9. Развитие огосударствления культуры в царствование Елизаветы Петровны.
Правление Елизаветы Петровны (1740-1761) называют культурным Ренессансом России. Хотя в Академии наук, созданной в 1725 г. по инициативе Петра I, бессменно царили иностранцы (до воцарения Елизаветы там не было ни одного русского ученого), Российская Академия наук отличалась от подобных научных учреждений Запада тем, что, во-первых, не занималась богословием. Во-вторых, она создавалась не только как научное, но и как учебное заведение для подготовки русских ученых. Она была организована в составе трех «классов»: математического, где работали крупнейшие математики того времени Л.Эйлер и Д.Бернулли, физического, общественных наук. В Кунсткамере Академии наук были собраны археологическая, антропологическая, зоологическая и ботаническая коллекции. В указе императрицы от 1744 г. говорилось о необходимости дальнейшего развития начального образования. В Москве в 1755 г. была открыта первая в России гимназия. Но все же в XVIII в. преобладало церковное образование. К концу столетия в России было 36 семинарий, 115 духовных училищ и три академии - в Киеве, Москве и Петербурге, а также погода в Иваново. Первыми из русских получили звания российских академиков М.В.Ломоносов и В.К.Тредиаковский. Событием, значение которого для развития всей российской культуры трудно переоценить, было открытие Московского университета 25 января 1755 г. с тремя факультетами: философским, юридическим и медицинским, причем преподавание в отличие от Европы велось на русском языке, а не на латыни. Литература постепенно освобождается от пут Средневековья, впитывая просветительские идеи. Но многие произведения XVIII в. дошли до сегодняшнего дня без указания авторства, часть из них продолжала распространяться рукописным путем, грамотность носила еще очень ограниченный характер, язык, отягощенный церковнославянской лексикой, был очень тяжеловесен, не развито стихосложение. Но уже в Петровскую эпоху заметны первые положительные сдвиги. На смену благочестивым повестям приходят «гистории» о славных подвигах российской армии. Эти пока еще нескладные вирши прославляли славные победы, как тогда говорилось, «Российской Европии». Стали заметны те литературные произведения, где главным героем был обычный человек с его радостями и заботами.
- 2. Возникновение и культурное самоопределение Санкт-Петербурга 1703-1725 гг
- 3. Формирование архитектурного облика города. Петровское барокко
- 5. Значение петровского времени для истории музыки Санкт-Петербурга.
- 6. Особенности становления светского изобразительного искусства в Петербурге (Никитин, Зубов, Матвеев и б.-к. Растрелли).
- 7. Типологические особенности культуры петровского Петербурга. Проблема русского ренессанса.
- 8. Рождение в Санкт-петербурге первого большого литературного направления – классицизма.(Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков).
- 9. Развитие огосударствления культуры в царствование Елизаветы Петровны.
- 11. Загородные дворцово-парковые комплексы в середине XIII в. (Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село).
- 12. Искусство и культура Санкт-Петербурга в годы царствования Анны Иоановны.
- 13. Роль Екатерины II в формировании духовного облика.
- 14. Эрмитаж. Роль музея в культуре Санкт-Петербурга.
- 15. Развитие светской системы образования во второй половине XVIII в. Становление Академии наук.
- 16. Учреждение в Петербурге первого российского государственного, профессионального, публичного театра.
- 17. Архитектура зрелого русского барокко. (ф.Б. Растрелли, с.И. Чевакинский).
- 18. Взлет отечественной скульптуры (ф.И. Шубин, м.И. Козловский, и.Б. Мартос). «Медный всадник» э.М. Фальконе
- 19. Академия художеств и ее роль в художественной жизни Санкт-Петербурга.
- 20. Особенности развития изобразительного искусства в Петербурге в середине XVIII века (и.Я. Вишняков, а.П. Антропов, и.П. Аргунов, м.И. Махаев).
- 21. Новый этап строительства города на регулярной основе (1737-1761). Теоретическая и градостроительная деятельность п.М. Еропкина.
- 22. Открытия литературы Петербурга последней трети XVIII века (д.И. Фонвизин, г.Р. Державин, а.Н. Радищев, н.М. Карамзин).
- 24. Ранний классицизм в архитектуре Петербурга (ж.-б.-м. Вален-Деламот, а. Ринальди, ю.М. Фельтен).
- 25. Строгий классицизм в архитектуре Петербурга (и.Е. Старов, ч. Камерон, Дж. Кваренги, в. Бренна).
- 26. Праздничное пространство как явление Петербургской культуры.
- 27. Литературные салоны в Санкт-Петербурге: издательство, книжные лавки и их роль в формировании общественного мнения.
- 28. Искусство и культура Санкт-Петербурга в годы царствования Николая I.
- 29. Великие архитекторы-строители Санкт-Петербурга (а. Воронихин, в. Стасов, а. Захаров, ж.-б. Тома де Томон, к. Росси).
- 30. Отражение особенностей культуры Петербурга первой половины XIX века в творчестве а. С. Пушкина.
- 31. Образ Петербурга в произведениях н.В. Гоголя.
- 32. Стиль ампир в Петербургской архитектуре.
- 33. «Могучая кучка» - союз петербургских композиторов.
- 34. Общая культурологическая характеристика Петербурга Достоевского.
- 35. Развитие пластического образа города: градостроительство и архитектура (стиль «эклектика»).
- 37. Особенности искусства и культуры Санкт-Петербурга «Серебряного века».
- 38. Формирование городской массовой культуры: кинематограф, цирк, народные дома, увеселительные сады.
- 39. Градостроительство начала века. Модерн – новый стиль и первый этап развития новой архитектурной системы.
- 40. Художественный авангард и культура Петербурга-Петрограда-Ленинграда первых десятилетий XX века.
- 42. Культурная жизнь города в годы Великой Отечественной войны и Блокады (1941-1945).
- 46. Художественная культура в современном Санкт-Петербурге, арт-бизнес.
- 47. Культовые строения и прославленные святыни Санкт-Петербурга.
- 49. Петербург как пространство культурного синтеза.