logo search
лекции 12

8.2. Системы обслуживания

Объекты и комплексы обслуживания отдельных поселений либо систем насе­ленных мест, объединенных общностью выполняемых функций, объективно скла­дываются или целенаправленно форми­руются в системы внутриселенного и (или) межселенного обслуживания. Система общественного обслуживания — упорядоченная совокупность учреждений и предприятий, обеспечивающих предо­ставление населению услуг и товаров. Системы обслуживания в процессе их це­ленаправленного развития преобразуют­ся в иерархически взаимосвязанные ком­плексы обслуживания различного уров­ня и типа.

Территориальная организация систе­мы межселенного общественного об­служивания. Целенаправленное форми­рование систем межселенного обслужи­вания основано на поиске оптимальных пространственных форм удовлетворения нужд населения в общественных услугах. Пространственная оптимизация обще­ственного обслуживания на межселенном уровне, как и на городском, обеспечива­ется за счет предоставления населению требуемого социально гарантируемого состава услуг и минимизации затрат вре­мени на передвижение к местам получе­ния услуг. Одним из способов достижения этих целей является учет характера по­требностей населения и частоты пользо­вания услугами и выделение на этой ос­нове объектов повседневного, периоди­ческого и эпизодического спроса, а также установление оптимальной доступности этих объектов.

Разнообразие типов систем обслужи­вания на межселенном уровне обуслов­лено особенностями сложившейся сети населенных мест, путей сообщения, а так­же демографическими, экономическими, ландшафтными условиями, действующей системой административно-территори­ального деления.

Предоставление первичных услуг дол­жно обеспечиваться по месту жительства в сельской местности на основе стацио­нарных и мобильных форм обслуживания

Территориальная организация систем внутриселенного общественного обслу­живания. Общественные центры, включа­ющие объекты общественного назначения (управление, торговля, культура, развлече­ния и др.), являются фокусами социальной активности населения. В больших и круп­ных городах формируется система обще­ственных центров, включающая: общего­родской центр, центры планировочных об­разований (планировочных и жилых районов, микрорайонов, производствен­ных и рекреационных зон), а также спе­циализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и др.).

Общегородской центр (центр посел­ка, села), как правило, обладает универ­сальным набором функций с высоким уровнем их концентрации и интеграции, высокой степенью освоенности террито­рии. Для общегородских центров харак­терна репрезентативность застройки, зна­чительные площади открытых пространств общего пользования.

Уникальность общегородского центра, его исключительность по отношению ко всем остальным элементам города опреде­ляется не только тем, что он концентриру­ет наивысшие образцы деятельности в раз­личных областях, но также и возможнос­тью выбора различных типов поведения, видов общения и деятельности, удобством и разнообразием этого выбора, которые достигаются за счет пространственной концентрации городских функций.

Центры планировочных образований (структурные центры) — центры состав­ляющих элементов селитебной и произ­водственной зон больших, крупных и круп­нейших городов в своем полном составе представлены лишь в нормативно-методи­ческой литературе. Тем не менее, требо­вание оптимизации условий доступности для населения объектов обслуживания стало исходным для создания концепции ступенчатой системы центров, основанной на частоте пользования (повседневное, периодическое, эпизодическое) объекта­ми обслуживания: центры планировочных, жилых, селитебно-производственных рай­онов, микрорайонов.

Оптимальный радиус доступности цент­ров микрорайонов составляет 400-500 м (в усадебной застройке — 800-1000 м). Пе­шеходная доступность объектов обслужи­вания повседневного спроса принимается равной 7-15 минут без пересечения улиц.

Посещение центров жилых районов, комплекс услуг которых обеспечивает периодический спрос населения, может обеспечиваться как на транспорте, так и пешком при оптимальном радиусе доступ­ности 800-1200 м.

Посещение центров планировочных районов, специализированных центров городского значения, а также главного общественного центра города, которые предоставляют населению города услуги эпизодического спроса и уникальные виды обслуживания, предусматривается с помо­щью транспортных средств. При этом для жителей больших и крупных городов оп­тимальной является временная доступ­ность общегородского центра 40 минут.

Распределение объектов обслужива­ния по частоте пользования приведено в нормативной и методической документа­ции и во времени.

Учитывая значительное влияние об­щественного транспорта на простран­ственную организацию жизни горожан, объективно формируется фокусирован­ная система центров обслуживания, пространственно привязанная к оста­новкам и пересадочным узлам массово­го пассажирского транспорта. Здесь кон­центрируются объекты, так называемо­го, попутного обслуживания, в отличие от объектов, специально посещаемых. Наиболее часто посещаемые объекты об­служивания составляют группу прибли­женных к жилью услуг, которые разме­щаются в жилой застройке.

Минимально требуемый состав объек­тов в различных типах центров (объекты торговли, культурно-просветительные, зрелищные, медицинские, физкультурно-оздоровительные и др.) отражает наибо­лее существенные потребности людей с учетом реальных возможностей общества на данном этапе его развития. Эти объек­ты обслуживания часто носят название социальные объекты в отличие от коммер­ческих, которые могут дублировать и (или) дополнять социальные.

Реализация ступенчатой системы об­служивания возможна в периферийной и частично в промежуточной зонах города. В центральной зоне дробность планиро­вочных элементов и интеграция городс­ких функций значительно трансформиру­ет эту систему (рис. 9).

Рис. 9. Сравнительные схемы организации обслуживания

в центральной (А) и периферийной (Б) в зонах города

(1 – общественно-торговые центры планировочных районов; 2 – центры торгового бытового обслуживания с радиусом обслуживания до 800 м; 3 - блоки первичного обслуживания с доступностью 150-200 м; 4 – зона общегородского центра; 5 – места приложения труда.)