logo
история модуль 2 - готово плохо с 28, 29 поищит

16) Восстановление разрушенных войной городов 1940-е, первой половине 1950-х. Проектирование и застройка центра Киева.

реконструктивно-восстановит. работы велиьс на основе тщательного сохранения и развития градостроит. традиций.

Над восстановлением разрушенных войной городов работали практически все ведущие архитекторы того времени. В процессе возрождения городов преодолевались многие стихийно сложившиеся в прошлом дефекты планировки и застройки. Размах реальных восстановительных мероприятий нарастал одновременно с мощными наступательными операциями советских войск.

Над генеральными планами и проектами застройки центров восстанавливаемых городов работали с коллективами коллег лучшие силы советской архитектуры: К. Алабян (Сталинград), Н. Баранов (Ленинград, Псков), А. Буров (Ялта), А. Власов (Киев), Б. Иофан (Новороссийск), В. Гельфрейх (Орел), Г. Гольц (Смоленск), Н. Колли (Калинин), И. Николаев (Великие Луки), Г. Бархин и Л. Поляков (Севастополь), Л. Руднев (Воронеж), М. Парусников (Брянск), В. Семенов (Ростов-на-Дону), И. Соболев (Краснодар), А. Щусев (Новгород).

Растущие объемы строительства требовали заводского производства элементов, типизации проектов. В послевоенный период была разработана новая методология типового проектирования — серийный метод, идея которого родилась еще в 1938 г. Широко внедрялись серии типовых проектов малоэтажных домов в строительстве РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик.

Разворачивалось экспе­риментальное строительство первенцев крупносборного домостроения. Однако не эти тенденции определяли развитие архитектуры послевоенного десятилетия. Естественная после победы тяга к триумфальности вырождалась в ряде работ в поверхностную стилизацию. Даже в наиболее значительных объектах типа высотных зданий Москвы проявились противоречия направленности архитектуры того периода. Тем не менее, высотные здания, бесспорно, величественный жест большой архитектуры.

В это же время были построены в Москве жилые дома по проектам И. Жолтовского на Смоленской площади и Большой Калужской улице, решенные на основе разработки тем классики. Дом на Смоленской площади наделен легкими, облегчающимися кверху пропорциями, основанными на отношениях золотого сечения и его функций. Посредством этих пропорциональных отношений достигнута гармоническая согласованность всех элементов архитектурной композиции здания. Дом на Большой Калужской занимает встроенное положение в системе улицы. Поэтому его главный фасад сделан плоским, что хорошо согласуется с градостроительным характером большой транспортной магистрали.

В многоэтажных домах, построенных по проектам И. Жолтовского, на фасадах с равномерной сеткой окон воссоздана структура ренессансного палаццо. При этом архитектор использовал чистоту ренессансной системы при организации современного жилища. Важную роль в послевоенной архитектуре сыграло типовое проектирование, получившее развитие в 1945-1954 гг. Это было время создания новой методологии типового проектирования - серийного метода при централизованном изготовлении унифицированных элементов. И. Жолтовский считал, что массовое типовое строительство в первую очередь должно быть прекрасным. Поэтому необходимо было создавать типы удобного, экономичного, красивого жилья и разрабатывать грамотные, высококачественные стандарты конструкций и архитектурных деталей.

1944г. главн арх.Ленинграда Баранов, выступил с новым проектом генплана города, проект предусматривал расширение города на Ю и на С. кроме восстановления городских парков также создавались и новые.

В 1945г. началось восстановление 15 разрушенных русских городов , среди них Салинград, Севастополь. Ростов на Дону, Краснодар и др.

Такой размах арбот представлял собой важный этап развития советского градостроительства.

На Софийской стороне Крещатика на протяжении километра не сохранилось ни одного дома, на противоположной, на участке от площади Калинина до улицы Ленина — всего два здания. Стоял вопрос о создании нового Крещатика. Значительным архитектурным событием последнего года войны стал конкурс на проект настройки Крещатика.

В нем приняли участие много архитекторов. При всем разнообразии решений в представленных проектах ясно выявилось стремление сохранить исторически сложившиеся композиционные узлы, использовать специфические особенности рельефа местности. На общем фоне предложений сплошной застройки обеих сторон улицы резко выделялся проект А. Тация и Н. Иващенко, предложивших сплошную застройку зданиями лишь на Софийской стороне магистрали, а на крутом склоне противоположной стороны предусматривавших отдельно стоящие объемы зданий с большими зелеными разрывами между ними. Этот прием раскрытия пространства улицы на зеленый склон Липок был в известной степени применен потом главным архитектором Киева А. Власовым при разработке окончательного варианта застройки. Большое внимание уделялось во всех проектах художественно-образным исканиям.

Предпринимались попытки в различных стилевых направлениях. Наиболее яркое, насыщенное романтикой образное решение архитектуры Крещатика предложил Г. Гольц — тонкий художник и знаток классического наследия. Оригинальные творческие идеи, полученные в результате конкурса, во многом повлияли на дальнейший ход работы. В окончательном проекте застройки, созданном в 1949 г. А. Власовым, А. Добровольским, В. Елизаровым, А. Заваровым, А. Малиновским и В. Приймаком, была преодолена характерная для градостроительства послевоенных лет концепция плотно обстроенной парадной улицы-коридора. Широкая, решенная в нескольких уровнях новая магистраль, выполняющая своеобразную роль столичного форума, объединяет пространственно развитую систему площадей с многоплановым раскрытием живописного рельефа со стороны Липок и организацией зрительной связи с ансамблем Софийского собора и другими элементами исторической и новой городской застройки.

. Генеральный план Сталинграда создавал основу для широкого ансамблевого строительства. В каждом районе города предусматривался свой местный районный центр, индивидуальный по размерам, конфигурации, характеру намечаемого архитектурного решения. Эти центры намечено было трактовать как закономерные ансамбли, взаимодействующие один с другим и общегородским центром.

Восстал из руин и другой город-герой — Севастополь. Г. Бархин заложил в основу его генерального плана идею раскрытия центральной части к морю и создания выразительных ансамблей, увековечивающих героическую оборону города.

Разработанный под руководством А. Щусева генеральный план Новгорода предусматривал сочетание новой застройки с уникальными памятниками старины, которым был нанесен огромный ущерб и восстановление которых входило в число первоочередных мероприятий.

Решительной реконструкцией сопровождалось восстановление города Ростова-на-Дону по генеральному плану, разработанному под руководством В. Семенова. Большие разрушения позволили автору ликвидировать два крупных недостатка города, образовавшихся в его хаотической дореволюционной застройке — освободить набережную Дона от антисанитарных зданий мелких мастерских заводов и тп.

Примером коренного преобразования города является восстановление столицы БССР Минска. Был проведен также ряд крупных конкурсов на проекты центрального ансамбля Минска-главной композиционной оси города проспекта Ленина с объединяемыми им площадями. Генеральный план Минска был разработан белорусскими проектировщиками (М. Трахтенберг, М. Андросов, К. Иванов, Р. Образцова, В. Толмачев) в 1946г., а в 1948г. утвержден.

Следуя установившимся принципам реконструкции советских городов, авторы сохранили в основном сложившуюся в прошлом планировочную структуру города, но подвергли ее решительному улучшению. В Минске в соответствии с планом развития народного хозяйства БССР на 1946-1950 гг. создавалась крупная автомобильная, тракторная, велосипедная и радиотехническая промышленность, а разрушения представляли возможность усовершенствования структурных узлов генерального плана.

Вследствие крайне острой нужды в жилище в начальный период (1946-1948 гг.) в Минске строились малоэтажные дома, для этого были выделены специальные территории, главным образом вблизи новых промышленных районов. Но уже с 1949 г. новое строительство осуществлялось домами в пять — восемь этажей.

Стремление не только восстановить разрушенные города и реконструировать их, но и одновременно отразить пафос всемирно-исторической победы над фашизмом в крупных градостроительных ансамблях убедительно представляет перед нами на примере работ по восстановлению Крещатика

Подводя общие итоги и в целом высоко оценивая большие достижения советского градостроительства послевоенного десятилетия (всего одного десятилетия!), нельзя не видеть и его определенные недостатки. С одной стороны, прогрессивные принципы сохранения исторической структуры городов с одновременным ее совершенствованием, функциональное зонирование территории города; застройка крупными жилыми массивами; рациональное построение сетей обслуживания; оздоровление городской среды средствами архитектуры и улучшение его транспортных условий. А с другой стороны — отрыв в ряде случаев художественно-образного начала в архитектуре города от современных материально-технических и функциональных основ градостроительства; догматизация приемов планировки и застройки городов XVIII — начала XIX в., попытки подчинить живое развитие города замкнутым и в ряде случаев архаизированным планировочным схемам. Эта противоречивость и двойственность проявила себя во всех областях советской архитектуры рассматриваемого периода. 

17

Архитектура крупных общественных зданий послевоенного десятилетия (1945-54гг).

Крупные общественные здания и соору­жения, воздвигнутые в первое послевоенное десятилетие, по характеру архитектуры не имеют резко выраженных принципиальных отличий от аналогичных сооружений пред­военных лет.

Работая над уникальными зданиями общественного назначения, архи­текторы исходили из основных, зародив­шихся на предыдущем этапе становления советского зодчества творческих позиций, обращаясь к традициям мирового и нацио­нального художественного наследия. Присущее этому времени стремление за­печатлеть в монументальных образах архи­тектуры победу советского народа над фа­шизмом зачастую приводило к декоратив­ной перегрузке композиций общественных зданий и сооружений.

Возводившиеся в этот период театры, административные здания, санатории и до­ма отдыха, вокзалы и другие общественные сооружения нередко облекались в формы исторических стилей. При проектировании общественных зданий широко использова­лась ордерная композиция.

Гигантские по размаху градостроительные работы, развернувшиеся в Советском Союзе после окончания Великой Отечественной войны, органически включали в себя наряду со строительством жилых домов в массовых культурно-бытовых учреждений строительство уникальных зданий и сооружений самого разнообразного общественного назначения.

Во многих городах страны, в основном где была оккупация, в большом количестве возводились железнодорожные вокзалы и другие транспортные сооружения, особенно сильно пострадавшие в военные годы (ж\д вокзалы в Харькове, Брянске, Курске,Симферополе,Сочи и др.; аэровокзалы в Ленинграде и др.). Началось интенсивное строительство речных и морских вокзалов. В их архитектуре проявились характерные для этого периода тенденции. Иногда в ущерб функциональным удобствам в архитектурной композиции вокзальных комплексов применялись традиционные дворцовые схемы русского зодчества конца 18-начала 19 вв. одним из примеров проявления подобных тенденций в строительстве транспортных сооружений первых послевоенных лет может служить ж\д вокзал в Харькове (арх. Б.Мезенцев, Е.Лымарь, С.Филиппов.)

С первых послевоенных лет в стране развернулось широкое строительство здравниц, театров, кинотеатров, Домов культуры, стадионов и многих других общественных зданий и сооружений.

Война нанесла значительный ущерб курортам страны. Жестоким разрушением подверглись здравницы Крыма,кавказких Минеральных вод, Прибалтики и др. особенно пострадали курорты Украины,где большинство сооружений было полностью разрушено.

В первое послевоенное десятилетие во многих городах страны выросли крупные здания зрелищного и культурно-просветительного назначения. В Волгограде, Казани, Калилине, Таллине и некоторых других городах вступили с трой новые оперные и драматические театры; Дворцы культуры и клубы строились в Златоусте, Нижнем Тагиле, Новой Каховке, Запорожье и во многих других промышленных центрах Советского Союза.

Типизация, уже широко применявшаяся в этот период в строительстве массовых и культурно-бытовых зданий, частично проникла и в область строительства зрелищных и культурно-просветительных учреждений. В послевоенные годы разрабатывались типовые проекты клубов, двухзальных театров и кинотеатров, встроенных в первые этажи жилых домов. Но характерно то, что и в типовых проектах, призванных воплощать наиболее прогрессивные творческие устремления своего времени, в той или иной степени отразились тенденции украшательства и векритического заимствования приемов и форм исторических архитектурных стилей.

В архитектуре театров в этот период продолжал господствовать утвердившийся во 2-й половине 30-х гг.тип ярусного театрального здания с порталом и кулисной сценой. Здания клубов и дворцов культуры этого времени характеризуются компактностью и симметрией осевых объемно-планировочных построений и их здания часто украшались портиками с колоннами и мощными фронтонами.

Вкачестве типичного в этом смысле примера можно привести Дворец культуры металлургов в Тагилстроевском районе Нижнего Тагила (архит. В.Емельянов, 1952 г.). Пышный с грузными колоннами портик главного входа, развитые капи-тели пилястр боковых фасадов, многоколонная ротонда, венчающая здание, а также отделка интерьеров, перегруженная архаическими декоративными моти-вами,— все это наглядно характеризует стремление помпезности художественных образов.

В рассматриваемый период во многих городах Советского Союза строились пра­вительственные и административные зда­ния. Наиболее значительным сооружением этого типа, является Дом правительства Гру­зинской ССР в Тбилиси, полностью закон­ченный в 1954 г. (архитекторы В. Кокорин, Г. Лежава). Новая часть Дома правительства со­стоит из двух прямоугольных в плане объ­емов, расположенных по обеим сторонам пропилеев, ведущих в глубь парадного двора, подчеркивая ярко выраженную цент­ральную композиционную ось. Это четкое расчленение здания на две части создает функционально удобное деление корпуса на группы помещений Верховного Совета и Совета Министров Грузинской ССР. Две различные по назначению части но­вого здания объединены мощной аркадой. Распо­ложенные в центральной части аркады пропилеи ак­центируются фронтоном с лепным изображением Гер­ба республики в окружении знамен. Вытянутая по всему фронтону главного фасада аркада служит ведущим архитектурным элементом ансамбля Дома правитель­ства. Ее крупный масштаб и парадность подчеркивают большую общественную зна­чимость правительственного комплекса. Но в то же время возникает известное противоречие с градострои­тельными условиями, так как пространство перед зда­нием недостаточно обширно для полноценного зритель­ного восприятия столь мо­нументальной архитектур­ной композиции.

Среди крупных админи­стративных сооружений по­слевоенного десятилетияадминистративные здания вМоскве: на ул. Горького (архит. В. Андреев, 1948— 1949 гг.) и на Садовом кольце 1 (ар­хит. М. Посохни, 1950 г.); здание ЦК КП .Армян­ской ССР на ул. Баграмяна в Ереване (архит. М. Гри­гория, 1950 г.); здание городского комитета партии в Кутаиси (архит М. Шавишвили, 1950г.); областная партийная школа на пл.Павших борцов в Волгограде (арх. В Симбирцев, Е. Левитан, 1950г.) и др.Созданные различными мастерами, эти здания отмечены общей для архитектурного творчества послевоенных лет монументализацией художественных образов; всем им присущи симметричные осевые объемно-планировочные построения и пышные архитектурные формы.

18

Архитектура высотных зданий Москвы послевоенного десятилетия (1945-1954гг).

Неоднозначность оценок характерна для многих ведущих произведений того времени. И чем значительнее объект, тем более противоречиво он воспринимается. В этом плане наиболее многозначна проблема оценки высотных зданий, возведение которых как бы увенчало собой развитие архитектуры послевоенного десятилетия.

В 1947 г. было принято решение о строительстве в Москве восьми высотных зданий — двух жилых (на площади Восста­ния и Котельнической набережной), одного административно-жилого (у Красных во­рот), двух административных (на Смолен­ской площади и в Зарядье), одного учеб­ного (на Ленинских горах), двух гостиниц (на Комсомольской площади и Дорогоми­ловской набережной).

Для своего времени высотное строительство в столице было весьма значитель­ным событием. Семь первых высотных домов располагаются в важнейших пунктах столицы — на пересечении радиальных ма­гистралей с Садовым кольцом и Москвой-рекой, а также на Ленинских горах.

Первые московские высотные дома имели положительное значение и для развития отечественной строительной тех­ники. Примененные в них новые системы каркасов и фундаментов, различные круп­нопанельные заполнения стен и покрытий, новые виды стойких облицовочных мате­риалов, совершенные системы санитарно-технического обслуживания и многие дру­гие.

В то же время в архитектуре первых московских высотных домов, быть может, с большей остротой проявились противоречивые тенденции творческой направлен-ности советского зодчества послевоенного де­сятилетия. Подчеркнутая помпезность позиций сочетается в них с недооценкой вопросов функциональной и экономической целесообразности. Так, например, площадь, занимаемая конструкциями и маскирующим их архитектурным декором в виде столбов, пилонов, всевозможных раскреповок и т.п., в высотном здании МГУ достигла 23% общей площади учебных помещений; декоративные излишества в архитектурной трактовке фасадов и интерьеров увеличили стоимость строительства.

Среди построенных в этот период высотных зданий столицы наиболее значительным по объему и градостроительной роли явл. Комплекс Московского гос-го университета на Ленинских горах(арх. Л.Руднев, С.Чернышев,П.абросимов ,1949-1953гг.). удачно использовав природные особеннсоти, авторы создали выразительный архитектурный ансамбль состоящий из 27 основных и 10 служебных зданий. Значительная территория отведена под парки, ботанический сад, всевозможные площадки, аллеи, открытые дворцы и т.п. Архитектурное решение комплекса университета имеет недостатки в ор­ганизации учебного про­цесса.

Объединение в од­ном высотном сооружении собственно учебных поме­щений с жильем повлекло за собой осложнения как с точки зрения планиро­вочной организации соору­жения, экономичности, кон­структивного устройства, так и функциональных удобств. Что же касается инте­рьеров университета, нель­зя не признать, что они страдают чрезмерной пыш­ностью и разнохарактер­ностью декоративного уб­ранства. Обилие ценных отделочных материалов, сложность и многообразие разностильных декоратив­ных элементов — все это увеличило стоимость соору­жения и лишило интерьеры единства, внеся в них чер­ты эклектики.

Среди других высотных зданий этого периода в наи­более выигрышных градо­строительных условиях находится 22-этажный жилой дом на Котельнической набережной, поставленный на слиянии Москва-реки с Р.Яузой (арх. Д.Ччулин, А.Ростковский, инж. Л.Гохман.)

Другое высотное административное зда­ние на Лермонтовской площади (архитек­торы А. Душкин, Б. Мезенцев, инж. В. Аб­рамов) открывает панораму высотных ак­центов Комсомольской площади.

Являясь основой пространственной ор­ганизации крупных городских узлов, высот­ные дома служат активными градоформирующими элементами центрального ядра столицы.

Ряд зданий Москвы, занимающих ответственные градостроительные участки, получил новый облик. Одной из таких работ была коренная реконструкция здания ресторана «Яр», превращенного в гостиницу «Советская» (арх. И.Ловейко, В.Лебедев, П.Штеллер). стены старого сооружения предопределили планировку здания. Появился крупный ордер, масштабный пространству ленинградского проспекта. Впечатляет парадная композиция главной лестницы, как бы обнимающей центральную часть внутреннего объема.

Среди крупных архитектурных комплексов первого десятилетия – всесоюзная сельскохозяйственная выставка, кот. Открылась 1 августа 1954г. В Москве. Широко отражая рост и достижения социалистического хозяйства, выставка представляла собой замечательную школу передового опыта сельского хозяйства.

Од­нако в композиции выставочных сооруже­ний — павильонов, фонтанов и др. — стрем­ление к декоративному обогащению по­лучило гипертрофированные размеры, что значительно снизило архитектур­ные качества этого выставочного ком­плекса.

Выставка 1954 г., законченная незадол­го до начала широкой перестройки архи­тектурно-строительного дела в нашей стране, на важном рубеже развития совет­ского зодчества, была фактически послед­ним крупным общественным комплексом послевоенного периода. Начавшийся с се­редины 50-х гг. перелом в творческой на­правленности вызвал коренные изменения и в приемах проектирования уникальных общественных сооружений.

19

Разработка метода серийного проектирования и комплексная застройка жилых районов в 1-ое послевоенное десятилетие(45-54гг). застройка центральных улиц и магистралей. Крупноблочное и крупнопанельное строительство.

В годы Отечественной войны перебази­рование заводов и эвакуация гражданского населения в восточные районы страны тре­бовали повышения темпов массового жи­лищного строительства в новых индустри­альных центрах Сибири, Урала и Средней Азии. Задачей строительства было создание временного жилья (с минимальным расхо­дом строительных материалов и ограничен­ным благоустройством), а также капиталь­ного жилья, отвечающего необходимым тре­бованиям благоустройства и технического оснащения.

Коллектив советских арх-ов и конструкторов создал новую методологию типового проектирования – серийный метод, при котором арх-но–художественные и градостроительные задачи решались в условии типизации строительства.

Унификация строительных деталей в значительном числе типовых проектов той или иной серии позволяла организовать централизованное производство конструк­ций и отдельных частей зданий для массо­вого жилищного строительства. В послево­енные годы серии типовых проектов широко внедрялись в малоэтажное жилищное строительство РСФСР, Украины, Белорус­сии, Казахской ССР и других респуб­лик.

В Москве и ее пригородах типовые ма­лоэтажные жилые дома в два, три и ча­стично в четыре этажа строились на Перо­вом поле, в районе Измайлова, на Октябрь­ском поле, в Люблино, на Дмитровском шоссе, в Химках И в других районах.\

В качестве примера послевоенного малоэтажного жилищного строительства в Москве можно указать на законченный в 1946г. жилой комплекс на Хорошевском шоссе (архит. Д. Чечулин). Достоинством этого строительства является попытка создать жилой комплекс из серии типовых мало­этажных домов.

К недостаткам типовых проектов малоэтаж. домов, созданных в первые послевоенные годы, можно отнести то, что проекты соответствовали малой степени индустриализации. В них не было предусмотрено использование крупномерных элементов, недостаточно последовательно проведен принцип сборности, это делало проекты недостаточно економичными. также недостатком было то, что жилые дома имели малую протяженность, что удорожало строительство и повышало расходы на отопление.

Но несмотря на эти недостатки, строительство жилых комплексов по типовым проектам в первые послевоенные годы сыграло огромную положительную роль. К 1946г. Были разработаны и утверждены серии секций с малометражными и полнометражными квартирами. Эти серии отличались высотой этажа и пролетом перекрытий.

Практика использования серий типовых проектов при восстановлении разрушенных городов внесла свои поправки в отдельные нормативы и соотношения квартир и определила переход к сериям, сочетающим все типы квартир.

Наряду с малометражными квартирами проект норм Академии архитектуры СССР регламентировал и полнометражные квартиры, кот. отличались увеличенными размерами жилой и подсобной площади, лучшей внутренней отделкой и большой высотой помещений. Такие серии были созданы к концу 1946-началу 1947г, как для малоэтаж., так и для многоэтаж. Строительства (типовая серия архит. С.Кибирева и серия секций архит. В.Калиша).

Дальнейшее развитие типового проектирования привело к созданию комплексной серии типовых проектов. Значение комплексной серии метода типового проектирования, организующего строительную промышленность, особенно возросло с переходом на модульную систему проектирования. Сочетание модульной системы и серийного метода типового проектирования способствовало успешному развитию строительной промышленности в СССР.

В 1947-1948гг в Москве началось массовое строительство по типовым проектам 4-8-этаж.домов в районе Песчаных улиц. Песчаные улицы – первый большой район экспериментального многоэтажного строительства, где проверялись эксплуатационные качества различных конструкций, стеновых и отделочных материалов и методов возведения зданий (арх. З.Розенфельд, В.Сергеев и др.).

Дальнейшее развитие строительной техники позволило в начале 50-х гг.увеличить число этажей до 8-10.

В Москве и Ленинграде и других столицах союзных республик начался переход к строительству домов повышенной этажности. Сначала это были отдельные дома, появившиеся на центральных улицах. Сооружались они, как правило, по индивидуальным проектам,в большинстве случаев без применения типовых секций.

Примерами могут служить: дома на Большой Калужской ул.(арх. И.Жолтовской), ряд многоэтаж.домов по ул.Горького, Садово-Триумфальной ул.и Ленинградской проспекте в Москве(арх. О.Гурьев, В.Фромзель); жилой дом на ул.Николадзе в Тбилиси(арх. М.Миминошвили); жилой дом на Красноармейской в Киеве и ряд других.

В эти же годы возобновилась работа над проектированием домов из крупноразмерных элементов. Большую роль в развитии передовых методов строительства сыграло применение новых многослойных стеновых панелей разработанных в 1947г.институтом строительной техники Академии архитектуры СССР. По его проекту в Москве был сооружен 4-этаж.каркасный крупнопанельный жилой дом на Соколинной горе(авторы Г.Кузнецов,В.Смирнов,и др.). это был первый в СССР каркаснопанельный жилой дом,собранный из тонких ж/б плит-панелей. Несмотря на ряд серьезных недостатков в планировке квартир и архитектурном решении здания, сооружение такого дома утвердило саму идеюкрупнопанельного строительства многоэтаж. жилых домови оказало влияние на дальнейшее его развитие.

В 1948г началось строительство восьми 4-этаж каркасно-панельных жилых домов на Хорошевском щоссе (арх. М.Посохин, А.Мндоянц, инж. В.Лагутенко). строительство жилых домов на Хорошевском шоссе позволило проверить экономичность крупнопанельных зданий и усовершенствовать конструкцию каркаса- от металлического до ж/б. возведение большой группы каркасно-панельных домов на Хор.Шоссе сыграло немалую роль в развитии индустриализации жилищного строительства.