25. Особенности архитектуры крупных общественных зданий 1955-1970г.
Строившиеся по типовым проектам здания общественного назначения отличались от прежних тем, что их композиция подчинялась теперь не предвзятым, формальным канонам, а требованиям удобства эксплуатации объекта. Внедрение типовых проектов в строительство массовых общественных зданий способствовало преодолению пережитков прежних эстетических воззрений.
Первым крупным объектом, который знаменовал переход к архитектуре новой направленности, явился спортивный комплекс Центрального стадиона им. В. И. Ленина в Лужниках в Москве (1954-1956 гг., архитекторы А. Власов, Н. Уллас, И. Рожин и др.). Основные сооружения комплекса были возведены из сборного железобетона, что способствовало быстрым темпам строительства. Это сооружение, создававшееся в самом начале поворота к новой архитектуре, еще не отличалось изысканностью современных архитектурных форм; но для того времени существенными были общая сдержанность, простота, отказ от украшательства.
В приемах проектирования крупных общественных зданий появляются качественные изменения, отвечающие общему направлению этого этапа развития архитектуры. При проектировании общественных зданий поиски нового видны в решении всего круга функциональных, технико-экономических и эстетических задач.
Большинство проектов отличались ясностью построения объемов, простотой архитектурных форм, создающих впечатление торжественности без гипертрофии размеров и декоративной перегрузки. В этих проектных предложениях уже отчетливо видны изменения, наметившиеся в те годы в подходе архитекторов к построению внутреннего пространства сооружений. Для многих композиционных решений характерны свободное пространственное раскрытие внутреннего объема и органическая связь его с внешним окружением. Там, где это не противоречило функции, помещения не изолировались друг от друга, а как бы естественно переходили одно в другое. Этот прием создания в интерьерах единой пространственной системы получил в современной архитектурной практике широкое распространение, используясь в композиции самых различных по назначению общественных зданий.
К началу 60-х гг. уже отчетливо определились основные приемы проектирования крупных общественных зданий. Отличительной чертой многих сооружений становится более органичная, чем это было на предыдущем этапе, связь общего архитектурного замысла с градостроительной ситуацией, функциональным назначением и конструктивной системой. Если раньше при размещении Дворцов культуры, театров и т. п. определяющим требованием была репрезентативность композиции и здания, как правило, ставились по центральной оси участка, что часто противоречило градостроительным условиям и функциональным требованиям, то сейчас авторы, не связанные следованием классическим канонам, могут проявлять большую творческую инициативу и добиваться более полного учета конкретных особенностей территорий и специфики архитектурных тем. Часто асимметричная расстановка зданий и объемно-планировочные построения открывают широкие возможности рациональных и вместе с тем художественно-выразительных решений.
При проектировании общественных зданий большое распространение получило расчленение их на отдельные объемы, в которых концентрируются основные группы помещений в соответствии с характерной для их функции мелкой «ячеистой» или «зальной» внутренней структурой. В связи с этим многие новые общественные сооружения, не имея общего перекрытия, представляют собой комплексы из отдельных, четко читаемых объемных элементов. Возникающее таким образом сочетание различных по высоте и конфигурации объемов, остекленных и глухих поверхностей и другие особенности, связанные с внутренней структурой помещений, создают новые возможности архитектурной выразительности, разнообразя силуэт застройки, рождая динамические контрасты и обогащая пластику фасадов.
Приемы расчленения зданий на отдельные объемы обычно связаны с их функциональным назначением и градостроительной ситуацией. В самой общей форме их можно свести к двум основным. В первом случае общественные здания трактуются как комплексы из отдельно стоящих корпусов, объединенных общим композиционным замыслом (это комплексы массового отдыха и оздоровительных учреждений с их делением на жилые и обслуживающие корпуса). Во втором, при дифференциации элементов зданий по их функциональным признакам, между ними сохраняются непосредственная связь и общее композиционное единство.
В развитии приемов проектирования крупных общественных зданий все более значительную роль приобретают новые конструкции и материалы. Они во многих случаях определяют не только функциональные и технико-экономические качества сооружений, но и влияют на их художественные достоинства.
Со второй половины 50-х гг. в строительстве уникальных общественных зданий развивалась стандартизация конструкций и деталей: все более широко применялась сборность, активнее использовались типовые элементы заводского изготовления. Сборные железобетонные изделия находили применение в большинстве общественных сооружений, наиболее эффективно используясь при возведении санаторно-курортных учреждений, пионерских лагерей и комплексов массового загородного отдыха.
Новые приемы архитектурной композиции определили и приемы привлечения смежных искусств, подчеркивающие градостроительную роль крупных общественных зданий. Некоторое развитие, например, получила настенная живопись на фасадах. При этом в композиции панно часто применялись разные масштабы изображений, рассчитанные на восприятие их с дальних и близких расстояний.
Строились множетво гостиниц, санаторно-курортные здания, детские здравницы, здания музеев и выставок, городские автовокзалы, комплексы разнообразных дорожных построек, здания и комплексы Высших учебных заведений.
примеры:
В сооружениях пионерлагеря «Новый Артек» соответственно принципам современной архитектуры также нет никакого «архитектурного оформления». Сами строительные конструкции и функциональные устройства являются одновременно и архитектурными формами.
В 1957 г. состоялся конкурс на новый проект Дворца Советов в Москве. Он свидетельствовал о развитии перспективного архитектурного направления. Особенно отличался новаторством и проникновением в суть современной архитектуры проект авторского коллектива, возглавлявшегося А. Власовым.
В 1961 г. в Москве был построен Кремлевский Дворец съездов ). Здание предназначалось для проведения съездов партии, широких совещаний, торжественных митингов, и это обстоятельство придавало особое идейно-политическое значение его архитектурному облику. Это здание стало одним из символов современной советской архитектуры.
В 1955-1975 гг. в нашей стране были созданы и другие произведения зодчества, архитектурный образ которых, будучи современным, имеет и национальные черты. Таковы, например, Дворец культуры им. В. И. Ленина в Алма-Ате (архитекторы Н. Рипинский и др.), жилой дом на улице Богдана Хмельницкого в Ташкенте (архитекторы А. Косинский и др.), и ряд других.
(+26 частично)
- 1. Развитие стиля модерн в России на рубеже хiх – хх веков. Деятельность архитекторов Москвы и Петербурга.
- 2. Арх ретроспективизма в России начала 20в. Неокласицизм и неорусский стиль.
- 3.Стилевые поиски архитектуры Украины на рубеже хiх –хх веков
- 4) Основные течения и группировки в советской архитектуре 1920-х
- 5. Конструктиви́зм в искусстве и архитектуре. Работы.
- 6. Вхутемас и реформа архитектурного образования.
- 7 Арх. Украины первых послереволюционных лет…группировки. Проекты.
- 9. Достижения в области архитектуры промышленных зданий и сооружений в период 1917-1932 г.Г.
- 10. Поиски в области архитектуры жилища в период 1917-1932 г.Г.
- 11)Новые типы общественных зданий (1914-1932) Архитектура рабочих клубов.
- 12)Значение конкурса на проектирование дворца Советов в Москве.
- 13. Поиски образной выразительности и национального своеобразия в архитектуре крупных общественных зданий предвоенного десятилетия (1932-1941гг)
- 14. Развитие градостроительства в предвоенный период (1932-1941). Основные положения генплана Москвы 1935г. Конкурс на проект административной площади Киева 1935г.
- 16) Восстановление разрушенных войной городов 1940-е, первой половине 1950-х. Проектирование и застройка центра Киева.
- 20. Развитие гралостроительства 1955-1970г. Строительство новых городов.
- 24. Архитектура промышленных зданий и сооружений в 1955-1970г.
- 25. Особенности архитектуры крупных общественных зданий 1955-1970г.
- 26. Архитектура общественных зданий массового строительства 1955-1980-х гг.
- 27. Застройка Калининского ( Новоарбатского) проспекта в Москве. Здание Совета экономической Взаимопомощи.
- 29. Архитектура крупных общественных зданий 1970-1990-х г.Г. Новые конструктивные и типологические решения
- 30.Зрелищные здания 1960 – 1990 г. Г. (театры, кинотеатры, цирки, концертные залы, дворцы культуры). Дворец «украина» в киеве
- 31. Архитектура олимпийских объектов Москвы и Талина
- 32 Новостройки Киева 2000 года, восстановление памятников архитектуры
- Жилое здание на Нижнем Валу в Киеве ю. Мельничук
- Жилой комплекс смешанного типа в Киеве
- Проект жилого комплекса в Киеве
- Архитектурный проект жилого здания с клиникой
- 33. Жилищное строительство 2000-х гг. Достижения и тенденции.
- Украинский арх Александр Комаров – Реализованный проект коттеджа в Киеве, 2005 Проект надстройки здания на Андреевском спуске, киев ,2002, Жилой комплекс смешанного типа в Киеве, 2005