logo
ответы спб

22. Открытия литературы Петербурга последней трети XVIII века (д.И. Фонвизин, г.Р. Державин, а.Н. Радищев, н.М. Карамзин).

В 80 - 90-е годы XVIII в. под благотворным влиянием просветительских идей наступает новая ступень в развитии русского классицизма, для которой характерен более глубокий и смелый общественный пафос литературных произведений. Особое развитие получил жанр комедии. В комедиях обличались не страсти отдельных людей, а помещичий произвол, продажное судопроизводство, хищничество и взяточничество чиновников. Эти тенденции ярко воплотились, а творчестве Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792). Его пьеса "Недоросль" (1782) - первая социально-политическая комедия на русской сцене.

На конец XVIII в. - начало XIX в. приходится поэтическое творчество Гаврила Романовича Державина (1743-1816). Его поэзии свойственен высокий гражданский пафос: смелое обличение фаворизма при дворе, праздности, пьянства среди вельмож, прославление русских воинов и полководцев. Заслугой Державина была демократизация поэтического слова. (Ода «Бог»)

На рубеже XVIII - XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм - направление, отмеченное эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к человеческому чувству. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством Александра Николаевича Радищева (1749-1801), который написал «Путешествие из Петербурга в Москву» и Николая Михайловича Карамзина (1766-1826), который написал «Бедная Лиза». Героем художественных произведений стал простой человек, что определяло большую притягательную силу сентиментальных повестей и романов. В отличие от классицистов, прославлявших государственную власть и человеческий разум, сентименталисты обращались к внутреннему миру человека, его психологии и переживаниям. Ведущими жанрами литературных произведений в сентиментализме стали роман, дневник, путевые заметки.

23. Рождение первой композиторской школы (М.С. Березовский, В.А. Пашкевич, И.Е. Хандошкин, Е.И. Фонвизин, Д.С. Бортнянский). Петербургская театральная жизнь была ярче, чем Московская. В столицу охотнее приезжали иностранные гастролеры. Здесь же жили и работали отечественные знаменитости, творившие для сцены, — В.А. Пашкевич и Я.Б. Княжнин, М.А. Матинский и Д.С. Бортнянский, В.В. Капнист и Н.П. Нико-лев. Кстати, стоит отметить, что в Петербурге было очень мало трупп крепостных артистов, столь распространенных в усадебном быту старой столицы. Петербургские театры сосредоточились в основном при дворе и в резиденциях высших придворных сановников, что придавало им особый вес в глазах и зрителей, и актеров. По традиции большая часть концертов проходила весной, во время Великого поста. Театральные зрелища в великопостные дни отменялись, и поэтому в помещении театров устраивались концерты вокальной и инструментальной музыки. Звучали Гайдн и Моцарт, Гендель и Телеман, исполнялись произведения русских авторов — Бортнянского, Хандошкина, Кашина, Трутовского. Немало было приезжих композиторов, и каждый привозил свой репертуар — новую итальянскую, французскую, чешскую или немецкую музыку. Становление "русской европейскости" в музыкальном искусстве привело к рождению первой композиторской школы. Новая профессиональная традиция русской музыки влилась красочной струей в отечественную художественную культуру. Композиторскую школу можно назвать "петербургской", так как именно в городе на Неве расцвел талант самых ярких ее представителей. Как всякое историческое явление, петербургская композиторская школа имеет своих основоположников. Ее становление связано с именами М.С. Березовского, В.А. Пашкевича и И.Е. Хандошкина. Творческий облик каждого из этих композиторов глубоко индивидуален. Березовский открыл "новые миры" в области хоровой духовной музыки, Пашкевич тяготел к музыкальному театру, а скрипач-виртуоз Хандошкин оставил заметный след в инструментальной музыке. При всем своеобразии дарований творческие установки музыкантов имели много общего. Березовский, Хандошкин, Пашкевич, выходцы из народных "низов", обучались музыке с детских лет. Затем музыкальное исполнительство стало их профессией, придворной службой. Пашкевич, обладая хорошим голосом, начал свою карьеру певчим в придворном хоре. Березовский и Хандошкин служили при дворе великого князя Петра Федоровича — будущего императора Петра III (мужа Екатерины II). Так что с юности композиторы приобретали богатый слуховой опыт в соответствии с вкусами двора. Национальная самобытность произведений композиторов петербургской школы была основана на русских художественных традициях, корни которых уходят в глубину веков. Мы имеем в виду прежде всего два пласта отечественной музыкальной культуры — хоровую духовную музыку и народное музыкальное творчество. Эти традиции стали естественной опорой в поисках русскими композиторами своего голоса в многоголосии европейской музыки. И именно поэтому, осваивая чужие жанры — оперу, увертюру, сонату, они не утратили самобытного дара воплощать интонации народных песен, русскую речь, национальные характеры. Сближаясь с просветительскими веяниями эпохи, петербургские музыканты внесли бесценный вклад в представление о народе как носителе эстетических духовных ценностей. Из творческого наследия М.С. Березовского (17457—1777) сохранилось очень мало, В XIX веке его музыка почти не интересовала исследователей. В XX же столетии наиболее значительная часть его сочинений погибла в рукотворном пожаре 1917 года, уничтожившем уникальное собрание церковной музыки Придворной певческой капеллы. Биография Березовского в истории музыки также остается весьма условной.  Максим Березовский, обладающий выдающимся дарованием, вкусом и искусством в композиции церковных произведений изящного стиля. В последнем он настолько сведущ, что знает, как нужно счастливо сочетать огненную итальянскую мелодию с нежной греческой. В течение нескольких лет он сочинил для Придворной капеллы превосходнейшие церковные концерты с таким вкусом и такой выдающейся гармонизацией, что исполнение их вызвало восхищение знатоков и одобрение двора. Главнейшие из них написаны на библейские тексты, большею частью на псалмы Давида, как то: 1)"Господь воцарился в лепоту облечеся", 2)"Не отвержи мене во время старости", 3)"Хвалите Господа с небес", дальше английская хвалебная песнь, затем "Слава в вышних Богу" и "Тебе Бога хвалим". Кто не слыхал сам, тот не может себе представить, насколько богата и помпезна такая церковная музыка в выступлении многочисленного, обученного, отборного хора.  Композитор, по понятиям "просвещенной эпохи", — это не только профессия, но и вполне определенная социальная роль "полуприслуги", призванной украшать быт аристократии прелестью новых музыкальных сочинений. Потому, наверное, и не сохранились портреты (если они были) ни Березовского, ни его ровесника Пашкевича. Прижизненные слава и успех музыканта не спасали его сочинений от забвения после смерти. Так случилось и с наследием В.А. Пашкевича (ок. 1742-1797) — человека яркого таланта, чья музыка позднее была почти полностью вычеркнута из истории русской культуры. В 1763 г. Пашкевич был зачислен в штат придворного оркестра. С этого времени начинается его жизнь как профессионала-музыканта, дирижера, педагога, "капельмейстера бальной музыки". Самое ценное в наследии мастера — оперы, причем оперы комические. Успех композитора, сочиняющего оперы, всегда зависит не только от качества самого произведения, но и от возможностей театрального коллектива, осуществляющего постановку. Оказавшись в первых рядах русских оперных сочинителей, Пашкевич, конечно же, был весьма зависим от хитросплетений придворной театральной жизни. Порой обстоятельства не были ему подвластны и приходилось растрачивать свой талант на "омузыкаливание" слабых "сановных" либретто. И все же на определенном этапе жизненного пути Пашкевичу необычайно повезло. Он нашел свой театр. Это был высокопрофессиональный коллектив Книппера—Дмитревского, который просуществовал с 1779 по 1783 гг. Для этого публичного театра Пашкевич создал свои самые лучшие комические оперы. Здесь ему посчастливилось сотрудничать с выдающимися драматургами своего времени. Но лучшим сочинением Пашкевича по праву считается опера "Санкт-Петербургский гостиный двор" (другое название "Как поживешь, так и прослывешь". Впрочем, у публики эта опера получила более краткое "имя" — "Гостиный двор"). "Санкт-Петербургский гостиный двор" — первая в истории русской музыки опера, в которой показана жизнь купечества. Нравы этой среды не вызывали особых симпатий Матинского, который описал такие пороки своих героев, как жадность, склонность к обману и жульничеству, злобность и предательство. И.Е. Хандошкин (1747—1804) родился в Петербурге. По ряду свидетельств он рано освоил искусство игры на скрипке и уже в 1760 г. был зачислен в ораниенбаумский оркестр "музыкантским учеником". Хандошкин становится знаменитостью Петербурга. Он был избран почетным членом Петербургского музыкального клуба, где собирался цвет художественной интеллигенции северной столицы. Среди его почитателей и добрых знакомых писатели и поэты — Д.И. Фонвизин и Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев и Н.М. Карабанов, президент Академии художеств АС. Строганов, знаток русских народных песен П.Л. Вельяминов, композитор Д.С. Бортнянский и многие другие известные люди России. В эти же годы Хандошкиным были написаны первые сочинения. Хандошкин всю свою жизнь был предан одному инструменту — скрипке. Изо дня в день интенсивным трудом добивался он высокой исполнительской техники, и равного ему скрипача в те годы не было. Специалисты отмечают использование Хандошкиным необычных приемов игры на этом сложнейшем инструменте. Вершинные достижения русской музыки последних десятилетий XVIII в. связаны с творчеством Д.С. Бортнянского. Д. С. Бортнянский (1751—1825) прожил долгую жизнь и сумел достичь того, что редко удавалось людям его профессии. Хоровая церковная музыка сделала композитора популярным во всех слоях российского общества.