8. Рождение в Санкт-петербурге первого большого литературного направления – классицизма.(Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков).
Общие черты развития литературы:
Завершился переход от средневековой жанровой системы к жанрам, связанным с европейскими направлениями барокко и классицизма. Литература освобождается от церковного духовного влияния. В ней утверждались идеи гражданственности, просветительские тенденции, усилилась сатирическая направленность. Сложился русский классицизм, ставший одним из национальных вариантов общеевропейского классицизма. Формировался русский литературный язык.
Черты классицизма:
Классицизм – художественный стиль в Западной Европе, возникший в XVII в. и обращавшийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу. В России возник в 30-е годы XVIII в. В классицизме утверждалась идея главенства государства над интересами отдельной личности, что обусловило в нем преобладание греческих мотивов. Строгая классификация жанров: высокий – трагедии, оды, эпопеи; средний – драмы, послания, элегии, сатиры; низкий – комедии, басни, лирические песни. Смешение жанров не допускалось, ведущий жанр – трагедии. Закон трех единств (единство действия, единство места, единство времени).
Особенности русского классицизма:
Преобладание героических и патриотических мотивов, повышенное внимание к сюжетам отечественной истории. Воплощение образа нового человека – гражданина и патриота. Создание своего образа идеального монарха – Петра Великого. Тесная связь с просветительской философией, утверждавшей естественное равенство людей, внесословную ценность человека. Чрезвычайное усиление общественно-политической сатиры, связь с народным творчеством, традициями национальной культуры. Развивались разные жанры, но ведущими были трагедии и оды. Формирование русского классицизма связано с творчеством А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова.
Писатели. Основные произведения. Значение
Антиох Дмитриевич Кантемир: 9 сатир, среди них «На хулящих учения» – защита просвещения, борьба с невежеством духовенства. «На зависть и гордость дворян злонравных» – идея внесословной ценности человека. Родоначальник русского классицизма, основоположник сатирического направления. Тесная связь сатир с современностью, широкое использование русских пословиц и поговорок.
Василий Кириллович Тредиаковский: Перевод любовного романа П. Тальмана «Езда в остров любви», «Стихи, похвальные России». «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» Впервые в русской литературе выступил со сборником любовной лирики. Первая похвальная ода, написанная по правилам европейского классицизма. Положил начало политической и патриотической лирике, создал русскую литературную песню.
Михаил Васильевич Ломоносов: «Письмо о правилах российского стихотворства», «Риторика», «Российская грамматика», «Письмо о пользе стекла». Завершил теоретически и практически реформу русского стихосложения, установил грамматические и стилистические нормы для своего времени и определил пути дальнейшего развития русского литературного языка. Разработал жанр патриотической оды.
Александр Петрович Сумароков: Две эпистолы «О русском языке», «О стихотворстве», автор од, элегий, любовной лирики, сатир, басен. Трагедии: «Хорев», «Мстислав», «Дмитрий Самозванец», комедии: «Опекун», «Лихоимец», «Нарцисс» и другие. Теоретик классицизма. Основатель русской национальной драматургии, создавший образцы разных жанров. Положил начало сатирической комедии, способствовал развитию песенного жанра и басен.
- 2. Возникновение и культурное самоопределение Санкт-Петербурга 1703-1725 гг
- 3. Формирование архитектурного облика города. Петровское барокко
- 5. Значение петровского времени для истории музыки Санкт-Петербурга.
- 6. Особенности становления светского изобразительного искусства в Петербурге (Никитин, Зубов, Матвеев и б.-к. Растрелли).
- 7. Типологические особенности культуры петровского Петербурга. Проблема русского ренессанса.
- 8. Рождение в Санкт-петербурге первого большого литературного направления – классицизма.(Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков).
- 9. Развитие огосударствления культуры в царствование Елизаветы Петровны.
- 11. Загородные дворцово-парковые комплексы в середине XIII в. (Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село).
- 12. Искусство и культура Санкт-Петербурга в годы царствования Анны Иоановны.
- 13. Роль Екатерины II в формировании духовного облика.
- 14. Эрмитаж. Роль музея в культуре Санкт-Петербурга.
- 15. Развитие светской системы образования во второй половине XVIII в. Становление Академии наук.
- 16. Учреждение в Петербурге первого российского государственного, профессионального, публичного театра.
- 17. Архитектура зрелого русского барокко. (ф.Б. Растрелли, с.И. Чевакинский).
- 18. Взлет отечественной скульптуры (ф.И. Шубин, м.И. Козловский, и.Б. Мартос). «Медный всадник» э.М. Фальконе
- 19. Академия художеств и ее роль в художественной жизни Санкт-Петербурга.
- 20. Особенности развития изобразительного искусства в Петербурге в середине XVIII века (и.Я. Вишняков, а.П. Антропов, и.П. Аргунов, м.И. Махаев).
- 21. Новый этап строительства города на регулярной основе (1737-1761). Теоретическая и градостроительная деятельность п.М. Еропкина.
- 22. Открытия литературы Петербурга последней трети XVIII века (д.И. Фонвизин, г.Р. Державин, а.Н. Радищев, н.М. Карамзин).
- 24. Ранний классицизм в архитектуре Петербурга (ж.-б.-м. Вален-Деламот, а. Ринальди, ю.М. Фельтен).
- 25. Строгий классицизм в архитектуре Петербурга (и.Е. Старов, ч. Камерон, Дж. Кваренги, в. Бренна).
- 26. Праздничное пространство как явление Петербургской культуры.
- 27. Литературные салоны в Санкт-Петербурге: издательство, книжные лавки и их роль в формировании общественного мнения.
- 28. Искусство и культура Санкт-Петербурга в годы царствования Николая I.
- 29. Великие архитекторы-строители Санкт-Петербурга (а. Воронихин, в. Стасов, а. Захаров, ж.-б. Тома де Томон, к. Росси).
- 30. Отражение особенностей культуры Петербурга первой половины XIX века в творчестве а. С. Пушкина.
- 31. Образ Петербурга в произведениях н.В. Гоголя.
- 32. Стиль ампир в Петербургской архитектуре.
- 33. «Могучая кучка» - союз петербургских композиторов.
- 34. Общая культурологическая характеристика Петербурга Достоевского.
- 35. Развитие пластического образа города: градостроительство и архитектура (стиль «эклектика»).
- 37. Особенности искусства и культуры Санкт-Петербурга «Серебряного века».
- 38. Формирование городской массовой культуры: кинематограф, цирк, народные дома, увеселительные сады.
- 39. Градостроительство начала века. Модерн – новый стиль и первый этап развития новой архитектурной системы.
- 40. Художественный авангард и культура Петербурга-Петрограда-Ленинграда первых десятилетий XX века.
- 42. Культурная жизнь города в годы Великой Отечественной войны и Блокады (1941-1945).
- 46. Художественная культура в современном Санкт-Петербурге, арт-бизнес.
- 47. Культовые строения и прославленные святыни Санкт-Петербурга.
- 49. Петербург как пространство культурного синтеза.