19. Академия художеств и ее роль в художественной жизни Санкт-Петербурга.
Академия художеств - высшее государственное учреждение в области изобразительных искусств и архитектуры, являвшееся также высшей художественной школой. Учреждена в Петербурге в 1757 как «особая трёх знатнейших художеств Академия» по проекту И. И. Шувалова, ставшего её «первым главным директором» (1757—63). В 1764 преобразована в Императорскую АХ — учебное заведение и правительственное учреждение, регламентировавшее художественную жизнь страны, раздававшее государственные заказы и присуждавшее звания. Было открыто Воспитательное училище при АХ, где обучение начиналось в 5—6 летнем возрасте (интернат существовал до начала XIX в.). После 9 летней подготовки учащиеся завершали образование в историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном и других высших классах, а при выпуске из АХ выполняли «программу» (произведения на заданную тему). С 1767 отличившиеся выпускники посылались за границу в качестве пенсионеров АХ. В XVIII — первой трети XIX вв. АХ сыграла прогрессивную роль в воспитании национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов классицизма. К середине XIX в. в АХ возобладали консервативные тенденции; АХ насаждала казённое, отвлечённое от жизни искусство, противостоявшее развитию реализма. Благодаря деятельности ряда крупных педагогов реалистического направления (П. П. Чистяков и др.) и принятию нового, более демократического устава 1893, когда к преподаванию были допущены крупные мастера-передвижники (И. Е. Репин, А. И. Куинджи), сохранилось значение АХ как школы профессинального мастерства. В 1933 была создана учебная Всероссийская АХ (существовала до 1947). В 1947 в качестве научно-творческого центра художественной жизни страны организована в Москве АХ СССР, в системе которой находится ряд учреждений Ленинграда, помещающихся в прежних зданиях АХ: Живописи, скульптуры и архитектуры институт имени И. Е. Репина, Музей Академии художеств, библиотека, apхитектурно-мозаичная и бронзолитейная мастерские, лаборатории. Часть собраний АХ в первые годы Советской власти передала в ГЭ: Кушелевская галерея (положила начало новому разделу Эрмитажа, посвященному искусству XIX и XX вв.), часть скульптурного собрания, рисунки, гравюры. Первоначально АХ помещалась в доме И. И. Шувалова на Садовой улице, в 1764— 88 было построено специальное здание АХ (Университетская набережная, 17) — один из памятников периода перехода от барокко к классицизму (архитектор А. Ф. Кокоринов, при участии Ж. Б. М. Баллен-Деламота). Почти квадратное в плане здание включает большой круглый двор в середине и четыре прямоугольных малых по углам; чётко расчленённые прямоугольные протяжённые фасады имеют рустованный нижний этаж и два верхних, объединённые дорическим ордером. Главный фасад, обращённый к Неве, подчёркнут тремя 4 колонными портиками и определяет архитектурный облик этой части набережной. Позднее созданы чугунная лестница (1819), учебный корпус в академическом саду (1819—21) — архитектор А. А. Михайлов, парадные интерьеры главного здания (1829—37), пристань с двумя древнеегипетскими сфинксами по сторонам перед главным входом (1832—34) — архитектор К. А. Тон, профессорские дома в саду (1846—49, архитектор А. П. Брюллов), мастерские мозаики (1862—64, архитектор Ф. И. Эппингер). Отделка конференц-зала изменена во второй половине 1860 х гг. (проект архитектора А. И. Резанова). Воспитанники Академии прославили русское искусство, создав образы глубокой мысли, воспевавшие красоту русского человека и благородство его стремлений.
- 2. Возникновение и культурное самоопределение Санкт-Петербурга 1703-1725 гг
- 3. Формирование архитектурного облика города. Петровское барокко
- 5. Значение петровского времени для истории музыки Санкт-Петербурга.
- 6. Особенности становления светского изобразительного искусства в Петербурге (Никитин, Зубов, Матвеев и б.-к. Растрелли).
- 7. Типологические особенности культуры петровского Петербурга. Проблема русского ренессанса.
- 8. Рождение в Санкт-петербурге первого большого литературного направления – классицизма.(Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков).
- 9. Развитие огосударствления культуры в царствование Елизаветы Петровны.
- 11. Загородные дворцово-парковые комплексы в середине XIII в. (Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село).
- 12. Искусство и культура Санкт-Петербурга в годы царствования Анны Иоановны.
- 13. Роль Екатерины II в формировании духовного облика.
- 14. Эрмитаж. Роль музея в культуре Санкт-Петербурга.
- 15. Развитие светской системы образования во второй половине XVIII в. Становление Академии наук.
- 16. Учреждение в Петербурге первого российского государственного, профессионального, публичного театра.
- 17. Архитектура зрелого русского барокко. (ф.Б. Растрелли, с.И. Чевакинский).
- 18. Взлет отечественной скульптуры (ф.И. Шубин, м.И. Козловский, и.Б. Мартос). «Медный всадник» э.М. Фальконе
- 19. Академия художеств и ее роль в художественной жизни Санкт-Петербурга.
- 20. Особенности развития изобразительного искусства в Петербурге в середине XVIII века (и.Я. Вишняков, а.П. Антропов, и.П. Аргунов, м.И. Махаев).
- 21. Новый этап строительства города на регулярной основе (1737-1761). Теоретическая и градостроительная деятельность п.М. Еропкина.
- 22. Открытия литературы Петербурга последней трети XVIII века (д.И. Фонвизин, г.Р. Державин, а.Н. Радищев, н.М. Карамзин).
- 24. Ранний классицизм в архитектуре Петербурга (ж.-б.-м. Вален-Деламот, а. Ринальди, ю.М. Фельтен).
- 25. Строгий классицизм в архитектуре Петербурга (и.Е. Старов, ч. Камерон, Дж. Кваренги, в. Бренна).
- 26. Праздничное пространство как явление Петербургской культуры.
- 27. Литературные салоны в Санкт-Петербурге: издательство, книжные лавки и их роль в формировании общественного мнения.
- 28. Искусство и культура Санкт-Петербурга в годы царствования Николая I.
- 29. Великие архитекторы-строители Санкт-Петербурга (а. Воронихин, в. Стасов, а. Захаров, ж.-б. Тома де Томон, к. Росси).
- 30. Отражение особенностей культуры Петербурга первой половины XIX века в творчестве а. С. Пушкина.
- 31. Образ Петербурга в произведениях н.В. Гоголя.
- 32. Стиль ампир в Петербургской архитектуре.
- 33. «Могучая кучка» - союз петербургских композиторов.
- 34. Общая культурологическая характеристика Петербурга Достоевского.
- 35. Развитие пластического образа города: градостроительство и архитектура (стиль «эклектика»).
- 37. Особенности искусства и культуры Санкт-Петербурга «Серебряного века».
- 38. Формирование городской массовой культуры: кинематограф, цирк, народные дома, увеселительные сады.
- 39. Градостроительство начала века. Модерн – новый стиль и первый этап развития новой архитектурной системы.
- 40. Художественный авангард и культура Петербурга-Петрограда-Ленинграда первых десятилетий XX века.
- 42. Культурная жизнь города в годы Великой Отечественной войны и Блокады (1941-1945).
- 46. Художественная культура в современном Санкт-Петербурге, арт-бизнес.
- 47. Культовые строения и прославленные святыни Санкт-Петербурга.
- 49. Петербург как пространство культурного синтеза.