logo search
ответы спб

19. Академия художеств и ее роль в художественной жизни Санкт-Петербурга.

Академия художеств - высшее государственное учреждение в области изобразительных искусств и архитектуры, являвшееся также высшей художественной школой. Учреждена в Петербурге в 1757 как «особая трёх знатнейших художеств Академия» по проекту И. И. Шувалова, ставшего её «первым главным директором» (1757—63). В 1764 преобразована в Императорскую АХ — учебное заведение и правительственное учреждение, регламентировавшее художественную жизнь страны, раздававшее государственные заказы и присуждавшее звания. Было открыто Воспитательное училище при АХ, где обучение начиналось в 5—6 летнем возрасте (интернат существовал до начала XIX в.). После 9 летней подготовки учащиеся завершали образование в историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном и других высших классах, а при выпуске из АХ выполняли «программу» (произведения на заданную тему). С 1767 отличившиеся выпускники посылались за границу в качестве пенсионеров АХ. В XVIII — первой трети XIX вв. АХ сыграла прогрессивную роль в воспитании национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов классицизма. К середине XIX в. в АХ возобладали консервативные тенденции; АХ насаждала казённое, отвлечённое от жизни искусство, противостоявшее развитию реализма. Благодаря деятельности ряда крупных педагогов реалистического направления (П. П. Чистяков и др.) и принятию нового, более демократического устава 1893, когда к преподаванию были допущены крупные мастера-передвижники (И. Е. Репин, А. И. Куинджи), сохранилось значение АХ как школы профессинального мастерства. В 1933 была создана учебная Всероссийская АХ (существовала до 1947). В 1947 в качестве научно-творческого центра художественной жизни страны организована в Москве АХ СССР, в системе которой находится ряд учреждений Ленинграда, помещающихся в прежних зданиях АХ: Живописи, скульптуры и архитектуры институт имени И. Е. Репина, Музей Академии художеств, библиотека, apхитектурно-мозаичная и бронзолитейная мастерские, лаборатории. Часть собраний АХ в первые годы Советской власти передала в ГЭ: Кушелевская галерея (положила начало новому разделу Эрмитажа, посвященному искусству XIX и XX вв.), часть скульптурного собрания, рисунки, гравюры.  Первоначально АХ помещалась в доме И. И. Шувалова на Садовой улице, в 1764— 88 было построено специальное здание АХ (Университетская набережная, 17) — один из памятников периода перехода от барокко к классицизму (архитектор А. Ф. Кокоринов, при участии Ж. Б. М. Баллен-Деламота). Почти квадратное в плане здание включает большой круглый двор в середине и четыре прямоугольных малых по углам; чётко расчленённые прямоугольные протяжённые фасады имеют рустованный нижний этаж и два верхних, объединённые дорическим ордером. Главный фасад, обращённый к Неве, подчёркнут тремя 4 колонными портиками и определяет архитектурный облик этой части набережной. Позднее созданы чугунная лестница (1819), учебный корпус в академическом саду (1819—21) — архитектор А. А. Михайлов, парадные интерьеры главного здания (1829—37), пристань с двумя древнеегипетскими сфинксами по сторонам перед главным входом (1832—34) — архитектор К. А. Тон, профессорские дома в саду (1846—49, архитектор А. П. Брюллов), мастерские мозаики (1862—64, архитектор Ф. И. Эппингер). Отделка конференц-зала изменена во второй половине 1860 х гг. (проект архитектора А. И. Резанова). Воспитанники Академии прославили русское искусство, создав образы глубокой мысли, воспевавшие красоту русского человека и благородство его стремлений.