35. Развитие пластического образа города: градостроительство и архитектура (стиль «эклектика»).
Стиль, называемый в архитектуре «эклектика», или «эклектизм» можно условно ограничить 1830-1900 годами. Следует отметить, что весь период эклектики сложно разделить строго хронологически на отдельные фазы. Условно, периоды ранней (1830–1870) и поздней (1870–1900) эклектики просто имеют свои особенности.
Эклектика, понимаемая как смешение различных стилей, в российской повседневности не являлась новым явлением: в оформлении фасадов Адмиралтейства, Дома Чичерина на Невском проспекте мы наблюдаем использование архитектором нескольких архитектурных ордеров. Кроме того, ряд строений, например, Чесменский дворец с готическими мотивами архитектора Фельтена, вообще выделяется из стилистического ряда архитектурный творений своего времени.
Во второй трети 19 века наблюдается предпочтение архитекторов обращаться к нескольким стилям и разнообразию форм, к заимствованию и использованию элементов национальных или древних мотивов при проектировании зданий.
Для зданий в стиле эклектики раннего периода развития характерны черты романтизма и стилизации под древнерусский, византийский, готический стили. Вошли в моду подражания ренессансу, античности, барокко. Однако период каждого течения или направления эклектики, невозможно разделить, как мы уже отмечали, строго хронологически на отдельные фазы существования. Можно заметить, что здания в стиле необарокко особенно много в Петербурге построено в период от 1840 до 1910 года. Рассмотрим основные черты этого направления. Необарокко: Дворец Белосельских-Белозерски. Ярким представителем раннего периода эклектики является крупнейшим русский архитектор Штакеншнейдер. Как мы отмечали в предыдущей статье, этот зодчий хорошо известен по своей замечательной работе в стиле позднего классицизма. Например, его Мариинский дворец (1839–1844) на Исаакиевская площади, 6, где сейчас здесь заседает Законодательное собрание Санкт-Петербурга. В экстерьере дворца можно увидеть элементы и европейского возрождения (ренессанса): колонны и пилястры с двойными каннелюрами, сложный декор, мелкая рустовка фасадов. Расположение внутренних помещений спроектировано в виде анфилады, как это типично для барокко.
Неоготика: Католический храм Святейшего Сердца Иисуса на улице Бабушкина, 57. Первые готические мотивы появились в архитектуре Санкт-Петербурга в 1777 году, когда архитектор Фельтен возвел Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове, Чесменский дворец и Чесменскую церковь на нынешней улице Гастелло, 15.
Неоренессанс: Итальянские здания эпохи возрождения послужили вдохновением для архитекторов, создавших здания в стиле неоренессанса. Для этого направления эклектики характерны глубокий руст на фасадах, широкие арочные окна, мощные узорчатые карнизы, нарядные наличники. Часто применялись пилястры и колонны различных ордеров. Одним из первых зданий этого стиля (1844–1846) был построен особняк князя Кочубея на современной улице Чайковского, 30, архитекторов Боссе и Кузьмина. В облике здания не использованы элементы ордеров — это пример памятника архитектуры безордерного неоренессанса.
Самым значительным проектом возведения общественного здания в стиле неоренессанса стал Мариинский театр (1859–1860) архитектора Кавоса на Театральной площади, 1. Здесь также ордерная система начинается со второго и даже с третьего этажа. Отделка фасадов — сдержанная, не помпезная.
Неовизантийский стиль: Одними из последних творений неовизантийского стиля стали: Казанская церковь Воскресенского Новодевичего женского монастыря на Московском проспекте, 100 (1908–1912) и Морской собор святителя Николая Чудотворца в Кронштадте (1902-1913) работы архитектора Косякова. Этот стиль специалисты именуют и «русско-византийским», потому что есть общие черты с неорусским направлением эклектики.
Неорусский стиль: Сокровищем неорусского стиля является храм Воскресения Христова (Спаса-на-крови) на набережной канала Грибоедова, 2, возведенного на месте гибели императора Александра Второго (1883–1907). Автор этой жемчужины зодчества является архитектор Парланд. Для облицовки стен храма использовался разнообразный отделочный материал: глазурованный кирпич, гранит, мрамор. Для внутреннего убранства храма использовался более дорогие материалы: итальянский мрамор, позолоченная медь, российская яшма, порфир, мрамор. Мозаичные иконы изготавливали по эскизам знаменитых русских художников: Нестерова, Васнецова, Харламова, Рябушкина.
Поздняя эклектика: Периоду бурного развития капиталистических отношений в России соответствует поздний этап развития стиля эклектики, называемой поздней эклектикой (1870–1900). Буржуазность российского общества способствовала строительному буму и возникновению заказов, соединяющих в одном заказе различные по стилю элементы. На украшение фасадов зданий эклектично применялись керамика, штукатурка, металл, использовался богатый декор. В стиле поздней эклектики возведены строения по проекту крупных архитекторов Лидваль, Померанцев, Парланд. К этому стилю причисляют Храм Спаса-на-Крови, особняк Спиридонова (1895–1896) архитектора Померанцева на Фурштатской улице, 58. Период эклектики в петербургской архитектуре уступил царствованию другого стиля — модерна, который пришелся на строительный бум.
- 2. Возникновение и культурное самоопределение Санкт-Петербурга 1703-1725 гг
- 3. Формирование архитектурного облика города. Петровское барокко
- 5. Значение петровского времени для истории музыки Санкт-Петербурга.
- 6. Особенности становления светского изобразительного искусства в Петербурге (Никитин, Зубов, Матвеев и б.-к. Растрелли).
- 7. Типологические особенности культуры петровского Петербурга. Проблема русского ренессанса.
- 8. Рождение в Санкт-петербурге первого большого литературного направления – классицизма.(Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков).
- 9. Развитие огосударствления культуры в царствование Елизаветы Петровны.
- 11. Загородные дворцово-парковые комплексы в середине XIII в. (Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село).
- 12. Искусство и культура Санкт-Петербурга в годы царствования Анны Иоановны.
- 13. Роль Екатерины II в формировании духовного облика.
- 14. Эрмитаж. Роль музея в культуре Санкт-Петербурга.
- 15. Развитие светской системы образования во второй половине XVIII в. Становление Академии наук.
- 16. Учреждение в Петербурге первого российского государственного, профессионального, публичного театра.
- 17. Архитектура зрелого русского барокко. (ф.Б. Растрелли, с.И. Чевакинский).
- 18. Взлет отечественной скульптуры (ф.И. Шубин, м.И. Козловский, и.Б. Мартос). «Медный всадник» э.М. Фальконе
- 19. Академия художеств и ее роль в художественной жизни Санкт-Петербурга.
- 20. Особенности развития изобразительного искусства в Петербурге в середине XVIII века (и.Я. Вишняков, а.П. Антропов, и.П. Аргунов, м.И. Махаев).
- 21. Новый этап строительства города на регулярной основе (1737-1761). Теоретическая и градостроительная деятельность п.М. Еропкина.
- 22. Открытия литературы Петербурга последней трети XVIII века (д.И. Фонвизин, г.Р. Державин, а.Н. Радищев, н.М. Карамзин).
- 24. Ранний классицизм в архитектуре Петербурга (ж.-б.-м. Вален-Деламот, а. Ринальди, ю.М. Фельтен).
- 25. Строгий классицизм в архитектуре Петербурга (и.Е. Старов, ч. Камерон, Дж. Кваренги, в. Бренна).
- 26. Праздничное пространство как явление Петербургской культуры.
- 27. Литературные салоны в Санкт-Петербурге: издательство, книжные лавки и их роль в формировании общественного мнения.
- 28. Искусство и культура Санкт-Петербурга в годы царствования Николая I.
- 29. Великие архитекторы-строители Санкт-Петербурга (а. Воронихин, в. Стасов, а. Захаров, ж.-б. Тома де Томон, к. Росси).
- 30. Отражение особенностей культуры Петербурга первой половины XIX века в творчестве а. С. Пушкина.
- 31. Образ Петербурга в произведениях н.В. Гоголя.
- 32. Стиль ампир в Петербургской архитектуре.
- 33. «Могучая кучка» - союз петербургских композиторов.
- 34. Общая культурологическая характеристика Петербурга Достоевского.
- 35. Развитие пластического образа города: градостроительство и архитектура (стиль «эклектика»).
- 37. Особенности искусства и культуры Санкт-Петербурга «Серебряного века».
- 38. Формирование городской массовой культуры: кинематограф, цирк, народные дома, увеселительные сады.
- 39. Градостроительство начала века. Модерн – новый стиль и первый этап развития новой архитектурной системы.
- 40. Художественный авангард и культура Петербурга-Петрограда-Ленинграда первых десятилетий XX века.
- 42. Культурная жизнь города в годы Великой Отечественной войны и Блокады (1941-1945).
- 46. Художественная культура в современном Санкт-Петербурге, арт-бизнес.
- 47. Культовые строения и прославленные святыни Санкт-Петербурга.
- 49. Петербург как пространство культурного синтеза.