logo search
история модуль 2 - готово плохо с 28, 29 поищит

1. Развитие стиля модерн в России на рубеже хiх – хх веков. Деятельность архитекторов Москвы и Петербурга.

Моде́рн (от фр. moderne - современный), ар-нуво(фр. art nouveau, букв. «новое искусство») -художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX – нач. XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

модерн стиль в архитектуре конца XIX - начале XX вв., стремившийся противопоставить характерным для XIX в. эклектическим заимствованиям из художественного наследия прошлого целостное эстетическое мироощущение (создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций). Черты стиля модерн - тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач (уделяется особое внимание оформлению интерьера), изысканные живописные эффекты, увлечение "текучими" формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи) и т.д. - В рамках модерна, но как особая его разновидность развивался неорусский стиль - национально-романтическое течение, перерабатывавшее формы древнерусского и народного зодчества (церковь Марфо-Мариинской обители, 1908-12, архитектор А.В. Щусев; здание Казанского вокзала и др.).

конец 19 в. – попытки архитекторов понять смысл происходящих перемен и наметить новые рационалистические пути развития арх. На практике эти идеи прививались медленно,в осн. на промышл. Предпр, т.к. они не требовали высокой худож. выразительности. Для рубежа 19-20в. характерно - создание новой арх., независимую от арх. Стилей прошлого. Руск. арх. шли в ногу с Ван де вельде, Орта и др. Появлению архит. Модерна способствовало включение России в междунар. Систему имперализма. Русская строит техника создала много нового и арх. Начали использ их для осуществл. Современных требований жизни.

Но модерн пришел в Россию не в готовом виде с Запада. Она имела собствен. Почву , свои предпосылки. Естественно опытстран Евопы учитывался.

Русск. Модерн был более рационалистическим, теснее связан с национ. Традициями, задачи созд нового стиля на ранних этапах были не настолько конкретны как в Европе.

Особенности развит капитализма с пережитками предшест эпохи объясняют, почему здесь модерн сущ с ретроспективными течениями, которые то порили то вступали в симбиоз с ним.

Арх-ры заботились о чистоте стиля своих построек, выразительности облика, изучли арх-ру прошлого. Нос тарые позиции пересматривались . Арх-ры –единомышленники входили в объединения. Проходили съезды русских зодчих чего раньше не было.

В России модерн пережил три периода: ранний, зрелый (рациональный) и поздний, различие между которыми обусловлено идейными приоритетами и степенью выраженности стиля. В период раннего модерна (1880 - 1890 гг.) приоритетным типом зданий становятся особняки, внешняя и внутренняя форма которых неповторимы и сим-воличны. Зрелый этап (1890 - 1900 гг.) - это период саморефлексии модерна и попытка разрешения глобальных противоречий между элитарностью и массовостью Начинается массовая застройка городов, появляются железнодорожные вокзалы, крытые торговые галереи, кинотеатры, музеи, доходные дома, призаводские общежития. Поздний модерн (1900 - 1917 гг.) запомнился отходом от «стильной чепухи». В этот период строятся здания общественного значения: вокзалы, типографии, банковские комплексы, доходные дома. Их особенной чертой становятся габариты: мощные 5 – 7-этажные строения с минимальным и простым декором.

Наиболее яркими классическими зданиями в Москве, выполненными в стиле модерн, считаются дома Миндовского 1903-1904 (ул. Поварская, 44) и Исакова (ул. Пречистенка, 28), возведенные Л. Н. Кекушевым в начале ХХ века. известная гостиница «Метрополь» 1899-1905 построена по проекту В. Валькота и Л. Кекушева, ее фасады украшены керамическими панно и фризами художников М. Врубеля и А. Головина. Старое здание МХАТА (Камергерский пер., 4), дом Рябушинских и Ярославский вокзал 1902 – 1904 созданы великим архитектором Федором Шехтелем.

В Питере - Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском проспекте, гостиница «Астория» (Ф. И. Лидваль 1913—1914), доходный дом А. Я. Барышникова,-1899 гг. - (ул. Марата31)

В Санкт-Петербурге одним из наиболее заметных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском. С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что считается градостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка (1902—1904, арх. П. Ю. Сюзор). Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, арх. Г. В. Барановский). К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф. И. Лидваль 1913—1914). В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — Бржозовский С. А.).