4) Основные течения и группировки в советской архитектуре 1920-х
Началом революционных перемен в архитектуре было изменение назначения ряда зданий: в дворцах разместились учреждения, в особняках - рабочие клубы, детские сады и т.д., в многоквартирных доходных жилых домах - трудящиеся.
Сразу после Октябрьской революции поиски новых путей решения проблем в архитектуре велись в разных направлениях: в области градостроительства, стандартизации и типизации, основ архитектурного образования и т.п.
Одни архитекторы, вслед за И. Жолтовским , проповедовали вечность законов классического зодчества или, как И. Фомин , разрабатывали приемы "реконструкции" классического наследия, другие (Э. Лисицкий, И. Голосов, К. Мельников) выражали архитектуру в романтических формах, стремясь порвать с традиционализмом.
Проблема создания архитектуры волновала архитекторов. Решение проблемы сопровождалось борьбой мнений, бурной взаимной критикой, творческими работами.
Наиболее влиятельным течением отечественной культуры XX в. была неоклассика. В духе этого направления работали: И. Жолтовский, И. Фомин, В. Щуко, братья Веснины, К. Мельников, И. Голосов и др. Сторонники неоклассики рассматривали модерн как антихудожественное течение, в то время как во многих европейских странах новаторские течения были преемственно с ним связаны.
С начала 20-х годов складываются различные группировки архитекторов.
Московское архитектурное общество МАО и Ленинградское общество арх-ов. В основном архитекторы старшего поколения., с архитектурно-строительным опытом. Они использовали традиционные принципы композиции и архитектурные формы прошлого.
Приверженцы историзма в архитектуре стремились создать в среде будущего знаки исторической памяти. Они часто обращались к наследию зодчих времен Великой французской революции, большое влияние имели патетические офорты Дж.Б. Пиранези. Примерами явились работы 1918-1923 гг.И. Фомина, его учеников Л. Руднева и др., а также И. Голосова, предельно упрощавшего ордер. И. Фомин использовал и развил воспринятую от ордера структуру архитектурного языка, утверждая культурную традицию. Одновременно с этим в стране развивались левые новаторские течения. В период 1912-1922 гг. преобладало левое изобразительное искусство, а в период 1922-1932 гг. - новаторское течение архитектуры. Стилеобразующими концепциями первого периода были конструктивизм (В. Татлин, А. Родченко и др.) и супрематизм (К. Малевич, В. Кандинский и др.).
В начале 20-х годов архитектура советского авангарда приняла эстафету от левого изобразительного искусства и взяла на себя основную роль в формировании и развитии нового стиля. Конструктивизм предполагал конструкторско-изобретательское начало, конструирование изнутри, супрематизм предлагал поиски нового стиля через геометризацию форм, через цвет, через создание системы новых форм. Авангардизм не допускал прямое использование классического ордера.
К середине 20-х годов сложились два первых объединения советских архитекторов: в 1923 г. - АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), куда входили Н. Ладовский, В. Кринский, К. Мельников и др., выдвигавшие идею синтеза архитектуры и искусств с целью создания на основе психофизических законов "рациональной" архитектуры, обладающей "эмоционально-эстетическими качествами и свойствами"; Признавая приемущества новых конструкций и материалов. За основу они брали восприятиеобъема, плоскости, ритма и других элементов композиции.
в 1925 г. - ОСА (Объединение современных архитекторов), куда входили братья Веснины, М. Гинзбург, И. Николаев и др., называвшие себя конструктивистами и ставившие своей целью преобразование окружающей среды путем "функционального метода" на основе прогрессивных производственно-бытовых процессов, типизации и стандартизации массового строительства. Творчеством рационалистов и конструктивистов был создан стиль архитектуры 20-х годов.
К крупнейшим произведениям зодчества конструктивистского направления относятся здания принципиально новых типов - дома-коммуны, построенные по принципу объединения индивидуального жилища и общественно-бытовых учреждений в одной объемно-пространственной композиции: студенческий дом-коммуна (1929 - 1930, И. Николаев), дом-коммуна на ул. Чайковского в Москве (1928-1930, М. Гинзбург и И. Милинис) с экономично спланированными квартирами и обобществленным обслуживанием.
Однако качество материалов и строительных работ отставало от новых архитектурных идей. В 1925 г. возникли первые проекты социалистических городов на базе промышленных гигантов первой пятилетки: Запорожье, Кузнецк, Магнитогорск. Строили "соцгорода" комплексно: вместе с жилыми домами возводили предприятия, магазины, детские учреждения, школы, клубы и т.д. Промышленное строительство отличалось от дореволюционного современной архитектурной формой, крупными масштабами, четким силуэтом.
Архитектурным сооружением мирового уровня явилось здание Днепрогэса в Запорожье (1929-1932, В. Веснин и др.), величественный образ которого характерен для первого этапа советской архитектуры.
- 1. Развитие стиля модерн в России на рубеже хiх – хх веков. Деятельность архитекторов Москвы и Петербурга.
- 2. Арх ретроспективизма в России начала 20в. Неокласицизм и неорусский стиль.
- 3.Стилевые поиски архитектуры Украины на рубеже хiх –хх веков
- 4) Основные течения и группировки в советской архитектуре 1920-х
- 5. Конструктиви́зм в искусстве и архитектуре. Работы.
- 6. Вхутемас и реформа архитектурного образования.
- 7 Арх. Украины первых послереволюционных лет…группировки. Проекты.
- 9. Достижения в области архитектуры промышленных зданий и сооружений в период 1917-1932 г.Г.
- 10. Поиски в области архитектуры жилища в период 1917-1932 г.Г.
- 11)Новые типы общественных зданий (1914-1932) Архитектура рабочих клубов.
- 12)Значение конкурса на проектирование дворца Советов в Москве.
- 13. Поиски образной выразительности и национального своеобразия в архитектуре крупных общественных зданий предвоенного десятилетия (1932-1941гг)
- 14. Развитие градостроительства в предвоенный период (1932-1941). Основные положения генплана Москвы 1935г. Конкурс на проект административной площади Киева 1935г.
- 16) Восстановление разрушенных войной городов 1940-е, первой половине 1950-х. Проектирование и застройка центра Киева.
- 20. Развитие гралостроительства 1955-1970г. Строительство новых городов.
- 24. Архитектура промышленных зданий и сооружений в 1955-1970г.
- 25. Особенности архитектуры крупных общественных зданий 1955-1970г.
- 26. Архитектура общественных зданий массового строительства 1955-1980-х гг.
- 27. Застройка Калининского ( Новоарбатского) проспекта в Москве. Здание Совета экономической Взаимопомощи.
- 29. Архитектура крупных общественных зданий 1970-1990-х г.Г. Новые конструктивные и типологические решения
- 30.Зрелищные здания 1960 – 1990 г. Г. (театры, кинотеатры, цирки, концертные залы, дворцы культуры). Дворец «украина» в киеве
- 31. Архитектура олимпийских объектов Москвы и Талина
- 32 Новостройки Киева 2000 года, восстановление памятников архитектуры
- Жилое здание на Нижнем Валу в Киеве ю. Мельничук
- Жилой комплекс смешанного типа в Киеве
- Проект жилого комплекса в Киеве
- Архитектурный проект жилого здания с клиникой
- 33. Жилищное строительство 2000-х гг. Достижения и тенденции.
- Украинский арх Александр Комаров – Реализованный проект коттеджа в Киеве, 2005 Проект надстройки здания на Андреевском спуске, киев ,2002, Жилой комплекс смешанного типа в Киеве, 2005