Укажите семантико-стилистическое различие между синтаксическими парами.
- 19. Определите, в каких из ниже приведенных словосочетаний нарушены нормы управления. Зачеркните неправильный вариант. С вариантами, соответствующими норме литературного языка, составьте предложения.
- 20. Определите различия между приведенными ниже предложениями. В чем они заключаются?
- 21. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. В чем различие приведенных ниже высказываний в зависимости от того, в родительном или винительном падеже стоит управляемое слово.
- 22. Прочитайте предложения и объясните письменно причину выбора родительного или винительного падежа при переходных глаголах с отрицанием.
- 23. Отредактируйте предложения, устранив употребление падежных форм, не оправданных контекстом и затрудняющих понимание.
- 24. Определите, в каких примерах нарушена логика в результате неудачного употребления падежей.
- 25. Употребите следующие глаголы с предлогами о и по. Составьте словосочетания. Впишите полученные словосочетания в соответствующую графу таблицы.
- 26. Исправьте ошибки при выборе падежной формы при однородных членах предложения. Напишите вариант, соответствующий норме литературного языка.
- 27. Исправьте ошибки, допущенные в структуре предложения. Напишите исправленный вариант. Укажите тип ошибки.
- 28. Найдите и исправьте ошибки, допущенные в предложениях с причастными оборотами. Напишите исправленный вариант, расставив знаки препинания.
- 29. Закончите предложения, употребив деепричастный оборот.
- 30. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении деепричастных оборотов в заявлениях и объяснительных записках.
- 31. Как должен выглядеть вариант, соответствующий современной литературной норме?
- 3. Выбор предлога в синонимических конструкциях
- Выбор падежной формы
- Конструкции со словами, близкими по значению, но требующими различных падежей
- Глаголы (отглагольные существительные),
- Имеющие зависимые слова в разных падежах
- (Или с разными предлогами)
- В связи с разными смысловыми или стилистическими оттенками
- Управление при однородных членах предложения
- Типичные ошибки в структуре предложения
- Контрольные тестовые задания по синтаксическим нормам
- Список литературы
- Дополнительная литература
- Русский язык и культура речи