logo
история модуль 2 - готово плохо с 28, 29 поищит

2. Арх ретроспективизма в России начала 20в. Неокласицизм и неорусский стиль.

Ретроспективизм — традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира).т(+инф с 1, порассуждать о связи арх с историей и придерживание этого направления в арх)

Поиски нового стиля сопровождалиьс появлением и борьбой различн арх направлений – от рационалистических до ретроспективных.

Особенности развит капитализма с пережитками предшест эпохи объясняют, почему здесь модерн сущ с ретроспективными течениями, которые то порили то вступали в симбиоз с ним.

Они глубоко и всестороннее изучали арх. Прошлого – италь. Ренессанс, классицизм, древнерусскую арх. Они старались не просто перенестит в свои здания формы прошлого, а изучали их, решали, что делало эти произведения такими выарзительными.

Шла борьба арх. Направлений – появился арх-художник и арх-инженер.

Все сильнее проявлялось несоответствие старых приемов в новой арх-ре. Композиционные схемы зданий прошлого было трудно навязать зданиям другого назначения и масштаба.\

искусствоведы используют две трактовки:

Ретроспективизм в узком смысле есть неоклассицизм — наиболее влиятельное течение отечественной культуры XX в.

предреволюционных лет (1900—1917), основанное на обращении к российскому классицизму конца XVIII и первой трети XIX веков.

Отдельные ретроспективисты опирались на образцы итальянского ренессанса (И. В. Жолтовский, отчасти М. М. Перетяткович) и позднего барокко (А. И. Дмитриев, автор Училищного дома в Санкт-Петербурге).

Ретроспективисты-неоклассики (И. В. Жолтовский, В. А. Щуко, И. А. Фомин и другие) в будущем станут ведущими фигурами сталинской архитектуры.

Сторонники неоклассики рассматривали модерн как антихудожественное течение, в то время как во многих европейских странах новаторские течения были преемственно с ним связаны.

Приверженцы историзма в архитектуре стремились создать в среде будущего знаки исторической памяти. И. Фомин использовал и развил воспринятую от ордера структуру архитектурного языка, утверждая культурную традицию.

Ретроспективизм в широком смысле включает в себя и неоклассицизм, и русский стиль 1900-1917  годов  (А. В. Щусев,  С. У. Соловьёв,  И. Е. Бондаренко).

Псевдорусский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, псевдорусский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.( Николо-Александровский храм в Санкт-Петербурге, арх. С. С. Кричинский, 1913—1915, Большой Кремлёвский дворец Констанитна Тона, здание Исторического музея 1875-1881, архитектор Владимир Шервуд.)

"русский стиль" псевдорусский стиль, стилевое направление в архитектуре второй половины XIX в., в поисках национальной самобытности ориентировавшееся на древнерусское зодчество. С начала XX в. "русский стиль" получает новое развитие в общем русле стиля модерн; в так называемом неорусском стиле на смену прежнему буквальному воспроизведению деталей приходит широко понимаемая стилизация, свобода формообразования и пластических решений.

неорусский стиль направление в русской, в том числе в московской, архитектуре конца XIX в. - 1910-х гг (разновидность модерна, можно связать с 1 в) ., широко использовавшее мотивы древнерусского зодчества в целях возрождения национального своеобразия русской культуры. В отличие от предшествующего (и отчасти параллельного) ему "русского стиля", неорусский стиль характеризуется не точным копированием отдельных деталей, декоративных форм или объёмов, а обобщённостью мотивов, тонкой и творческой стилизацией стиля-прототипа. Общие принципы формообразования (от интерьера к наружным формам), пластичность, яркая декоративность построек неорусского стиля позволяют рассматривать его в качестве национально-романтического течения в рамках стиля модерн. В арсенал стилизуемых форм включались мотивы основных школ древнерусского зодчества (киевской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, московского барокко, народная деревянная архитектура). В проектировании построек участвовали художники: С.В. Малютин (доходный дом Перцовой в Соймоновском проезде, 1905-07, совместно с архитектором Н.К. Жуковым), В.М. Васнецов (фасад Третьяковской галереи, 1900-05). Одновременно к строительству в неорусском стиле обратились архитекторы, представители модерна: Ф.О. Шехтель (Ярославский вокзал в Москве, 1902-04), И.Е. Бондаренко (старообрядческие церкви, в том числе церковь Поморского согласия в Токмаковом переулке, 1907-08). С середины 1900-х гг. неорусский стиль претерпел существенную внутреннюю эволюцию: свободная, импровизационная стилизация сменяется более жёстким ретроспективизмом, сходным с ретроспективизмом неоклассицизма. Представители позднего неорусского стиля почти буквально воспроизводят формы древнерусских построек (собор Марфо-Мариинской обители, 1908-12, архитектор А.В. Щусев) либо "накладывают" русскую традиционную орнаментику на рационально спланированные объёмы (здание Ссудной кассы в Настасьинском переулке, 1914-16, архитектор В.А. Покровский).