21. Новый этап строительства города на регулярной основе (1737-1761). Теоретическая и градостроительная деятельность п.М. Еропкина.
Необходимость ликвидации последствий пожаров 1736 - 1737 гг. вынудила перейти к реконструкции Санкт-Петербурга и предместий. В эти десятилетия сформировалась единая градостроительная политика, аналогов по масштабности и эффективности которой не знало европейское градостроительство. Параллельно действовали несколько организаций и ведомств. В «Группе фон Зихейма» (1737-1738 гг.) создан окончательные вариант первой фиксационной съемки территорий. Градостроительных проектов известно более 20. Большинство из них разработано в «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» (1737-1746 гг.), там же сформулированы предложения по организации проектной деятельности в Санкт-Петербурге и России. Деятельность Комиссии приобрела всероссийский масштаб – известны проекты Комиссии по реконструкции Новгорода и Пскова, выполненые в Комиссии. (С.В. Семенцов). В проектах сохранялись принципы «регулярности» каждой градостроительной зоны и ее геометрическая обособленность (слободской характер), прямолинейность улиц и ориентация их на вертикальные доминанты существующих и предлагаемых к сооружению храмов, общественных и производственных объектов. Уточнено функциональное зонирование города, создана новая система нормативов и регламентов. Городской, предместный, пригородный типы участков стали с 1737-1739 гг. главными ячейками всего осваиваемого пространства. Центр города должен был окончательно переместиться на Адмиралтейскую сторону. Главным объединяющим элементом новой композиции города стало самое широкое место Невы. Сформулированы предложения по многократному использованию приема трех-пятилучия. Параллельно с Комиссией действовали Главная Полицеймейстерская Канцелярия, некоторые Коллегии и Канцелярии. (Адмиралтейств-Коллегия, Дворцовая Канцелярия, Главная Артиллерия, Академия наук). Совещание штабов лейб-гвардии полков, получило в 1740-1742 гг. право выбрать места, разработать проекты и выстроить полковые слободы гвардейских полков. В 1748-1749 гг. единый проектный генеральный план Санкт-Петербурга. выполнен в Академии наук путем соединения проектных планов отдельных зон, разработанных в ведомствах. План известен как «План М.И.Махаева», его считали парадным фиксационным планом города, приуроченным к 50-летнему юбилею столицы. Но, по архивным данным, он исполнен в 1748-1749 гг. под руководством И.Ф.Трускота, (его можно назвать «План И.Ф.Трускота»), имел значение парадного проектного изображения столицы при Елизавете Петровне, и никак не был связан с мифическим юбилеем (которого не было в истории). План является вторым единым проектным генеральным планом Санкт-Петербурга. В комплект к Плану изготовлены 12 проектных видов города («перспектив»). Подробное описание объектов Плана тоже выявлено, это –«Описание Санкт-Петербурга» А.И.Богданова (1751-1752 гг.), сотрудника Академии наук. Параллельно создавались крупнейшие ансамбли и комплексы, велось строительство многих храмов в городе, окрестностях (предместьях), в пригородах, развитие и реконструкция промышленных предприятий. Расширялись пригородные дачные зоны. Но, в целом, застройка города и окрестностей оставалась преимущественно деревянной. После ликвидации в 1746 г. Комиссии о Санкт-Петербургском строении Главная Полицеймейстерская Канцелярия снова получила право полного контроля градоформирующей деятельности в Санкт-Петербурге.
Петр Михайлович Еропкин (1698–1740) Кажется, что судьба Еропкина была предопределена. О нем можно сказать словами Грибоедова – «горе от ума». Он происходил из рода смоленских князей, ведущего начало от Владимира Мономаха. Отец зодчего, боярин Михаил Федорович, был сторонником петровских реформ. Не случайно царь вызвал юного Петра из Москвы в Петербург для учения – с 1716 года он в Дании, Голландии, а затем – Италии (Флоренция и Рим), где «птенец гнезда Петрова» изучал «архитектурные художества и разные науки». В 1723 году Петр Еропкин вернулся в Петербург широкообразованным специалистом, знающим языки, он вез с собой книги – основу своей будущей богатой библиотеки. Вернулся Еропкин со страстным желанием служить Отечеству, на деле применить полученные энциклопедические знания. За его плечами была теоретическая и практическая школа – Еропкин был первым русским зодчим-профессионалом нового времени. Его служебная карьера была стремительной. Он много работал, в Москве, пригородах Петербурга – Екатерингофе, Стрельне, Петергофе, до этого пройдя «экзаменацию» у К.Б. Растрелли и Д. Трезини. После второй «экзаменации» в 1725 году он первым из русских получил звание архитектора, а через два года сам экзаменовал Ивана Коробова, в будущем творца Адмиралтейства. В эти годы зародилась дружба и творческие связи с М.Г. Земцовым и другими зодчими того времени.
При Анне Иоанновне Пётр Еропкин стал главным архитектором Санкт-Петербурга. Без его разрешения в городе ничего не строилось. Столица Российской Империи росла быстро, и этот рост главным архитектором был упорядочен. В 1737 году была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, которую возглавили Пётр Еропкин и Иван Коробов. Именно ими был создан первый генеральный план Санкт-Петербурга с трёхлучевой системой улиц. Вместе с Михаилом Земцовым Петром Еропкиным были разработаны первые в России правила, которыми должны были руководствоваться все архитекторы — трактат «Должность архитектурной экспедиции».
- 2. Возникновение и культурное самоопределение Санкт-Петербурга 1703-1725 гг
- 3. Формирование архитектурного облика города. Петровское барокко
- 5. Значение петровского времени для истории музыки Санкт-Петербурга.
- 6. Особенности становления светского изобразительного искусства в Петербурге (Никитин, Зубов, Матвеев и б.-к. Растрелли).
- 7. Типологические особенности культуры петровского Петербурга. Проблема русского ренессанса.
- 8. Рождение в Санкт-петербурге первого большого литературного направления – классицизма.(Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков).
- 9. Развитие огосударствления культуры в царствование Елизаветы Петровны.
- 11. Загородные дворцово-парковые комплексы в середине XIII в. (Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село).
- 12. Искусство и культура Санкт-Петербурга в годы царствования Анны Иоановны.
- 13. Роль Екатерины II в формировании духовного облика.
- 14. Эрмитаж. Роль музея в культуре Санкт-Петербурга.
- 15. Развитие светской системы образования во второй половине XVIII в. Становление Академии наук.
- 16. Учреждение в Петербурге первого российского государственного, профессионального, публичного театра.
- 17. Архитектура зрелого русского барокко. (ф.Б. Растрелли, с.И. Чевакинский).
- 18. Взлет отечественной скульптуры (ф.И. Шубин, м.И. Козловский, и.Б. Мартос). «Медный всадник» э.М. Фальконе
- 19. Академия художеств и ее роль в художественной жизни Санкт-Петербурга.
- 20. Особенности развития изобразительного искусства в Петербурге в середине XVIII века (и.Я. Вишняков, а.П. Антропов, и.П. Аргунов, м.И. Махаев).
- 21. Новый этап строительства города на регулярной основе (1737-1761). Теоретическая и градостроительная деятельность п.М. Еропкина.
- 22. Открытия литературы Петербурга последней трети XVIII века (д.И. Фонвизин, г.Р. Державин, а.Н. Радищев, н.М. Карамзин).
- 24. Ранний классицизм в архитектуре Петербурга (ж.-б.-м. Вален-Деламот, а. Ринальди, ю.М. Фельтен).
- 25. Строгий классицизм в архитектуре Петербурга (и.Е. Старов, ч. Камерон, Дж. Кваренги, в. Бренна).
- 26. Праздничное пространство как явление Петербургской культуры.
- 27. Литературные салоны в Санкт-Петербурге: издательство, книжные лавки и их роль в формировании общественного мнения.
- 28. Искусство и культура Санкт-Петербурга в годы царствования Николая I.
- 29. Великие архитекторы-строители Санкт-Петербурга (а. Воронихин, в. Стасов, а. Захаров, ж.-б. Тома де Томон, к. Росси).
- 30. Отражение особенностей культуры Петербурга первой половины XIX века в творчестве а. С. Пушкина.
- 31. Образ Петербурга в произведениях н.В. Гоголя.
- 32. Стиль ампир в Петербургской архитектуре.
- 33. «Могучая кучка» - союз петербургских композиторов.
- 34. Общая культурологическая характеристика Петербурга Достоевского.
- 35. Развитие пластического образа города: градостроительство и архитектура (стиль «эклектика»).
- 37. Особенности искусства и культуры Санкт-Петербурга «Серебряного века».
- 38. Формирование городской массовой культуры: кинематограф, цирк, народные дома, увеселительные сады.
- 39. Градостроительство начала века. Модерн – новый стиль и первый этап развития новой архитектурной системы.
- 40. Художественный авангард и культура Петербурга-Петрограда-Ленинграда первых десятилетий XX века.
- 42. Культурная жизнь города в годы Великой Отечественной войны и Блокады (1941-1945).
- 46. Художественная культура в современном Санкт-Петербурге, арт-бизнес.
- 47. Культовые строения и прославленные святыни Санкт-Петербурга.
- 49. Петербург как пространство культурного синтеза.