12.3. Пространственная организация транспортных и пешеходных связей поселений.
Транспортно-планировочный каркас поселения. Современные градостроительные теории строятся на основе учета структуроформирующей роли транспорта. Сеть магистральных улиц и дорог образует транспортно-планировочный каркас поселения.
Система улиц и дорог не только выполняет функцию связей, но и членит городскую территорию на функциональные зоны (промышленно-складские районы, зоны спортивных комплексов, центральное ядро города, зона отдыха, парки, сады и пр.), а также разделяет селитебную зону города на планировочные, жилые районы и микрорайоны. Структурно-планировочные элементы города в зависимости от отношения к транспортной инфраструктуре могут быть подразделены на:
тяготеющие к транспортным коммуникациям и требующие максимальных контактов с ними — крупные деловые и торговые центры, промышленные предприятия и др.;
требующие изоляции от транспортного движения — зоны отдыха, детские учреждения и т. д.;
требующие одновременно приближения и изоляции — жилые зоны.
При формировании транспортно-планировочного каркаса поселения наиболее важное значение имеет начертание (конфигурация) и плотность транспортной сети.
Начертание (конфигурация) транспортной сети характеризует структуру планировки поселения и, как правило, имеет в своей основе одну из четырех классических схем (радиальную, радиально-кольцевую, прямоугольную, прямоугольно-диагональную) или их сочетание.
Плотность транспортной сети — показатель степени насыщения территории транспортными коммуникациями, измеряется отношением общей протяженности коммуникаций определенного вида транспорта к площади освоенной территории, на которой они расположены. Плотность транспортной сети характеризует уровень транспортной обслуженности территории.
Транспортно-коммуникационные узлы. Пересечения и примыкания путей сообщения в одном или разных уровнях, которые служат для распределения транспортных потоков по направлениям, образуют узлы транспортной сети.
Поэтому в крупных городах, в местах пересечения и примыкания транспортных коммуникаций создаются транспортно-пересадочные узлы — пункты взаимодействия (пересечения, примыкания) одного или разных видов пассажирского транспорта и пересадки пассажиров.
Транспортно-коммуникационные узлы являются местами концентрации общественных функций. На их базе формируются транспортно-общественные центры — многофункциональные комплексы, объединяющие объекты транспортной инфраструктуры и общественного обслуживания.
Транспортный поток — совокупность движущихся транспортных средств (участников движения) по выделенному элементу транспортной сети на примыкании, пересечении (перекрестке) или перегоне (между перекрестками). Транспортный поток измеряется интенсивностью движения — количеством транспортных средств, проходящих за определенный промежуток времени через сечение транспортной сети (по полосе движения, по всей проезжей части в одном или двух направлениях) или в пересечениях и примыканиях.
Автостоянки. Различаются автостоянки для временной парковки автомобилей и для постоянного хранения автотранспорта (открытые площадки, гаражи). Автостоянки могут иметь различную величину и конфигурацию, быть наземными, полуподземными, подземными одно- или многоярусными.
Пространственное разделение транспортных и пешеходных связей. В зоне общегородского центра формируются пешеходные улицы и пешеходные зоны, свободные от автомобильного транспорта. В первую очередь это относится к историческим районам городов. Система пешеходных связей должна объединять наиболее посещаемые объекты. Ширина пешеходных путей принимается с учетом интенсивности движения, кратной 0,75 м — ширине полосы пешеходного движения. При этом следует учитывать возможность проезда по пешеходным путям снегоочистительных и уборочных машин, а также пожарных машин.
Пешеходные пути проектируются с уклонами, удобными для передвижения пешеходов (продольные уклоны не более 60%, а поперечные — 10-15%). В местах, где пешеходными путями могут пользоваться лица, передвигающиеся на креслах-колясках, и физически ослабленные лица, продольные уклоны принимаются не более 40%, а поперечные — не более 10% . Ширина полосы движения должна быть при одностороннем движении не менее 1,2 м, а при двухстороннем — не менее 1,8 м.
Велосипедные и лыжные трассы. Ширина велодорожек принимается при одностороннем движении 2,5 м, а при двухстороннем — 3 м. Пропускная способность одной полосы движения составляет 300 велосипедов в час. Продольные уклоны велодорожек принимаются, как правило, не более 30%, а поперечные — 15-25%, радиусы поворотов — не менее 5 м.
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
- Введение.
- Лекция 1 современные процессы расселения. Население. Сущность градостроительной и планировочной деятельности.
- 1.1. Типология населенных пунктов
- 1.2. Современные процессы расселения
- 1.3. Население
- 1.4. Сущность градостроительной и планировочной деятельности
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Лекция 2 особенности и проблемы районной планировки районов различных типов: городские агломерации, районы сосредоточения промышленных ресурсов, сельскохозяйственные районы, районы отдыха.
- 2.1. Развитие городских агломераций.
- 1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Улицы больших городов оказались каналами, не приспособленными для пропуска современного транспорта.
- 2.3. Сельскохозяйственные районы.
- 2.4. Районы отдыха.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- 3.2. Проблемы развития инфраструктуры территориально-производственных комплексов в районной планировке.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Лекция 4 территориальные ресурсы и их использование.
- 4.1. Понятие территории и ее составляющие ресурсы.
- 4.2. Оценка территории при планировке населенного пункта.
- 4.3.Природные и планировочные условия для жилищного строительства.
- 4.4. Функциональное зонирование территории и организация ландшафта.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Лекция 5 обоснования в градостроительстве и территориальной планировке: социальные, экономические и экологические.
- 5.1. Социальные обоснования.
- 5.2. Экономические обоснования.
- 5.3. Экологические обоснования.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Лекция 6 планировочная организация населенных мест. Структура и зонирование территории населенных мест. Особенности развития сельских населенных мест.
- 6.1. Взаимосвязанное развитие поселений и прилегающих территорий
- 6.2. Планировочная структура населенного пункта.
- 6.3. Зонирование территории населенного пункта
- 6.4. Особенности развития сельских поселений
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Лекция 7 жилые территории. Пространственная организация жилых территорий. Реконструкция и модернизация жилых территорий.
- 7.1. Градостроительные жилые образования
- 7.2. Пространственная организация жилых территорий
- 7.3. Основные принципы и методы реконструкции жилых территорий.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Лекция 8 общественные центры и системы обслуживания. Объекты и комплексы системы обслуживания. Пространственная организация общественных центров, их реконструкция и модернизация.
- 8.1. Объекты и комплексы обслуживания.
- 8.2. Системы обслуживания
- 8.3. Пространственная организация общественных центров поселений
- 8.4. Реконструкция и модернизация общественных центров
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Лекция 9 производственные территории. Пространственная организация производственных территорий, их реконструкция и модернизация.
- 9.1. Общие понятия о производственных объектах и территориях.
- 9.2. Размещение и планировочная организация производственных образований.
- 9.3. Принципы и методы реконструкции и модернизации производственных территорий
- 9.4. Размещение производственных комплексов в сельских населенных пунктах
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Лекция 10 рекреационные территории. Пространственная организация рекреационных территорий, их реконструкция и модернизация.
- 10.1. Территориальные рекреационные образования.
- 10.3. Пространственная организация рекреационных территорий в поселениях
- 10.4. Пространственная организация загородных рекреационных территорий
- 10.5. Реконструкция и модернизация рекреационных территорий
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Лекция 11 особо охраняемые природные территории. Пространственная организация особо охраняемых природных территорий.
- 11.1. Охраняемые и особо охраняемые природные территории
- 11.2. Формирование и развитие системы охраняемых природных территорий.
- 11.3. Пространственная организация особо охраняемых природных территорий.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Лекция 12 транспортная инфраструктура. Пространственная организация транспортных и пешеходных связей.
- 12.1. Межселенная транспортная инфраструктура.
- Указанные сооружения и устройства размещаются как на межселенных территориях, так и на территории поселений.
- 12.2. Транспортная инфраструктура поселений.
- 12.3. Пространственная организация транспортных и пешеходных связей поселений.
- 12.4. Реконструкция и модернизация транспортной инфраструктуры поселений.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Лекция 13
- 13.2. Инженерно-техническая инфраструктура поселений.
- 13.3. Реконструкция и модернизация инженерно-технической инфраструктуры поселений.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Лекция 14 градостроительная композиция. Композиция плана. Пространственная композиция объектов градостроительного плана. Общие понятия об архитектурном проекте.
- 14.1. Композиция плана.
- 14.2. Пространственная композиция градостроительных объектов.
- 14.3. Средства градостроительной композиции
- 14.4. Архитектурный проект
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Лекция 15 градостроительные регламенты и градостроительная документация.
- 15.1. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства
- 15.2. Градостроительная документация
- 15.3. Генеральный план
- 15.4. Правила землепользования застройки
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Лекция 16 градостроительная политика в рф и система управления развитием территорий населенных пунктов.
- 16.1. Управление развитием поселений и территорий
- 16.2. Методы градорегулирования.
- 16.3. Градостроительная политика
- 16.4. Градостроительное право, нормы, стандарты
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Лекция 17 информационное, научное и проектное обеспечение градорегулирования. Городской кадастр.
- 17.1. Информационное обеспечение градорегулирования.
- 17.2. Научное обеспечение градорегулирования
- 17.3. Организационное и финансовое обеспечение градорегулирования
- 17.4. Кадровое обеспечение управления
- 17.5. Городской кадастр.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Нормативно-правовые акты
- Учебная и периодическая литература
- Варламов а.А., Гальченко с.А. Земельный кадастр. В 6 т. Т. 5. Оценка земли и иной недвижимости. – м.: Издательство: КолосС, 2008. - 265 с.
- Журнал «Вестник Росреестра». Интернет-ресурсы
- Содержание