logo
ответы спб

18. Взлет отечественной скульптуры (ф.И. Шубин, м.И. Козловский, и.Б. Мартос). «Медный всадник» э.М. Фальконе

Во второй половине XVIII столетия начинается расцвет отечественной скульптуры. Русский классицизм как ведущее художественное направление той поры, явился высоким стимулом для развития скульптуры.

Появились замечательные ваятели: Ф. И. Шубин (1740–1805), М. И. Козловский (1753–1802), И. Б. Мартос (1754–1835) — каждый из них оставил свой почерк в искусстве скульптуры. 

Огромный вклад в русскую классику рассматриваемого периода внес французский скульптор Э. М. Фальконе, который именно в России создал свое самое значительное произведение. 

ФЕДОТ ИВАНОВИЧ ШУБИН (1740 — 1805): Выходец с того же рыбацкого поселка, что и Ломоносов. Учился в Академии художеств, его главным учителем был скульптор Никола Жилле. Совершенствовал свое учение за рубежом, во Франции и Италии, изучал памятники античности. Шубин создал много замечательных скульптурных образов в стиле классицизма, стараясь раскрыть в человеке разные грани его личности, стараясь быть предельно объективным, деликатным и снисходительным. Однако иногда он мог смягчить и облагородить своеобразные черты модели. (Портрет И.С.Барышникова, Екатерина II — законодательница. Мрамор. 1789г, Портрет М.В.Ломоносова. Мрамор. до 1793г, Портрет императрицы Екатерины II)

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ КОЗЛОВСКИЙ (1753 — 1802): Очень одаренный скульптор, закончил Академию художеств, как и Шубин, посетил  Италию и Францию. Создал много произведений скульптуры разного жанра. Работал в жанре классицизма. Любил изображать античных героев, почти не ваяет женских моделей. Больше всего ценит мужскую и юношескую натуру. Удлиненные пропорции нежного тела, рельеф мускулатуры, матовая поверхность мрамора; изящная поступь фигуры, изысканно склоненные головы; густые кудри, осеняющие открытые и смелые лица. Но есть и другие произведения: герои-воины, воплощение зрелой мужской красоты; еще не остывший от боя Аякс с с безжизненным телом Патрокла; Геркулес, легко взлетающий на коне; Самсон, разрывающий пасть льва. 

Памятник Суворову был создан в конце жизни Козловского. В этом памятнике скульптор передает обобщенный образ всех античных героев, внеся некоторое портретное сходство с полководцем. Памятник отражает не столько личность прославленного полководца, сколько идею военного триумфа России. Мужественная грация Суворова ярко воплощает понимание прекрасного 18-го столетия. Фигура вознесена на невысокую площадку стройного цилиндрического постамента в изящной, почти танцевальной позиции. Суворов показан как защитник справедливости. Он стоит с обнаженным мечом в правой руке, а левая прикрывает щитом священный алтарь с эмблемами государств, на выручку которым спешила в Европу российская армия в 1799 году. На герое доспехи с элементами древнеримского и рыцарского вооружения, лицо сохраняет лишь отдаленное сходство с оригиналом, но это не мешает воспринимать в образе полководца черты национального военного гения. Главное, что бросается в глаза в статуе, — это четкий, сильный шаг вперед и неотразимый взмах меча. Стремительный натиск, оживший в облике героя, напоминает о славном прозвище Суворова — «генерал Вперед!».

Мартос Иван Петрович (1754—1835), скульптор; представитель классицизма. Учился в АХ (1764—73), академик с 1782;преподавал там же (17791835, с 1814 ректор). Мастер монументальной и декоративной скульптуры, авторпортретов и надгробий, в которых гармонично сочетаются гражданский пафос, идеальная возвышенность,обаяние и жизненность образов: надгробия Н. И. Панина (мрамор, 1788), Е. С. Куракиной (мрамор 1792), Е.И. Гагариной (бронза, 1803) - все в Музее городской скульптуры, Павла I

(мрамор, гранит, 1807) в мавзолеев Павловске; «Источение Моисеем воды в пустыне» (рельеф на аттике Казанского собора, известняк, 1804-07), группа в павильоне «Памятник родителям»

 в Павловске (мрамор, после 1798),статуя «Актеон» дляфонтанов Петергофа (золоченая бронза, 1801), 

декоративная скульптура для Екатерининского дворца вПушкине. Наиболее известное произведение М. — памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Краснойплощади в Москве (1818). 

ЭТЬЕН ФАЛЬКОНЕ (1716 — 1791)

К расцвету русской монументальной скульптуры имеет непосредственное отношение Э. М. Фальконе. Во Франции он был известен как мастер станковой и камерной скульптуры. Уже немолодым Фальконе пригласили в 1765 году в Россию, специально для выполнения императорского заказа — памятника Петру I. Здесь, в атмосфере складывающегося русского классицизма, он и выполнил эту монументальную работу. Прославленный памятник Петру I на Сенатской площади в Петербурге по праву считается детищем русской культуры. Это героический образ, в котором главное — неукротимая, всесокрушающая энергия и целеустремленность воли. На огромный камень- скалу стремительно взлетает могучий конь и застывает с высоко поднятыми передними ногами. Петр повелительно простирает вперед руку, как бы утверждая свою волю, утверждая новую, преобразованную им Россию. В чертах лица Петра подчеркнута несокрушимая энергия, внутренний огонь. Красиво обрамленная кольцами волос голова увенчана лаврами. Фигура императора очень величава. На нем свободная одежда, поверх которой наброшен плащ, падающий крупными красивыми складками на круп коня. Важным символом здесь является змея, которую топчет ногами конь. Змея издавна считалась европейскими народами воплощением зла, коварства. Фальконе выразил мысль о завистниках, коварных предателях, врагах всего нового, мешавших Петру в его преобразовательской деятельности.