40. Художественный авангард и культура Петербурга-Петрограда-Ленинграда первых десятилетий XX века.
Не смотря на свою разнородность, это искусство обладало своими сквозными представлениями об этике и принципах искусства, и было связано звучащими струнами со столетними традициями, восходящими в своем «бессознательном» к эпохе основания города и фундаментальным национальным традициям творчества. В наших образовательных заведениях и учебниках петербургская традиция обычно вовсе не рассматривается в виду ее неисследованности или ее мнимой провинциальности.
Произведения художников петербургского авангарда поступили в музей в 1980 - 1990-е годы от учеников видных мастеров русского авангарда Павла Филонова, Казимира Малевича, Михаила Матюшина. Это живописные полотна и графические листы Татьяны Глебовой, Павла Кондратьева, Владимира Стерлигова, Николая Басманова, начавших свой путь в мастерских великих художников в 1920-е годы и передавших свой опыт и традиции школы представителям следующих поколений.
Петербург буквально кишел маленькими театрами — небольшими и по зрительным залам и по коротким пьесам, сливавшимися с эстрадой: "Театр-буфф", Театр миниатюр, Троицкий театр миниатюр (его "Иванов Павел", высмеивающий рутинную среднюю школу, пользовался большим успехом). Театральные пародии заполнили сцены Дома интермедий, "Веселого театра для пожилых детей", "Троицкого фарса в зале Павловой", наконец, знаменитой "Бродячей собаки", "Привала комедиантов" и театра-кабаре "Би-ба-бо".Благодаря идущей снизу творческой инициативе происходило энергичное обогащение и "большого" театра — императорской сцены, оперы и балета.
Петербургский Мариинский балет и петербургская опера, художники "Мира искусства", а вместе с ними серьезное музыкальное и балетмейстерское искусство высокого плана быстро получают признание во всем мире благодаря "Дягилевской антрепризе" или, как еще назывались гастроли балета в Европе, "Русским сезонам". Запад взрывается интересом к русскому искусству. Гастроли Федора Шаляпина, Анны Павловой и многих других коренным образом меняют отношение ко всему русскому. Петербург и Москва становятся театральными столицами мира, а вместе с тем цитаделями новой живописи, новых направлений в искусстве.
Наряду с театрализацией культурного быта города характерной чертой петербургского искусства была усложненность. Эта усложненность — ответ на стремление вписать искусство в какую-либо идеологическую схему, подчинить творчество политике, причем непременно левой. Сопротивляясь этому, художественная жизнь стала уходить в разнообразные эстетические концепции. От политики нельзя было отказаться, ее можно было только перевести в другой план, заменить различными философскими построениями. Марксизм переставал быть модным. Его последователи, как, например, Н. А. Бердяев или С. Н. Булгаков, быстро удалялись от марксистской доктрины к ее полной противоположности.
Первые пятнадцать лет ХХ века буквально забиты художественными выставками и экспозициями. Они в конечном счете определялись необычайной творческой активностью художников. Интерес к ним поддерживался разнообразием направлений. Одно требовало другого: обилие требовало разнообразия, разнообразие создавало обилие и усложненность. Символизм и родившийся из него акмеизм, футуризмы разных толков — все это нуждалось в публичности, и с пособы привлечения к себе внимания были весьма изощренными.
Многих художников вдохновляли виды Санкт-Петербурга, большое количество произведений создано практически во всех жанрах изобразительного искусства.
В. С. Садовников создал множество акварелей с видами города и пригородов первой половины и середины XIX века, в их числе — виды Зимнего дворца с происходившими перед ним парадами и смотрами, а также загородных дворцов с их парками, выполненные им по поручениям императоров Николая I и Александра II.
Ленинградские художники Михаил Канеев, Ярослав Крестовский, Александр Коровяков, Анатолий Ненартович, Александр Семенов, Арсений Семенов, Вениамин Борисов, Александр Шмидт и другие в 1940-90 годы запечатлели в своих произведениях образ современного Ленинграда.
- 2. Возникновение и культурное самоопределение Санкт-Петербурга 1703-1725 гг
- 3. Формирование архитектурного облика города. Петровское барокко
- 5. Значение петровского времени для истории музыки Санкт-Петербурга.
- 6. Особенности становления светского изобразительного искусства в Петербурге (Никитин, Зубов, Матвеев и б.-к. Растрелли).
- 7. Типологические особенности культуры петровского Петербурга. Проблема русского ренессанса.
- 8. Рождение в Санкт-петербурге первого большого литературного направления – классицизма.(Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков).
- 9. Развитие огосударствления культуры в царствование Елизаветы Петровны.
- 11. Загородные дворцово-парковые комплексы в середине XIII в. (Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село).
- 12. Искусство и культура Санкт-Петербурга в годы царствования Анны Иоановны.
- 13. Роль Екатерины II в формировании духовного облика.
- 14. Эрмитаж. Роль музея в культуре Санкт-Петербурга.
- 15. Развитие светской системы образования во второй половине XVIII в. Становление Академии наук.
- 16. Учреждение в Петербурге первого российского государственного, профессионального, публичного театра.
- 17. Архитектура зрелого русского барокко. (ф.Б. Растрелли, с.И. Чевакинский).
- 18. Взлет отечественной скульптуры (ф.И. Шубин, м.И. Козловский, и.Б. Мартос). «Медный всадник» э.М. Фальконе
- 19. Академия художеств и ее роль в художественной жизни Санкт-Петербурга.
- 20. Особенности развития изобразительного искусства в Петербурге в середине XVIII века (и.Я. Вишняков, а.П. Антропов, и.П. Аргунов, м.И. Махаев).
- 21. Новый этап строительства города на регулярной основе (1737-1761). Теоретическая и градостроительная деятельность п.М. Еропкина.
- 22. Открытия литературы Петербурга последней трети XVIII века (д.И. Фонвизин, г.Р. Державин, а.Н. Радищев, н.М. Карамзин).
- 24. Ранний классицизм в архитектуре Петербурга (ж.-б.-м. Вален-Деламот, а. Ринальди, ю.М. Фельтен).
- 25. Строгий классицизм в архитектуре Петербурга (и.Е. Старов, ч. Камерон, Дж. Кваренги, в. Бренна).
- 26. Праздничное пространство как явление Петербургской культуры.
- 27. Литературные салоны в Санкт-Петербурге: издательство, книжные лавки и их роль в формировании общественного мнения.
- 28. Искусство и культура Санкт-Петербурга в годы царствования Николая I.
- 29. Великие архитекторы-строители Санкт-Петербурга (а. Воронихин, в. Стасов, а. Захаров, ж.-б. Тома де Томон, к. Росси).
- 30. Отражение особенностей культуры Петербурга первой половины XIX века в творчестве а. С. Пушкина.
- 31. Образ Петербурга в произведениях н.В. Гоголя.
- 32. Стиль ампир в Петербургской архитектуре.
- 33. «Могучая кучка» - союз петербургских композиторов.
- 34. Общая культурологическая характеристика Петербурга Достоевского.
- 35. Развитие пластического образа города: градостроительство и архитектура (стиль «эклектика»).
- 37. Особенности искусства и культуры Санкт-Петербурга «Серебряного века».
- 38. Формирование городской массовой культуры: кинематограф, цирк, народные дома, увеселительные сады.
- 39. Градостроительство начала века. Модерн – новый стиль и первый этап развития новой архитектурной системы.
- 40. Художественный авангард и культура Петербурга-Петрограда-Ленинграда первых десятилетий XX века.
- 42. Культурная жизнь города в годы Великой Отечественной войны и Блокады (1941-1945).
- 46. Художественная культура в современном Санкт-Петербурге, арт-бизнес.
- 47. Культовые строения и прославленные святыни Санкт-Петербурга.
- 49. Петербург как пространство культурного синтеза.