47. Культовые строения и прославленные святыни Санкт-Петербурга.
Каждая историческая эпоха обладает своим стилем, выраженном в произведениях искусства. Архитектура - ярчайшее свидетельство мировоззрения своего времени, сплав искусства, науки и техники. Архитектура Петербурга - грандиозное и качественно новое явление как в истории российского зодчества, так и всей российской культуры.
Среди парадных архитектурных ансамблей Невского проспекта (начало 19 в.) выделяется Казанский собор (1801 -- 11 гг., арх. А.П. Воронихин) в стиле классицизма, со скульптурой, росписями, а также памятниками М. И. Кутузову и М. В. Барклаю-де- Толли, установленными перед собором в 1837 г.
Александро-Невская лавра включает комплекс сооружений: Благовещенскую церковь (1711 -- 25 гг.), Троицкий собор (1776 -- 90 гг.) в стиле классицизма и другие. В лавре находятся могилы русских полководцев и деятелей культуры. Часть территории занимает Музей городской скульптуры.
На Исаакиевской площади находится одноимённый собор-музей (1818 - 1858 годы, архитектор Монферран) в стиле позднего русского классицизма. Массивное здание высотой 101,5 м завершено позолоченным куполом, украшено скульптурой, мозаикой и живописью и является одним из наиболее известных памятников Санкт-Петербурга.
Крупнейший по масштабам ансамбль мозаик на фасадах и в интерьере Спаса на Крови создавался с 1895 по 1907. здание стилизовано в духе «узорочной» русской архитектуры 16 - 17 веков. Отличается сложным живописным силуэтом, богатым многоцветным декором, убранством.
Православная культура Петербурга сильно пострадала после Октябрьской революции, когда храмы закрывались для верующих и отдавались под городские нужды; многие храмы просто были разрушены. Также огромный ущерб святыням Санкт-Петербурга нанесли артобстрелы и бомбёжки в годы Великой Отечественной войны. Но через несколько десятков лет великие памятники православной культуры и архитектуры стали реставрировать и вновь открывать.
Александро-Невская лавра: Одна из главных святынь православия в Петербурге – Александро-Невская Лавра. По преданию, она заложена на месте исторической битвы Александра Невского со шведами в 1241 году. Именно здесь великий князь разбил врага. Император Петр Первый затем повелел построить на этом месте монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского. Вскоре Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра стала центром распространения православной веры и культуры. Лавра состоит из 12 зданий. Здесь находится икона Божией Матери «Невская Скоропослушница», принесенная с Афона, Мироточивая икона с мощами Александра Невского, Икона Божией Матери «Боголюбская», икона святого преподобного Серафима Саровского, икона «Спас Нерукотворный», икона святой мученицы Параскевы Пятницы, икона святого великомученика целителя Пантелеймона, икона Св. Благоверного великого князя Александра Невского, Мощи святителя Иннокентия Иркутского, мощи святого благоверного князя Феодора Новгородского, мощи Киево-Печерских святых и другие святыни.
Казанский Собор: Главная святыня Казанского кафедрального собора - Казанская икона Божией Матери. Во имя нее и построили собор в 1811 году. Чудесным образом явленная в Казани в 1579 г., эта икона является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире. По историческим свидетельствам, князь Михаил Кутузов, руководивший русской армией в Отечественную войну 1812 года, возложил образ Божией Матери на себя, вверяя себя Ее всесильному охранению и помощи. После разгрома армии Наполеона он принес все отнятое казаками от французов серебро в дар Казанскому собору.
Часовня Ксении Петербургской на Смоленском кладбище: Пожалуй, одна из самых почитаемых святых в Петербурге – Ксения Блаженная. Ее часовенка на Смоленском кладбище давно стала местом паломничества верующих со всей страны. Тысячи записочек, свечи, люди, обходящие небольшую церковь – привычная картина. Считается, что Ксению можно попросить о самом заветном, и она обязательно поможет. Часовня блаженной Ксении Петербургской - место погребения святой.Находится она рядом со Смоленской церковью. Считается, что она пожертвовала земной жизнью после кончины супруга. 26-летняя вдова обезумела от горя после смерти мужа, полковника Андрея Федоровича Петрова. Бывший певчий придворного хора скоропостижно скончался без христианского приготовления. После этого Ксения стала юродивой, молящей о помиловании своего супруга. Она раздала свое имущество нищим, а сама бродила по улицам в лохмотьях и питалась подаянием, половину из которого раздавала нищим.
Спaсо-Преображенский собор: Собор построен в 1829 году на месте старого храма. Здесь находится образ Спаса Нерукотворного, перенесённый сюда в 1938 году из Троицкой церкви на Стремянной улице. Икону написал иконописец Сергей Ушаков для царя Алексея Михайловича, затем она стала любимым образом Петра I. С этой иконой он не расставался при закладке Петербурга, и при Полтавской битве. Отпевали императора тоже вместе с этой иконой. Другая чтимая икона Божией Матери, находящаяся в Спaсо-Преображенском соборе – икона «Всех Скорбящих Радосте».
Иоанновский монастырь: Иоанн Кронштадтский в 1899 году основал Иоанно-Богословскую женскую общину, затем решил создать подворье. Место освятили в 1900 году. Уже в 1901 году община стала монастырем, а подворье – самостоятельной обителью. В подвале храма возведена церковь-усыпальница отца Иоанна Кронштадского. По преданию, у гробницы совершались чудеса исцеления, сюда приезжали помолиться со всей России. Верующие приезжают сюда поклониться мощам святого праведного Иоанна Кронштадского и гробнице Иоанна Кронштадтского.
Храм Святителя Николая Чудотворца г. Колпино: Небольшой деревянный храм знаменит особо чтимой иконой Святителя Николая Чудотворца. Также в храме есть ткань с миром от мощей Святителя Николая Чудотворца и камешек из алтаря храма в г. Бари. На левом клиросе находится еще один особо чтимый образ Святой Троицы с частицей мамврийского дуба.
Церковь Милующей иконы Божией Матери: Храм воздвигнут в честь Милующей Богоматери, в нем поставили присланную с Афона благодатную икону «Милующая». Это одна из основных икон Божией Матери. Ей молятся о прощении грехов (в том числе смертных).
Санкт-петербургский Симеоно-Аннинский храм: Здесь хранится икона Божией Матери «Троеручица», которую, по преданию, принесло водой на паперть при наводнении 1777 года. Икона была написана в начале XVIII века и украшена чеканной из серебра ризой с множеством драгоценностей. Здесь также расположен крест 1716 года с мощами святого Афанасия Лубенского.
Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) прославилась в 1888 году. Тогда в Петербурге во время страшной грозы молния ударила в часовню, но находившаяся в ней святая икона Царицы Небесной осталась невредимой; к ней лишь прилепились мелкие медные монеты (грошики), лежавшие перед святыней. На месте этой часовни в 1898 году и была построена церковь.
48. Проблема диалога культур в Санкт-Петербурге в к. XX - нач. XXI.
На рубеже XX-XXI вв. социально-культурная ситуация ярко проявила объективную закономерность, согласно которой ни одна национальная культура не может существовать обособленно, ни одна нация не может жить и развиваться усилиями только своей культуры. Во взаимозависимом мире культура каждого народа тесно связана с другими культурами, и процессы их взаимовлияния и взаимодействия в современных условиях все более усиливаются, сопровождаются возрастанием интенсивности контактов в межкультурном сотрудничестве.
В тесном переплетении культурных связей, общности историко-генетических корней культурогенеза заключается многообразие и самобытность культур нашего региона. Вышеперечисленные свойства ярко проявляются во всех сферах культуры, в том числе в традициях и обычаях, связанных с жизненным циклом человека. Многочисленные факты в исследованиях проблемы диалога культур свидетельствуют о том, что сущность различных межкультурных контактов во многом зависит от главных общечеловеческих ценностей. В устном народном творчестве народов Башкортостана, особенно в пословицах, например, можно обнаружить то единое и непреходящее, образующее общечеловеческие ценности, в основе которых лежит приверженность к Добру, Красоте и Истине.
Любая культура существует не сама по себе, а во взаимодействии с другими культурами. Человек ведет диалог не только с другими, но и самим собою, со своей историей, меняясь в ходе этого диалога.
- 2. Возникновение и культурное самоопределение Санкт-Петербурга 1703-1725 гг
- 3. Формирование архитектурного облика города. Петровское барокко
- 5. Значение петровского времени для истории музыки Санкт-Петербурга.
- 6. Особенности становления светского изобразительного искусства в Петербурге (Никитин, Зубов, Матвеев и б.-к. Растрелли).
- 7. Типологические особенности культуры петровского Петербурга. Проблема русского ренессанса.
- 8. Рождение в Санкт-петербурге первого большого литературного направления – классицизма.(Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков).
- 9. Развитие огосударствления культуры в царствование Елизаветы Петровны.
- 11. Загородные дворцово-парковые комплексы в середине XIII в. (Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село).
- 12. Искусство и культура Санкт-Петербурга в годы царствования Анны Иоановны.
- 13. Роль Екатерины II в формировании духовного облика.
- 14. Эрмитаж. Роль музея в культуре Санкт-Петербурга.
- 15. Развитие светской системы образования во второй половине XVIII в. Становление Академии наук.
- 16. Учреждение в Петербурге первого российского государственного, профессионального, публичного театра.
- 17. Архитектура зрелого русского барокко. (ф.Б. Растрелли, с.И. Чевакинский).
- 18. Взлет отечественной скульптуры (ф.И. Шубин, м.И. Козловский, и.Б. Мартос). «Медный всадник» э.М. Фальконе
- 19. Академия художеств и ее роль в художественной жизни Санкт-Петербурга.
- 20. Особенности развития изобразительного искусства в Петербурге в середине XVIII века (и.Я. Вишняков, а.П. Антропов, и.П. Аргунов, м.И. Махаев).
- 21. Новый этап строительства города на регулярной основе (1737-1761). Теоретическая и градостроительная деятельность п.М. Еропкина.
- 22. Открытия литературы Петербурга последней трети XVIII века (д.И. Фонвизин, г.Р. Державин, а.Н. Радищев, н.М. Карамзин).
- 24. Ранний классицизм в архитектуре Петербурга (ж.-б.-м. Вален-Деламот, а. Ринальди, ю.М. Фельтен).
- 25. Строгий классицизм в архитектуре Петербурга (и.Е. Старов, ч. Камерон, Дж. Кваренги, в. Бренна).
- 26. Праздничное пространство как явление Петербургской культуры.
- 27. Литературные салоны в Санкт-Петербурге: издательство, книжные лавки и их роль в формировании общественного мнения.
- 28. Искусство и культура Санкт-Петербурга в годы царствования Николая I.
- 29. Великие архитекторы-строители Санкт-Петербурга (а. Воронихин, в. Стасов, а. Захаров, ж.-б. Тома де Томон, к. Росси).
- 30. Отражение особенностей культуры Петербурга первой половины XIX века в творчестве а. С. Пушкина.
- 31. Образ Петербурга в произведениях н.В. Гоголя.
- 32. Стиль ампир в Петербургской архитектуре.
- 33. «Могучая кучка» - союз петербургских композиторов.
- 34. Общая культурологическая характеристика Петербурга Достоевского.
- 35. Развитие пластического образа города: градостроительство и архитектура (стиль «эклектика»).
- 37. Особенности искусства и культуры Санкт-Петербурга «Серебряного века».
- 38. Формирование городской массовой культуры: кинематограф, цирк, народные дома, увеселительные сады.
- 39. Градостроительство начала века. Модерн – новый стиль и первый этап развития новой архитектурной системы.
- 40. Художественный авангард и культура Петербурга-Петрограда-Ленинграда первых десятилетий XX века.
- 42. Культурная жизнь города в годы Великой Отечественной войны и Блокады (1941-1945).
- 46. Художественная культура в современном Санкт-Петербурге, арт-бизнес.
- 47. Культовые строения и прославленные святыни Санкт-Петербурга.
- 49. Петербург как пространство культурного синтеза.