logo
лекции 12

8.1. Объекты и комплексы обслуживания.

Отраслями сферы общественного об­служивания являются: воспитание, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура, просвещение, искусство, торговля, общественное пита­ние, бытовые и коммунальные услуги, финансово-банковские услуги и др.

Объекты обслуживания, как первич­ные элементы сфер обслуживания, под­разделяются на виды в зависимости от: способа производства услуг и товаров (производственные — предприятия, не­производственные — учреждения); фун­кционального назначения (учреждения воспитания, образования, здравоохране­ния, культуры, спорта и т.д.); организа­ционно-технологических форм (много­профильные, специализированные; го­ловные, базовые, рядовые; стационарные, мобильные); характера спроса (уникаль­ные и стандартные, среди последних — избирательные и массовые); частоты пользования (повседневного, периоди­ческого, эпизодического); социальной значимости (социальные и коммерчес­кие); охвата территории (внутриселенные, межселенные); форм собственнос­ти (государственные, частные, смешанной собственности).

Сеть объектов обслуживания пред­ставляет собой совокупность предприя­тий и учреждений различных отраслей обслуживания и отражает определенную степень их упорядоченности (плотность, густота) на территории страны или адми­нистративно-территориальных образова­ний (область, район, город). Сеть объек­тов обслуживания может рассматривать­ся как многоотраслевая (сеть объектов в целом),так и по отдельным отраслям (сеть учреждений культуры, торговая сеть и др.) или видам объектов (школьная сеть, больничная сеть и др.).

Комплекс обслуживания представля­ет собой такое сочетание объектов, кото­рое обеспечивает предоставление необ­ходимого состава товаров и услуг насе­лению различных территориальных и градостроительных образований (систе­мы населенных мест, отдельные поселе­ния, их структурные элементы) с исполь­зованием стационарных, мобильных форм и различных методов обслуживания.

Формирование комплексов обслужива­ния является градостроительным инстру­ментом оптимизации сферы услуг, а сами комплексы выполняют структуроформирующую роль в территориальной органи­зации общественного обслуживания.

Доступность объектов обслуживания и их комплексов можно рассматривать как социальную, определяемую экономичес­кими возможностями общества и челове­ка, так и пространственную, определяемую метрическими или временными показате­лями при передвижении пешком или на транспорте. При этом могут использовать­ся стационарные и мобильные (передвиж­ные) формы обслуживания.

Социально гарантированное и ком­мерческое обслуживание. Объекты об­служивания населения можно условно поделить на две основные группы:

Для определения социального стандар­та необходимо уточнить минимально тре­буемый состав объектов обслуживания, определить оптимальные для различных поселений условия их пространственной доступности от места жительства, а так­же оценить реальные инвестиционные возможности.