logo search
ответы спб

9. Развитие огосударствления культуры в царствование Елизаветы Петровны.

Правление Елизаветы Петровны (1740-1761) называют культурным Ренессансом России. Хотя в Академии наук, созданной в 1725 г. по инициативе Петра I, бессменно царили иностранцы (до воцарения Елизаветы там не было ни одного русского ученого), Российская Академия наук отличалась от подобных научных учреждений Запада тем, что, во-первых, не занималась богословием. Во-вторых, она создавалась не только как научное, но и как учебное заведение для подготовки русских ученых. Она была организована в составе трех «классов»: математического, где работали крупнейшие математики того времени Л.Эйлер и Д.Бернулли, физического, общественных наук. В Кунсткамере Академии наук были собраны археологическая, антропологическая, зоологическая и ботаническая коллекции. В указе императрицы от 1744 г. говорилось о необходимости дальнейшего развития начального образования. В Москве в 1755 г. была открыта первая в России гимназия. Но все же в XVIII в. преобладало церковное образование. К концу столетия в России было 36 семинарий, 115 духовных училищ и три академии - в Киеве, Москве и Петербурге, а также погода в Иваново. Первыми из русских получили звания российских академиков М.В.Ломоносов и В.К.Тредиаковский. Событием, значение которого для развития всей российской культуры трудно переоценить, было открытие Московского университета 25 января 1755 г. с тремя факультетами: философским, юридическим и медицинским, причем преподавание в отличие от Европы велось на русском языке, а не на латыни. Литература постепенно освобождается от пут Средневековья, впитывая просветительские идеи. Но многие произведения XVIII в. дошли до сегодняшнего дня без указания авторства, часть из них продолжала распространяться рукописным путем, грамотность носила еще очень ограниченный характер, язык, отягощенный церковнославянской лексикой, был очень тяжеловесен, не развито стихосложение. Но уже в Петровскую эпоху заметны первые положительные сдвиги. На смену благочестивым повестям приходят «гистории» о славных подвигах российской армии. Эти пока еще нескладные вирши прославляли славные победы, как тогда говорилось, «Российской Европии». Стали заметны те литературные произведения, где главным героем был обычный человек с его радостями и заботами.