Ключи к заданиям
2. (1) Речевая избыточность; плеоназм; тавтология; плеоназм и тавтология; плеоназм; «лишних»; тавтология.
2. (2) Полисемия; толковых словарей; толковыми; «толкуют»; то есть объясняют; прямое; переносное; переносное; переносятся.
3. А (2); Б (3); В (1); Г (3).
4. Страшная история Медленно Смеяться Неприятный
1. зловещая 1. неторопливо 1. прыскать 1. противный
2. жуткая 2. лениво 2. фыркать 2. отталкивающий
3. ужасная 3. черепашьим 3. хихикать 3. отвратительный
4. чудовищная шагом 4. хохотать 4. омерзительный
4. через час по 5. гоготать
чайной ложке
5. Молвить (устар); изречь (устар. и ирон.); ляпнуть (прост.); промолвить (устар.).
6. Медленный; пессимизм; тихо; регресс; потом; оправдать; отобрать; отнять; беспорядок; аморальный; приходить.
7. Ленивая – торопливая (походка, речь). Выражающий лень, вялый, медлительный.
8. Исчезнуть; влажный; подъём; знаток; найти.
9. Завод (у часов); Шкурка (мех) Наряд (одежда)
Завод (предприятие) Шкурка (кожура) Наряд (документ)
Шкурка (наждачная Наряд (группа лиц)
бумага)
Очки (глазные) Просмотреть (ознакомиться)
Очки (мн. от очко Просмотреть (прочитать бегло)
единица счета) Просмотреть (не заметить)
10. Презирать – призирать; пребывать – прибывать; приступить – преступить; претворить – притворить; приёмник – преемник.
11. Ветряной – ветреный; компания – кампания; масляное – масленый; придать – предать; примирял – примерял; пристрелянное – пристреленный; приходящая – преходящие; посветил – посвятил; умалять – умолять.
12. Предоставили; представили; предоставлено; представьте; предоставьте.
Адресант; адресант; адресат.
Лицо; лицо; личность.
Подпись; роспись
Деспотичный; деспотический
Нестерпимая; нетерпимо; нетерпимый
Практический; практичный
13. Самолюбие – чувство собственного достоинства, соединенное с ревнивым отношением к себе окружающих.
Себялюбие – любовь, внимание к самому себе, эгоизм.
Союзник – тот, кто действует в согласии с кем-либо.
Сообщник – соучастник преступления.
Передний – обращенный вперед, находящийся впереди.
Передовой – движущийся или находящийся впереди.
Чужой – не собственный, посторонний.
Чуждый – не имеющий близости с кем/чем-нибудь, обладающий каким-либо отрицательным свойством, далёкий по духу, взглядам.
Эффектный – производящий эффект.
Эффективный – дающий эффект.
Гуманистический – (от гуманизм) гуманность, человечность в общественной деятельности.
Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный.
Угодный – соответствующий воле, желанный.
Угодливый – услужливый, льстивый, заискивающий.
Наследие – явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох, деятелей.
Наследство – имущество, переходящее к новому лицу.
14. 1. Искажен устойчивый оборот: оставляет желать лучшего.
2. Смешение двух устойчивых оборотов: играет значение вместо играет роль или имеет значение.
3. Смешение двух фразеологизмов: приобрести, получить, иметь известность, пользоваться известностью и заслужить славу.
15. 1) Между двух огней, между молотом и наковальней, между Сциллой и Харибдой. –
2) Кровь от крови, кость от кости, плоть от плоти –
3) Хоть плачь, хоть караул кричи –
4) Ни в коем случае, ни под каким видом –
16. Через час по чайной ложке – единым духом
Семимильными шагами – черепашьим шагом
Ходить вокруг да около – брать быка за рога
Воды в рот набрал – рта не закрывает
Семи пядей во лбу – олух царя небесного
17.
Ахиллесова пята | Значение: выражение используется, когда говорят об уязвимом слабом месте. |
Происхождение: Ахилл – один из главных героев «Илиады» Гомера. В основу лег миф о том, что мать Ахилла, богиня Фетида, желая сделать тело сына неуязвимым, окунула его в воды священной реки Стикс. При этом она держала его за пятку, которая осталась уязвимой, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса во время Троянской войны. | |
Вавилонское столпотворение | Значение: «суета», «суматоха», несогласованные действия, не приводящие к результату. |
Происхождение: библейский миф о попытке построить после великого потопа в городе Вавилон башню до небес. Башню не достроили, так как разгневанный дерзостью людей бог «смешал их языки» так что люди перестали понимать друг друга, и их действия стали бестолковыми и несогласованными. | |
Волк в овечьей шкуре | Значение: лицемер, скрывающий свои дурные намерения под маской добродетели |
Происхождение: из Евангелия от Матфея: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». | |
Драконовские законы (меры, наказания) | Значение: в литературной речи выражения укрепились в значении суровых, жестоких законов. |
Происхождение: Дракон – первый законодатель Афинской республики (VII в. до н.э.). Его законы предписывали смертную казнь даже за мелкие проступки | |
Яблоко раздора | Значение: предмет, причина спора, вражды |
Происхождение: из греческой мифологии. Богиня Эрида покатила на свадебном пире золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Богини Гера, Афина и Афродита заспорили, кому из них получить яблоко. Парис, сын троянского царя, присудил яблоко Афродите, которая в благодарность помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая. В результате началась Троянская война. |
18. 1) Паронимы одеть – надеть требуют после себя разных существительных в винительном падеже без предлога: одеть ребёнка – надеть часы.
2) Правильно: описал случай, который произошел. Случай … случился – тавтология.
3) Правильно: состоялся обмен опытом. Имеющийся – слово лишнее (плеоназм). Опыт – то, что у человека имеется, получено им в процессе деятельности.
4) Правильно: Художник мастерски описывает внешность своих героев. Здесь портрет и внешность героя – одно и то же.
19. А 1); Б 2); В 3); Г 4); Д 5); Е 6); Ж 7).
20. а) Неправильно: лимитируется, то есть устанавливается лимит, норма (предельная). Правильно: задерживается.
б) Неправильно: фактором – движущей силой, причиной. Правильно: условием.
в) Неправильно: форсировать – усиливать, увеличивать напряженность, темп, преодолевать. Правильно: ускорить.
- Федеральное агентство морского и речного транспорта
- Методические рекомендации
- I. Язык и речь. Культура речи
- 1. Язык, речь и культура речи как лингвистические понятия
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 1. Восстановите текст.
- 2. Прочитайте три определения понятия «культура речи». Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее точным и почему?
- 3. Допишите предложения, опираясь на прочитанный текст.
- 4. Выберите правильный вариант ответа.
- 5. Ознакомьтесь с высказыванием д.С. Лихачева о языке. Почему он называет язык самой большой ценностью народа?
- 2. Литературный язык и культура речи
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 3. Отметьте правильные варианты ответа.
- 3. Нормы языка. Нормативный аспект культуры речи
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 1. Допишите определения.
- 2. Приведите несколько примеров вариативности нормы по данным «Нового орфоэпического словаря» н.Ф.Ивановой.
- 3. Выберите правильный вариант ответа.
- 4. Коммуникативный и этический аспекты культуры речи
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 2. Допишите предложения.
- 3. На каких примерах можно прояснить роль этических норм в общении (приведите 2 – 3 ярких примера)
- 4. Какие формы общения используют ваши преподаватели и в каких ситуациях? а какие – вы?
- 5. Какие формы обращения к преподавателю вы используете, если опоздали на лекцию или практическое занятие? Справочные материалы к разделу «Язык и речь. Культура речи»
- Список литературы
- II. Нормы современного русского языка
- 1. Лексика. Лексические нормы
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- 1. Расскажите о лексической системе современного русского языка по следующей схеме. Деление лексики на группы в зависимости от
- 2. Отредактируйте тексты (при выполнении задания пользуйтесь справочными материалами).
- 3. Выполните тестовые задания. Отметьте правильные варианты.
- 5. Вам предлагаются синонимы слова «сказать». Обратите внимание на пометы в скобках. Там, где пометы отсутствуют, напишите их, объяснив выбор варианта.
- 10. Различайте значение и правописание слов, произносящихся одинаково. Впишите нужную букву. Как называются такие слова?
- 14. В приведенных ниже предложениях искажены фразеологизмы.
- 15. Составьте синонимичные ряды из приведенных ниже фразеологизмов. Укажите, чем различаются фразеологизмы-синонимы.
- 16. Выделите среди указанных фразеологизмов антонимичные пары.
- 17. Установите происхождение и объясните значение следующих крылатых фраз. (в случае затруднения см. Ключи на стр.34). Почему подобные фразеологические выражения называют «крылатыми словами»?
- 19. Укажите, какие лексические ошибки допущены в следующих предложениях:
- 20. Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением иноязычного слова.
- Ключи к заданиям
- Контрольные тестовые задания по лексическим нормам
- 2. Характеристика употребления слов в словарях
- Список литературы
- 2. Орфоэпия. Акцентологические нормы
- 6. Следует обратить внимание, что больше всего отклонений от литературной произносительной нормы наблюдается под влиянием просторечия:
- Задания
- 5 .Проверьте понимание прочитанного, ответив на вопросы по следующей схеме:
- 7. Определите с помощью словаря значение слов, поставьте в них ударение.
- 12. Прочитайте приведенные ниже слова. Поставьте ударение. Помимо общеязыкового современного ударения поставьте возможный вариант ударения. Определите его характер:
- Контрольные тестовые задания
- Список литературы
- 3. Морфологические нормы
- Имя существительное
- Справочные материалы к теме «Имя существительное»
- Гласные -е, -и в падежных окончаниях существительных в единственном числе
- Трудные случаи определения рода имен существительных
- Варианты окончаний –у/-ю и –а/-я родительного падежа единственного числа мужского рода
- Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода
- Варианты окончаний родительного падежа множественного числа
- Имя прилагательное
- Самая красивая
- Справочные материалы к теме «Имя прилагательное»
- Полные и краткие формы прилагательных
- 1. Правописание сложных прилагательных.
- Способ образования прилагательных
- Имя числительное
- Справочные материалы к теме «Имя числительное»
- Полтора
- Полтораста
- Местоимение
- Справочные материалы к теме «Местоимение»
- Разряды местоимений
- 3. Местоимения – числительные:
- Особенности употребления местоимений в речи
- Каждый – всякий (и прилагательное любой)
- Который – какой
- Правописание местоимений
- Справочные материалы к теме «Глагол»
- Недостаточные глаголы
- Избыточные глаголы
- Категория вида
- Варианты видовых форм
- Одновидовые и двувидовые глаголы
- Чередование гласных о-а при образовании глаголов несовершенного вида на –ива, -ыва в корнях видовых пар глаголов
- Ошибки в употреблении возвратных форм на –ся и –сь
- Контрольные тестовые задания к разделу «Морфологические нормы»
- Список литературы
- 4. Синтаксические нормы
- Трудные случаи согласования членов предложения
- 1. Подчеркните предпочтительный вариант согласования. Объясните выбор.
- 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбранный вами вариант согласования. Подчеркните группу подлежащего и группу сказуемого.
- 3. В следующих предложениях замените неопределенную форму глагола предпочтительным вариантом формы согласования сказуемого с подлежащим. Напишите полученный вариант.
- 4. Укажите причину колебания форм единственного и множественного числа сказуемого в следующих предложениях.
- 5. Выберите нужную форму сказуемого. Отметьте случаи, где возможны оба варианта согласования.
- 6. Исправьте допущенные ошибки. Впишите правильный вариант согласования в правую графу таблицы.
- 7. Объясните выбор одной из двух возможных форм согласования сказуемого в приведенных ниже предложениях.
- 8. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.
- 9. Подчеркните предпочтительный вариант согласования. Объясните ваш выбор.
- 10. Подберите определения к данным существительным мужского и женского рода и составьте предложения.
- Справочные материалы
- Согласование
- 2. Сказуемое при подлежащем – количественно-именном сочетании (счетном обороте): семь человек, трое студентов, один боец и т.Д.
- 3. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющем при себе приложение
- 4.Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой.
- 5. Сказуемое при подлежащем, имеющем в составе местоимения кто, некто, никто.
- 6.Согласование в предложениях,
- 9. Определение при существительном с приложением
- Управление. Выбор формы управляемого слова.
- 14. Определите различие в смысловых оттенках, приведенных ниже словосочетаний. Составьте с ними предложения.
- 15. Определите характер синтаксических различий приведенных ниже словосочетаний. Зачеркните те варианты, которые являются просторечными и устарелыми.
- 16. Почему следует различать употребление предлогов в следующих синонимичных рядах? Укажите значение предлогов.
- 17. Впишите правильный вариант окончания. Объясните ваш выбор.
- 18. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей дополнения (обстоятельства). Укажите семантико-стилистическое различие между синтаксическими парами.
- 19. Определите, в каких из ниже приведенных словосочетаний нарушены нормы управления. Зачеркните неправильный вариант. С вариантами, соответствующими норме литературного языка, составьте предложения.
- 20. Определите различия между приведенными ниже предложениями. В чем они заключаются?
- 21. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. В чем различие приведенных ниже высказываний в зависимости от того, в родительном или винительном падеже стоит управляемое слово.
- 22. Прочитайте предложения и объясните письменно причину выбора родительного или винительного падежа при переходных глаголах с отрицанием.
- 23. Отредактируйте предложения, устранив употребление падежных форм, не оправданных контекстом и затрудняющих понимание.
- 24. Определите, в каких примерах нарушена логика в результате неудачного употребления падежей.
- 25. Употребите следующие глаголы с предлогами о и по. Составьте словосочетания. Впишите полученные словосочетания в соответствующую графу таблицы.
- 26. Исправьте ошибки при выборе падежной формы при однородных членах предложения. Напишите вариант, соответствующий норме литературного языка.
- 27. Исправьте ошибки, допущенные в структуре предложения. Напишите исправленный вариант. Укажите тип ошибки.
- 28. Найдите и исправьте ошибки, допущенные в предложениях с причастными оборотами. Напишите исправленный вариант, расставив знаки препинания.
- 29. Закончите предложения, употребив деепричастный оборот.
- 30. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении деепричастных оборотов в заявлениях и объяснительных записках.
- 31. Как должен выглядеть вариант, соответствующий современной литературной норме?
- 3. Выбор предлога в синонимических конструкциях
- Выбор падежной формы
- Конструкции со словами, близкими по значению, но требующими различных падежей
- Глаголы (отглагольные существительные),
- Имеющие зависимые слова в разных падежах
- (Или с разными предлогами)
- В связи с разными смысловыми или стилистическими оттенками
- Управление при однородных членах предложения
- Типичные ошибки в структуре предложения
- Контрольные тестовые задания по синтаксическим нормам
- Список литературы
- Дополнительная литература
- Русский язык и культура речи