logo
ответы спб

35. Развитие пластического образа города: градостроительство и архитектура (стиль «эклектика»).

Стиль, называемый в архитектуре «эклектика», или «эклектизм» можно условно ограничить 1830-1900 годами. Следует отметить, что весь период эклектики сложно разделить строго хронологически на отдельные фазы. Условно, периоды ранней (1830–1870) и поздней (1870–1900) эклектики просто имеют свои особенности.

Эклектика, понимаемая как смешение различных стилей, в российской повседневности не являлась новым явлением: в оформлении фасадов Адмиралтейства, Дома Чичерина на Невском проспекте мы наблюдаем использование архитектором нескольких архитектурных ордеров. Кроме того, ряд строений, например, Чесменский дворец с готическими мотивами архитектора Фельтена, вообще выделяется из стилистического ряда архитектурный творений своего времени.

Во второй трети 19 века наблюдается предпочтение архитекторов обращаться к нескольким стилям и разнообразию форм, к заимствованию и использованию элементов национальных или древних мотивов при проектировании зданий.

Для зданий в стиле эклектики раннего периода развития характерны черты романтизма и стилизации под древнерусский, византийский, готический стили. Вошли в моду подражания ренессансу, античности, барокко. Однако период каждого течения или направления эклектики, невозможно разделить, как мы уже отмечали, строго хронологически на отдельные фазы существования. Можно заметить, что здания в стиле необарокко особенно много в Петербурге построено в период от 1840 до 1910 года. Рассмотрим основные черты этого направления. Необарокко: Дворец Белосельских-Белозерски. Ярким представителем раннего периода эклектики является крупнейшим русский архитектор Штакеншнейдер. Как мы отмечали в предыдущей статье, этот зодчий хорошо известен по своей замечательной работе в стиле позднего классицизма. Например, его Мариинский дворец (1839–1844) на Исаакиевская площади, 6, где сейчас здесь заседает Законодательное собрание Санкт-Петербурга. В экстерьере дворца можно увидеть элементы и европейского возрождения (ренессанса): колонны и пилястры с двойными каннелюрами, сложный декор, мелкая рустовка фасадов. Расположение внутренних помещений спроектировано в виде анфилады, как это типично для барокко.

Неоготика: Католический храм Святейшего Сердца Иисуса на улице Бабушкина, 57. Первые готические мотивы появились в архитектуре Санкт-Петербурга в 1777 году, когда архитектор Фельтен возвел Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове, Чесменский дворец и Чесменскую церковь на нынешней улице Гастелло, 15.

Неоренессанс: Итальянские здания эпохи возрождения послужили вдохновением для архитекторов, создавших здания в стиле неоренессанса. Для этого направления эклектики характерны глубокий руст на фасадах, широкие арочные окна, мощные узорчатые карнизы, нарядные наличники. Часто применялись пилястры и колонны различных ордеров. Одним из первых зданий этого стиля (1844–1846) был построен особняк князя Кочубея на современной улице Чайковского, 30, архитекторов Боссе и Кузьмина. В облике здания не использованы элементы ордеров — это пример памятника архитектуры безордерного неоренессанса. 

Самым значительным проектом возведения общественного здания в стиле неоренессанса стал Мариинский театр (1859–1860) архитектора Кавоса на Театральной площади, 1. Здесь также ордерная система начинается со второго и даже с третьего этажа. Отделка фасадов — сдержанная, не помпезная.

Неовизантийский стиль: Одними из последних творений неовизантийского стиля стали: Казанская церковь Воскресенского Новодевичего женского монастыря на Московском проспекте, 100 (1908–1912) и Морской собор святителя Николая Чудотворца в Кронштадте (1902-1913) работы архитектора Косякова. Этот стиль специалисты именуют и «русско-византийским», потому что есть общие черты с неорусским направлением эклектики.

Неорусский стиль: Сокровищем неорусского стиля является храм Воскресения Христова (Спаса-на-крови) на набережной канала Грибоедова, 2, возведенного на месте гибели императора Александра Второго (1883–1907). Автор этой жемчужины зодчества является архитектор Парланд. Для облицовки стен храма использовался разнообразный отделочный материал: глазурованный кирпич, гранит, мрамор. Для внутреннего убранства храма использовался более дорогие материалы: итальянский мрамор, позолоченная медь, российская яшма, порфир, мрамор. Мозаичные иконы изготавливали по эскизам знаменитых русских художников: Нестерова, Васнецова, Харламова, Рябушкина.

Поздняя эклектика: Периоду бурного развития капиталистических отношений в России соответствует поздний этап развития стиля эклектики, называемой поздней эклектикой (1870–1900). Буржуазность российского общества способствовала строительному буму и возникновению заказов, соединяющих в одном заказе различные по стилю элементы. На украшение фасадов зданий эклектично применялись керамика, штукатурка, металл, использовался богатый декор. В стиле поздней эклектики возведены строения по проекту крупных архитекторов Лидваль, Померанцев, Парланд. К этому стилю причисляют Храм Спаса-на-Крови, особняк Спиридонова (1895–1896) архитектора Померанцева на Фурштатской улице, 58. Период эклектики в петербургской архитектуре уступил царствованию другого стиля — модерна, который пришелся на строительный бум.