logo
ответы спб

26. Праздничное пространство как явление Петербургской культуры.

Петербургская праздничная культура, являясь частью городской культуры, имеет свои специфические черты. Сегодня остро встала проблема детального изучения и сохранения петербургских праздников, которые немыслимы без петербургского контекста и являются национальным достоянием.

На протяжении почти трех столетий в Петербурге наиболее значимые эпизоды общественно-политической, культурной и бытовой жизни как память сохранялись в праздниках, которые фиксировали все доминанты событийного ряда. Различные по типу праздники отражали специфику эпохи и сохраняли петербургский стиль. Вне зависимости от значимости отмечаемого события, его смысловой нагрузки, от социальной принадлежности горожан, их праздничное поведение соответствует петербургской ментальности. Два полюса петербургской культуры - духовный и материальный, анализируются в контексте праздничной культуры как ментальность и праздничное пространство.

Праздничное пространство - многофакторная и многомерная система, специфическое явление праздничной городской культуры, определяющее особую форму общественного поведения. Архетип праздничного пространства связан с некими константами (композиционный центр, темпо-ритм, язык, цвет, звук, тип движения), которые преображают его и наделяют особым праздничным смыслом. Праздничное пространство и его константы носят временный характер, существуют в рамках "праздничного" времени. Оно временно по отношению к "обыденному" постоянному архитектурному пространству, но и соотносится с архитектурным пространством города, его цветовой доминантой и стилем, ландшафтом, островами, водным пространством, месторасположением, то есть соответствует особенностям города. Неотступность праздничного пространства, его поэтичность и театральность диктует манеру праздничного поведения, во многом определяет праздничное самочувствие и рождает образ, тональность и стилистику петербургского праздника.

Петербургское праздничное пространство можно рассматривать как явление петербургской культуры, оно специфично по отношению к другим российским городам, значимо в теории праздника.