1. Развитие стиля модерн в России на рубеже хiх – хх веков. Деятельность архитекторов Москвы и Петербурга.
Моде́рн (от фр. moderne - современный), ар-нуво(фр. art nouveau, букв. «новое искусство») -художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX – нач. XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
модерн стиль в архитектуре конца XIX - начале XX вв., стремившийся противопоставить характерным для XIX в. эклектическим заимствованиям из художественного наследия прошлого целостное эстетическое мироощущение (создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций). Черты стиля модерн - тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач (уделяется особое внимание оформлению интерьера), изысканные живописные эффекты, увлечение "текучими" формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи) и т.д. - В рамках модерна, но как особая его разновидность развивался неорусский стиль - национально-романтическое течение, перерабатывавшее формы древнерусского и народного зодчества (церковь Марфо-Мариинской обители, 1908-12, архитектор А.В. Щусев; здание Казанского вокзала и др.).
конец 19 в. – попытки архитекторов понять смысл происходящих перемен и наметить новые рационалистические пути развития арх. На практике эти идеи прививались медленно,в осн. на промышл. Предпр, т.к. они не требовали высокой худож. выразительности. Для рубежа 19-20в. характерно - создание новой арх., независимую от арх. Стилей прошлого. Руск. арх. шли в ногу с Ван де вельде, Орта и др. Появлению архит. Модерна способствовало включение России в междунар. Систему имперализма. Русская строит техника создала много нового и арх. Начали использ их для осуществл. Современных требований жизни.
Но модерн пришел в Россию не в готовом виде с Запада. Она имела собствен. Почву , свои предпосылки. Естественно опытстран Евопы учитывался.
Русск. Модерн был более рационалистическим, теснее связан с национ. Традициями, задачи созд нового стиля на ранних этапах были не настолько конкретны как в Европе.
Особенности развит капитализма с пережитками предшест эпохи объясняют, почему здесь модерн сущ с ретроспективными течениями, которые то порили то вступали в симбиоз с ним.
Арх-ры заботились о чистоте стиля своих построек, выразительности облика, изучли арх-ру прошлого. Нос тарые позиции пересматривались . Арх-ры –единомышленники входили в объединения. Проходили съезды русских зодчих чего раньше не было.
В России модерн пережил три периода: ранний, зрелый (рациональный) и поздний, различие между которыми обусловлено идейными приоритетами и степенью выраженности стиля. В период раннего модерна (1880 - 1890 гг.) приоритетным типом зданий становятся особняки, внешняя и внутренняя форма которых неповторимы и сим-воличны. Зрелый этап (1890 - 1900 гг.) - это период саморефлексии модерна и попытка разрешения глобальных противоречий между элитарностью и массовостью Начинается массовая застройка городов, появляются железнодорожные вокзалы, крытые торговые галереи, кинотеатры, музеи, доходные дома, призаводские общежития. Поздний модерн (1900 - 1917 гг.) запомнился отходом от «стильной чепухи». В этот период строятся здания общественного значения: вокзалы, типографии, банковские комплексы, доходные дома. Их особенной чертой становятся габариты: мощные 5 – 7-этажные строения с минимальным и простым декором.
Наиболее яркими классическими зданиями в Москве, выполненными в стиле модерн, считаются дома Миндовского 1903-1904 (ул. Поварская, 44) и Исакова (ул. Пречистенка, 28), возведенные Л. Н. Кекушевым в начале ХХ века. известная гостиница «Метрополь» 1899-1905 построена по проекту В. Валькота и Л. Кекушева, ее фасады украшены керамическими панно и фризами художников М. Врубеля и А. Головина. Старое здание МХАТА (Камергерский пер., 4), дом Рябушинских и Ярославский вокзал 1902 – 1904 созданы великим архитектором Федором Шехтелем.
В Питере - Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском проспекте, гостиница «Астория» (Ф. И. Лидваль 1913—1914), доходный дом А. Я. Барышникова,-1899 гг. - (ул. Марата31)
В Санкт-Петербурге одним из наиболее заметных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском. С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что считается градостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка (1902—1904, арх. П. Ю. Сюзор). Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, арх. Г. В. Барановский). К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф. И. Лидваль 1913—1914). В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — Бржозовский С. А.).
- 1. Развитие стиля модерн в России на рубеже хiх – хх веков. Деятельность архитекторов Москвы и Петербурга.
- 2. Арх ретроспективизма в России начала 20в. Неокласицизм и неорусский стиль.
- 3.Стилевые поиски архитектуры Украины на рубеже хiх –хх веков
- 4) Основные течения и группировки в советской архитектуре 1920-х
- 5. Конструктиви́зм в искусстве и архитектуре. Работы.
- 6. Вхутемас и реформа архитектурного образования.
- 7 Арх. Украины первых послереволюционных лет…группировки. Проекты.
- 9. Достижения в области архитектуры промышленных зданий и сооружений в период 1917-1932 г.Г.
- 10. Поиски в области архитектуры жилища в период 1917-1932 г.Г.
- 11)Новые типы общественных зданий (1914-1932) Архитектура рабочих клубов.
- 12)Значение конкурса на проектирование дворца Советов в Москве.
- 13. Поиски образной выразительности и национального своеобразия в архитектуре крупных общественных зданий предвоенного десятилетия (1932-1941гг)
- 14. Развитие градостроительства в предвоенный период (1932-1941). Основные положения генплана Москвы 1935г. Конкурс на проект административной площади Киева 1935г.
- 16) Восстановление разрушенных войной городов 1940-е, первой половине 1950-х. Проектирование и застройка центра Киева.
- 20. Развитие гралостроительства 1955-1970г. Строительство новых городов.
- 24. Архитектура промышленных зданий и сооружений в 1955-1970г.
- 25. Особенности архитектуры крупных общественных зданий 1955-1970г.
- 26. Архитектура общественных зданий массового строительства 1955-1980-х гг.
- 27. Застройка Калининского ( Новоарбатского) проспекта в Москве. Здание Совета экономической Взаимопомощи.
- 29. Архитектура крупных общественных зданий 1970-1990-х г.Г. Новые конструктивные и типологические решения
- 30.Зрелищные здания 1960 – 1990 г. Г. (театры, кинотеатры, цирки, концертные залы, дворцы культуры). Дворец «украина» в киеве
- 31. Архитектура олимпийских объектов Москвы и Талина
- 32 Новостройки Киева 2000 года, восстановление памятников архитектуры
- Жилое здание на Нижнем Валу в Киеве ю. Мельничук
- Жилой комплекс смешанного типа в Киеве
- Проект жилого комплекса в Киеве
- Архитектурный проект жилого здания с клиникой
- 33. Жилищное строительство 2000-х гг. Достижения и тенденции.
- Украинский арх Александр Комаров – Реализованный проект коттеджа в Киеве, 2005 Проект надстройки здания на Андреевском спуске, киев ,2002, Жилой комплекс смешанного типа в Киеве, 2005